Получи документы

Презентация «Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей с ОВЗ»

Татьяна Долженко
Презентация «Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей с ОВЗ»

2 слайд. Предпосылки формирования слоговой структуры слова. Факторы психической деятельности:

пространственный

динамический

ритмический

3 слайд. Индикатором сформированности оптико-пространственной ориентации, ритмического и динамического построения движений являются продуктивные виды деятельности, связанные с практическим освоением пространства и формированием пространственных представлений (Г. В. Бабина, О. С. Бот, А. В. Венгер, Н. Ю. Сафонкина)

Публикация «Презентация „Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей с ОВЗ“» размещена в разделах

4 слайд. Нарушения слоговой структуры бывают различного характера:

-Сокращение числа слогов в слове- элизии, которые зависят от степени недоразвития речи. При низком развитии речи сокращаются даже 2-сложные слова (вода-да), при более высоком затрудняются на уровне 4х -3х сложных слов (пуговица- пувица).

-Контур слова может быть искажен по причине добавления лишнего слога и увеличения слогового состава (трамвай- тарамавай).

-Добавление гласных звуков к структуре слова (кузнечик- акунетик, корова- коевая).

-Едва ли не самым характерным для детей с ОНР является перестановка местами слогов внутри слова (ромашки- морашки, печение- чепение).

5 слайд. Методика коррекции нарушений слоговой структуры слова

Этапы:

Подготовительный этап (работа проводится на невербальном и вербальном материале)

Цель – подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов языка.

Коррекционный (работа ведется на вербальном материале)

Цель – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка-логопата.

Подготовительный этап

6 слайд. Подготовительный этап. Работа на невербальном материале

1. «Игры на развитие слухового внимания, памяти на материале неречевых звуков: "Где позвонили", "Узнай инструмент по звуку","Сколько раз ударили в барабан?"

7 слайд. 2 Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным) : отстукивание мячом, отхлопывание в ладоши, использование музыкальных инструментов – барабана, бубна, металлофона.

Сравнение ритмов:! - !;! -! - !; воспроизведение ритмов по образцу логопеда; узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком; задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка:, .

г) Воспроизведение долгих (-) и коротких (+) звуков с помощью рисунка (- - ++; ++ - -; + - -).

8 слайд. д) Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: маршировка, легкий бег, ходьба.

е) Упражнения на развитие динамического праксиса рук: по образцу, по словесной инструкции или под счет (кулак – ребро – ладонь).

ж) Упражнения на развитие реципрокной координации рук: выполнение движений одновременно обеими руками (кулак левой руки – ребро правой руки и т. д.).

з) Графические упражнения на переключение (продолжи строчку) : 0-0-0…. ; +=+=+=…. .

(Все виды работ и способы предъявления задания выбираются с учетом возраста, интеллектуального и речевого развития ребенка.)

9 слайд. Работа на вербальном материале

1. Игры и упражнения, направленные на формирование пространственно-временных представлений: начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. Данные понятия важны при усвоении последовательности звуко-слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.

10 слайд. Коррекционный этап

I. Уровень гласных звуков:

Игра «Будь внимательным» - произнести заданный звук (а, о и т. д.) столько раз, сколько точек на кубике или сколько услышишь хлопков

Игра «Слушай – выполняй» - пропевание серий звуков (ауио, уа, оа, иуоа, те же задания с выделением ударного звука (аиу, оыа, иуэ)

Игра «Угадай-ка» - узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом

11 слайд. II. Уровень слогов :

Игра «Пирамида» – нанизывание колец с одновременным проговариванием цепочки слогов

(каждое кольцо – один слог).

Игра «Пальчики здороваются» – на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем

этой же руки произносится один слог.

Игра «Запомни и повтори» – запоминание и повтор ребенком слоговых цепочек : са-са-со; са-со-со; со-са-со и т. д.

Игра «Скажи наоборот»работа с мячом: са – ас, ко – ок и т. д.

Игра «Кто быстрее» – ребенок должен быстро найти и прочитать названный логопедом слог (слоги записаны в таблицу).

12 слайд. III. Уровень слова :

Работа над формированием структуры слов сопровождается обучением детей правильному образованию отдельных грамматических форм слов, например:

Игра «Чей, чья, чьи?» - образование притяжательных прилагательных.

Игра «Один – много» - единственное и множественное число существительных.

Игра «Назови ласково» – образование слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Игра «1-2-5» – согласование числительных с именами существительными.

13 слайд. Фонематический и слоговой анализ слов :

Игра «Рассели картинки по домам» - один слог – одноэтажный дом и т. д.

Игра «Соедини картинки и слова»

Игра «Раздели слова на слоги»

Игра «Найди самое длинное и самое короткое слово»

Игра «Исправь ошибку в словах»слово произносится неправильно (если ребенку трудно выполнить задание, то в помощь дается картинка) : МОТОЛОК, МОКОЛО

Игра с мячом: ударить об пол столько раз, сколько слогов в слове; удары сопровождаются четким произнесением слогов

14 слайд. Фонематический и слоговой синтез слов :

Игра «Дополни слово» – дополнение слов подходящим слогом : земляни, смороди, бере, коро… и т. д.

Игра «Составь слова» - выбрать слоги и составить слова :

МА РА НА ША

У ЛА ШИ ПА

Игра «Сложные слова» – из двух слов образовать одно : лёд, колоть (ледокол); камни, падать (камнепад); лес, рубить (лесоруб) и т. д.

Игра «Измени слова» – упражнение в словоизменении; уточнить, изменилось ли количество слогов : дом – дома, лес – леса и т. д.

