Анна Плахова
Дидактические игры и упражнения как средство формирования слоговой структуры слова у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из проявлений общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста является нарушение воспроизведения слоговой структуры слова.
Слоговая структура - это характеристика слова (высказывания) с точки зрения количества, последовательности и видов составляющих его слогов.
Нарушение воспроизведения слоговой структуры слова проявляется в упрощении слова, перестановке слогов, недоговаривании, недописывании, слиянии и расщеплении слов.
Публикация «Дидактические игры и упражнения как средство формирования слоговой структуры слова у детей с ОНР» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Слог. Слоговая структура речи
- Слоги. Игры со слогами
- Темочки
В норме у детей к трем годам все трудности слогообразования оказываются преодоленными, но при аномальном развитии нередко наблюдается глубокое и стойкое отставание этого процесса. Нарушение слоговой структуры слова оказывает задерживающее влияние на овладение речью в целом /накопление словаря, усвоение понятий/, затрудняет общение, а также, несомненно, препятствует обучению звуковому анализу, а в дальнейшем и обучению грамоте. Поэтому необходимо долгий и непродуктивный процесс стихийного формирования слоговой структуры слова заменить целенаправленным и сознательным обучением этому умению.
В условиях поиска эффективных методов формирования слоговой структуры слова детей дошкольного возраста с расстройствами речи, имеющих специфические особенности как речевого, так и общего психического развития, особую актуальность, на наш взгляд, приобретает использование игры. Ведь именно игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, создающим наиболее благоприятные предпосылки для формирования не только речи, но и личности в целом. Это необходимо учитывать при организации непосредственно образовательной деятельности с детьми.
В связи с определенной последовательностью в организации логопедических занятий, возможности физического перемещения детей, как правило, ограничены: дети не могут свободно ходить, прыгать, бегать, когда у них появляются такого рода желания. Вместе с тем эффективность занятий во многом зависит от их положительного эмоционального фона, интереса детей к заданиям, который могут поддержать игры и игровые упражнения. Игровая деятельность хорошо знакома ребенку, она стимулирует появление мотивов участия в выполнении разнообразных заданий, в игровых ситуациях дети чувствуют себя увереннее и нередко полнее раскрывают свои возможности. Практика показала, что усвоение знаний, умений и навыков происходит более легко и прочно в условиях игры, а специально организованные дидактические игры и упражнения являются эффективным средством в преодолении нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР. Поэтому нами были подобраны дидактические игры и упражнения, направленные на коррекцию нарушений слоговой структуры слова.
Остановимся более подробно на дидактических играх заслуживающих наибольшего внимания в связи с вариативностью проведения.
Игра «Телеграф».
Цель: учить четкому послоговому проговариванию слов;
учить воспроизводить интонационно – ритмический рисунок слов
Мы предварительно рассказываем детям как передают телеграммы на телеграфе.
Вариант 1. Ведущий называет слово, сопровождая его чередованием хлопков в ладони и по коленям (количество хлопков соответствует количеству слогов).
Игровая задача: повторить за ведущим.
После того, как дети овладеют этой игрой, её можно усложнить.
Вариант 2. Придумать слово самостоятельно, отхлопать, назвать количество частей в слове.
Игра «Угадай слово».
Цель: формировать фонематическое восприятие;
упражнять в слоговом анализе и синтезе.
Игровой материал: музыкальный молоточек.
Ведущий музыкальным молоточком ударяет определенное количество раз.
Игровая задача: выбрать из предложенного набора картинок ту, название которой соответствует заданному количеству слогов.
Называя слово, ребёнок сопровождает его холопками, как бы проверяя свой ответ. При повторной игре педагог может выбрать ведущим ребёнка.
Игра «Составь слово».
Цель: формировать представление о том, что слова состоят из слогов,
выпадение одного - затрудняет понимание сказанного.
Педагог читает детям стихотворение «Петя и слова».
Игровая задача: составить из частей слово «вымыты».
Петя и слова.
Вот с такими он словами
Прибежал однажды к маме:
Если руки мыли Вы,
Если руки моем Мы,
Если руки моешь Ты,
Значит руки Вы-Мы-Ты!
Игра «Подбери к схеме слово».
Цель: формировать фонематическое восприятие;
упражнять в слоговом анализе и синтезе.
Игровой материал: картинки, в названии которых различное количество слогов, и схемы, начерченные на карточках, состоящие из 1-4 квадратов (каждый квадрат обозначает слог).
Игровая задача: подобрать картинки к схемам; придумать своё слово в соответствии со схемой на карточке, проверив придуманное слово хлопками.
Игра «Придумай слог с заданным гласным»
Цель: упражнять в слоговом анализе и синтезе.
Игровой материал: картинки, фишки, обозначающие гласные, схемы слов разной слоговой структуры.
Игровая задача: ведущий кладёт фишку на любую часть в схеме слова, а игроки должны придумать часть слова с заданным гласным звуком.
Игра «Выложи нужную часть».
Цель: формировать навык слогового и звуко - буквенного анализа и синтеза слов разной слоговой структуры.
Игровой материал: карточки с картинками, фишки красного, синего и зелёного цвета и буквы.
Игровая задача: с помощью хлопков определить количество слогов в слове, обозначить каждый слог фишкой, назвать заданную часть, обозначить кружками количество звуков, выложить слог из букв разрезной азбуки.
Игра «Подбери картинки к схемам».
Цель: формировать навык слогового и звукового анализа и синтеза слов разной слоговой структуры.
Игровой материал: карточки, на которых изображены схемы с разным количеством квадратов от 2 до 4 (каждый квадрат обозначает одну часть слова); предметные картинки, в названии которых от 2 до 4 частей.
Игровая задача:
Вариант 1. Назвать слово, отхлопать, подобрать схему с нужным количеством квадратов.
Вариант 2. Предложить игроку определить на слух, к какой следующей картинке ему предстоит найти схему - так ведущий сам отхлопывает 2,3 или 4 раза, а ребенок подбирает соответствующее слово и схему к нему.
С целью достижения необходимого уровня в формировании слоговой структуры слова у детей мы рекомендуем проводить дидактические упражнения в определенной последовательности, с учетом индивидуальных возможностей и личностных особенностей детей, соблюдая принцип постепенного усложнения материала. Мы предлагаем включать данные игры и упражнения в индивидуальные и фронтальные занятия логопеда. Знания и умения детей, приобретенные в процессе обучения, следует закреплять в повседневных, нерегламентированных видах деятельности.