Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников с использованием художественного слова

Светлана Носкова
Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников с использованием художественного слова

1. Узнай сказку, потешку, рассказ (по отрывку).

Цель: Развивать память детей, внимание, желание и умение по отрывку узнавать сказку, потешку, рассказ, вызывать интерес к художественной литературе.

2. Узнай сказку (по картинке).

Цель: Воспитывать интерес к сказкам, учить внимательно рассматривать картинки, узнавая героев и название.

3. Докончи рассказ.

Цель: Развивать творческие способности детей, внимание, умение придумывать свой вариант окончание рассказа, передавать содержание полностью.

4. Расскажи сказку по модели.

Цель: Упражнять детей пользоваться моделью при рассказывании, соотнося схематичное изображение с речью.

5. Загадки.

Цель: Развивать навыки описательной речи, ум, проявлять смекалку и сообразительность.

6. Речевые логические задачи.

Цель: Систематизировать знания о природе, поддерживать любознательность и активную работу мысли, внимательно слушать текст.

7. Подскажи словечко.

Цель: Учить отгадывать загадки, понимать смысл, закреплять навыки доказательства, развивать навыки описательной речи.

8. Путешествие по сказкам.

Цель: Развивать диалогическую речь, вспоминать отрывки из сказок, улавливать последовательность событий, прививать интерес к книгам.

9. Вспомни автора.

Цель: Прививать интерес к художественной литературе, к авторам через игру, желание встретиться с известными книгами вновь.

10. Вспомни название произведения.

Цель: Воспитывать интерес и любовь к литературе, развивать внимательность, слух, память.

11. Перепутанные фразы.

Цель: Упражнять детей усваивать последовательность развития сюжетов сказок и рассказов, обогащать словарный запас.

12. Назови героя ласково.

Цель: Упражнять детей в употреблении слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами, формировать звукопроизношение.

13. Подбери картинку к стихотворению.

Цель: Предложить детям подобрать картинку времён года к прочитанному рассказу, стихотворению. Развивать поэтический слух, внимание.

14. Сложи картинку (сюжет из сказки).

Цель: Упражнять в составлении целого из его частей, воспитывать целеустремлённость, желание сложить картинку, увидеть сюжет.

15. Подбери стихотворение к картинке.

Цель: Помочь детям подобрать к предложенным сюжетным картинкам стихотворения; развивать поэтический слух, внимание к прочитанному.

16. Что такое хорошо и что такое плохо.

Цель: С помощью рассказов и сюжетных картинок помочь детям осознать и реализовать в своём воображении правила поведения; приобретать чёткое представление о нормах и правилах, существующих в обществе, приобщать к общечеловеческим ценностям, развивать речь детей.

17. Расскажи о любимом герое.

Цель: Развивать умения детей составлять связные рассказы, использовать в речи сложные предложения, вспоминать любимых героев из сказок, рассказов.

18. Копилка слов в картинках.

Цель: Закреплять умение внимательно рассматривать иллюстрации, подбирать точные по смыслу слова, пополнять словарный запас детей.

19. Придумай название к рассказу.

Цель: Развивать у детей умение работать с текстом, желание самим придумывать своё название рассказу, закреплять навык последовательного пересказа.

20. Вспомни загадку (по рисунку).

Цель: Развивать ум, наблюдательность, память, смекалку детей, умение отгадывать загадки.

21. Придумай диалог.

Цель: Учить детей строить диалог между двумя героями известных сказок, учитывая их характер, придумывая ситуацию, в которой им пришлось встретиться.

22. Узнай героя по описанию.

Цель: Учить детей узнавать по описанию героев из сказок, отмечать существенные признаки внешнего вида и поведения, активизировать словарь, получать радость от встречи со сказочными персонажами.

23. Поймай рифму.

Цель: Учить подбирать рифмующиеся слова, развивать речь, вызывать желание сочинять простые стихотворения.

24. Поищем и найдём волшебные слова.

Цель: Помочь детям найти добрые слова в книгах, учить применять их во взаимоотношении с поступком, развивать речь, внимательность.

25. Я знаю пять названий.

Цель: Закреплять в игре названия книг, их авторов, персонажей; воспитывать интерес к книгам, развивать память.

26. Какое слово пропущено в стихотворении.

Цель: Развивать слуховое внимание, память, интерес к поэтическому литературному жанру.

27. Сочиняем сказку.

Цель: Учить детей придумывать различные ситуации с помощью заместителей предметов, развивать речевую активность.

28. Составь предложение по сюжету.

Цель: Развивать грамотность речи, способность составлять предложения, быть внимательным к сюжету, анализировать своё предложение.

29. Загадки о цветах в стихах.

Цель: Учить осмысливать загадки, отличать их от других произведений малых фольклорных форм, самостоятельно их составлять, запоминать названия цветов, активизировать словарь.

30. Скажи фразу с разной интонацией.

Цель: Учить детей произносить фразы из сказок с разной интонацией (вопросительной, удивлённой, с разной силой голоса, в разном темпе, развивать творческие способности, речь детей.

31. Когда это бывает?

Цель: Используя стихотворения закреплять знания детей о временах года, развивать связную речь, внимание, находчивость, воспитывать эстетические эмоции и переживания, уважение к поэту.

32. Позовём сказку.

Цель: Используя чудесный мешочек, доставать игрушки, сочиняя про них сказку; развивать творческое воображение детей, учить эмоционально передавать переживания действующих лиц.

33. Что забыл нарисовать художник?

Цель: Активизировать умственную деятельность, развивать внимание, замечать предметы, отсутствующие на картинках, характерные для героев сказок.

34. Игра – конкурс «Лучшая роль».

Цель: Побуждать детей к поиску выразительных средств для передачи характерных особенностей персонажей.

35. Было – будет.

Цель: Уточнять представления детей о прошлом, настоящем и будущем времени, используя стихотворения, развивать быстроту мышления, сообразительность.

36. Так бывает или нет?

Цель: С помощью небылиц развивать логическое мышление, умение замечать и доказывать непоследовательность в суждениях.

37. Игра с пальчиками.

Цель: Приучать слушать речь, понимать, о чём говорится в потешке; соотносить слова с действием пальцев.

38. От зёрнышка до булочки.

Цель: С помощью художественной литературы и сюжетных картинок дать детям представление о том, откуда на столе появился хлеб; воспитывать бережное отношение к хлебу и труду; развивать интерес к чтению познавательных книг.

39. Придумай загадку.

Цель: Учить детей придумывать загадки, составлять связный рассказ о предметах, подбирать и использовать в речи сложные предложения, эпитеты, метафоры, сравнения.

40. Расскажи сказку по опорным картинкам.

Цель: Развивать речь детей, умение пересказывать сказку по опорным предметным картинкам, проявлять творчество в пересказе.

41. Подбери пословицу.

Цель: Учить детей понимать значение пословиц, связывать их с определённой ситуацией, подбирать пословицы к рассказам, сказкам, басням.

42. Добавлялки.

Цель: Развивать слуховое внимание, обогащать словарный запас детей, учить подбирать рифму.

43. Тихо или громко.

Цель: Учить детей управлять своим голосом, произносить разные стихотворения с разным уровнем громкости, использовать интонацию в зависимости от конкретного речевого жанра.

Публикации по теме:

Дидактические игры и упражнения для развития связной речи «Дидактические игры и упражнения для развития связной речи» Консультация для педагогов Материал подготовила Долгая Е. А., воспитатель «Подбери.

Дидактические игры с использованием конструктора Лего как эффективное средство развития речи дошкольников с ТНР Вымолова Л. Б., Магистр педагогики РГПУ им. А. И. Герцена Методическая разработка «Дидактические игры с использованием конструктора ЛЕГО и.

Игры и упражнения для развития речи младших дошкольников .

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников с использованием художественного слова
Опубликовано: 13 июня 2019 в 13:37
+132Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 51.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 июня. Юбилей книги А.М.Волкова "Волшебник Изумрудного города"

Замечательному произведению Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города» в этом году исполняется 80 лет. Несмотря на свой возраст книга о волшебной стране, девочке Элли и ее сказочных друзьях не...

18 июня. Международный день баскетбола

18 июня 1932 года была создана международная федерация баскетбола, в первый состав которой вошло всего восемь европейских стран. Это стало важным шагом ко всемирному распространению этого замечательного...

Фотоотчет посещение выставки прикладного искусства в рамках областного фестиваля...
ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей г. Шелехова». Отделение сопровождения замещающих семей. Сегодня наши дети посетили выставку...
Предметно-развивающая среда. Украшение интерьера по временам года
Предметно-развивающая среда – это составная часть развивающей среды дошкольного детства в соответствии с особенностями каждого возраста. Она необходима, так...
Фотоотчет «Я мамин и папин помощник»
В нашем детском саду стала уже традиционной выставка творческих работ из природного материала. И этот год стал не исключением . Так как наша группа...