Магомедова Лавиза
Использование художественного слова в экологическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст наиболее перспективен для познания основ экологических знаний, так как в этом возрасте ребенок воспринимает природу как окружающую среду гораздо эмоциональней и обращает внимание на такие особенности природы, которые в старшем возрасте человек не замечает. Ребенок способен удивляться тому, что его окружает, задавать массу вопросов. Он воспринимает животных и растения как равных, сочувствуя им, сопереживает вместе с ними. В процессе общения с природой рождается, развивается и крепнет такие бесценные свойства личности, как наблюдательность, любознательность. В свою работу с детьми я включаю выразительные художественные произведения, отражающие красоту и особенности русской природы. Например, стало традиционным чтение и обсуждение произведений таких авторов, как К. Бальмонт, А. Плещеев, А. Пушкин. В художественной литературе о природе, сочетаются научное содержание и художественное слово. О красоте русской природы мы узнаем из произведений А. Фета («Ласточки пропали», «Я пришел к тебе с приветом», «Чудная картина», «Бабочка», «Весенний дождь». Произведения художественной литературы усиливают радостное настроение детей, развивают любознательность. Книги воспитывают в детях умение видеть красоту природы, чувство любви и бережное отношение, учат выделять закономерности природных явлений. Замечено, что дети удивительно внимательно реагируют на явление природы: закапал ли дождик, пошел ли первый снежок, показалась ли первая весенняя травка. Эта чуткость не проходит мимо сознания маленького человека, затрагивает его. Очевидно и детские писатели, зная эту особенность своего читателя, немало произведений - посвящают явлениям природы, жизни животных и растений.
Публикация «Использование художественного слова в экологическом воспитании дошкольников» размещена в разделах
В средней и старших группах природоведческая книга используется для расширения, уточнения представлений детей о природе, углубления их. Например, в средней группе внимание воспитанников обращается на то, что в лесах живут животные: хищные звери (волк, лиса) и животные которые питаются растениями (заяц, лось, белка, лесная мышь). Ребята узнают много интересного о диких зверях. Игрушки, рассказы, сказки сделают для ребенка любимыми образы некоторых животных, помогут сформировать правильные представления об их внешнем виде.
Чтение художественной литературы может сопровождать наблюдения в природе. Это помогает детям полнее ощутить красоту природы, а так же выразительность, точность языка, осмыслить увиденное. Ранней осенью педагог старается доставить удовольствие от наблюдений за осенней природой. Поможет в этом не только непосредственное осязание красот осени, но и стихи, например «Листопад» И. А. Бунина. Зимой, например в младшей группе на прогулке воспитатель обращает внимание детей на то, как много выпало снега, как он медленно, хлопьями ложится на землю, как быстро все вокруг побелело. Усилить эмоционально- положительное отношение к этому явлению помогут стихотворения М. Познанской «Снег идет», А. Барто «Снег, снег».
После чтения художественных произведений организуется беседа об одной или нескольких прочитанных книг. Цель беседы – помочь детям глубже осознать явления природы, обобщить и систематизировать знания о прочитанном.