Игра «Медленно – быстро» - взрослый произносит слово по слогам : со-ба-ка, а ребенок произносит это слово целиком и быстро.

Игра Новые слова» – образование новых слов из первых слогов двух слов : ЧАЙНИК + КАПУСТА = ЧАЙКА; МАЛИНА + МАШИНА = МАМА

15 слайд Фонематические представления:

Игра «Чистоговорки»придумать чистоговорку по образцу: шо-шо-шо – хорошо; ши-ши-ши - …; аш-аш-аш - …. и т. д.

Игра «Цепочка слов» – ребенок придумывает слово, начинающееся с последнего звука услышанного слова : тигр – рыба – аист – тыква и т. д.

Игра «Придумай слово» – придумать слова, соответствующие ритмическому рисунку:, ,, !;, ,, ,.

Игра «Рифмы» – подбор рифмы к данным словам : мак – гамак, зайка -. , кошка - … и т. д.

Игра «Подарки» – придумать куклам имена из 2 и 3 слогов; подарить подарки (соответственно количество слогов 2 и 3); объяснить, почему никому не подарили мяч и пирамиду.

16 слайд. IV. Отработка слоговой структуры слов на материале чистоговорок, законченных предложений, стихов и других текстов

Потешки, прибаутки, стихи: Та-ра-ра! та-ра-ра! Ушли кошки со двора!

Ахи-ахи-ахи-ох! Маша сеяла горох!

Чижик в клеточке сидел, чижик в клетке громко пел: - Чу-чу-чу, чу-чу-чу! Я на волю улечу!

Упражнения, направленные на развитие подражательности и формирование координации речи с движениями: Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся, Руки в стороны развел, ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, нужно на носочки встать.

Подвижные и хороводные игры: «Гуси», «Лиса и гуси», «Пастушок», «Куры и петух» и т. д.

Чистоговорки с различными типами слогов и повторяющимся слоговым рядом : Ша-ша-ша - наша Маша хороша; Чу-чу-чу – я гулять хочу; Алка-алка – у меня палка; Ур-ур-ур – не гоняй кур.

17 слайд. Игра «Выбери слово» – выбрать слово, которое подходит для рифмы:

Шепчет ночью мне на ушко

Сказки разные … (перина, подушка, рубашка)

Игра «Подскажи словечко» – для развития у детей чувства рифмы и языкового чутья:

Эй, давай играть в футбол! Забивай в ворота … (гол!

Солнце светит очень ярко. Бегемоту стало … (жарко).

Часто к озеру напиться ходит рыжая … (лисица).

Елка, елка, елочка – колкая … (иголочка).

Игра «Закончи слово» – договаривание незаконченных слов в предложениях : На солнышке греется коте, на него смотрит ще…. У мышки маленький мышо, а у лисы – лисе…. (Какой одинаковый слог прибавляется)

Игра «Чистоговорки» – придумывание чистоговорки на заданный слог : Са-са-са - …. ; Ры-ры-ры - …. ; Но-но-но - …. И т. д.

Проговаривание, чтение, заучивание скороговорок.

Чтение предложений, стихов, рассказов с самостоятельным отстукиванием ритма.

18 слайд. Литература:

Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. Большакова С. Е. "Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей", Москва, 2009г.

С. Е. Большакова "Формируем слоговую структуру слова", дидактический материал.

Воронова А. Е. "Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет", Москва, 2006г.

Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. Сценарии 32 учебно-игровых занятий. Издание 2-е, дополненное и исправленное. М. : «Гном-Пресс», 1999 (Опыт работы практического логопеда).

Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. – М. : Аквариум, 1996.

Репина В. М. Коррекция нарушений речи у детей. ОИПЦ «Перспективы образования», 1998. Смирнова Л. Н. Логопедия. Играем со звуками. Речевой дидактический материал: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М. : «Мозаика – Синтез», 2006.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактические игры по формированию слоговой структуры слова Дидактические игры по формированию слоговой структуры слова Цели: • Определение наличия или отсутствия ритмического и структурного искажения.

Презентация «Формирование слоговой структуры слова у дошкольников» Вашему вниманию представляется универсальная анимированная базовая презентация, которую Вы можете использовать при отработке звуко-слогового.

Использование авторских игр в коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возрастаИспользование авторских игр в коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста Использование авторских игр в коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста. С каждым годом увеличивается число.

Логопедическая работа по преодолению нарушений звуко-слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ОНР В логопедической работе по преодолению нарушений звуко-слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста используют методические рекомендации,.

Консультация «Нарушение слоговой структуры слова» Здравствуйте, уважаемые коллеги, хочу затронуть один из самых трудных аспектов в коррекционном процессе - это нарушение слоговой структуры.

Открытый урок «Методы работы по формированию слоговой структуры слова «Встречаем весну» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №5 г. МОЖАЙСКА 143200, Московская область, тел.

Преодоление нарушений слоговой структуры речи у детей дошкольного возраста В соответствии с принципами психолого- педагогической классификации речевых нарушений выделена категория детей с такими нарушениями, как.

Программа логопедической работы по формированию слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи .

Речевые игры для детей 6–7 лет. Игры на развитие слоговой структуры слова Игры на развитие слоговой структуры слова 1) Игра «Переставь слоги или звуки» Задача: тренировать сообразительность детей, умение переставлять.

Рекомендации родителям «Предупреждение нарушений слоговой структуры слова у детей» Нарушения речи у дошкольников являются очень распространенными и оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка, а в дальнейшем,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Презентация «Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей с ОВЗ»
Опубликовано: 26 февраля 2019 в 16:23
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД