Валерия Астафьева
Использование метода моделирования в воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Цель:
обеспечить успешное усвоение воспитанниками знаний об особенностях объектов окружающего мира, их предназначении, структуре, связях и отношениях, существующих между ними.
Задачи:
Развивающие:
1. Формировать системные знания и наглядно-схематическое мышление.
2. Развивать зрительно-пространственную память и внимание.
Образовательные:
1. Обучать составлению творческих рассказов.
Публикация «Использование метода моделирования в воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
В моем случае были использованы мнемотаблицы.
Тема недели:
"Хлеб - всему голова. "
Для начала необходимо объяснить детям, что такое мнемотаблица и как с помощью нее можно составить познавательный рассказ. Поэтому начнем с простой схемы-модели "Расскажи о времени года" (в нашем случае - осень).
Знак вопроса может натолкнуть детей на мысль, что необходимо угадать время года по следующим картинкам. Взглянув на остальные картинки дети могут догадаться, что это осень (идет дождик; деревья меняют свою "одежду"; взрослые собирают урожай на огороде и т. д.).
Можно также наглядно показать, как листья деревьев меняют окраску осенью. У меня для этого случая припасен демонстративный материал:
Теперь дети понимают, что будет требоваться от них в дальнейшем, поэтому можно переходить непосредственно к тематической схеме.
В нашем случае это схема-модель "Как выращивают хлеб".
Благодаря многоступенчатым, наталкивающим на создание полноценного рассказа, вопросам можно добиться желаемых результатов. Пробный урок в моей группе вы можете посмотреть перейдя по ссылке: Схема-модель «Как выращивают хлеб».
Для закрепления усвоения нового материала воспользуемся разрезными карточками, благодаря которым дети (анализируя первую схему-модель) соберут идентичную, но в более сложном варианте.
Целью данного упражнения является развитие умения анализировать и сопоставлять между собой схематические символы и соответствующие им явления в жизни; развитие структурно-последовательного (алгоритмического) мышления. Пробный урок в моей группе вы можете посмотреть перейдя по ссылке: Собираем схему-модель «Как выращивают хлеб»
Можно добавить еще 2 карточки, чтобы у детей был выбор/расширить вашу схему-модель:
После длительного "мозгового штурма" необходимо немного отвлечься и отдохнуть.
Например
Физкультминутка №1 «Дуйте, ветры»
Тара-тара-тара-ра!
Из колхозного двора выезжают трактора. (дети идут произвольным шагом)
Будем землю пахать,
Будем хлеб засевать,
Будем рожь молотить,
Малых детушек кормить (отмечают более сильным притопом правой ноги ударение на словах «землю», «хлеб», «рожь», «детушек», затем встают врассыпную)
Дуйте, дуйте, ветры в поле (пружиня ногами, делают махи руками вперед – назад)
Чтобы мельницы мололи (выполняют круговые движения руками «Мельница»)
Чтоб назавтра из муки
Испекли мы пироги! («Лепят» пироги).
Физкультминутка №2 «Печем пироги»
Мы месили тесто так легко (кулачками обеих рук поочередно «месят» тесто)
Поднималось тесто высоко (выполняют пружинку)
Пирожки лепили: раз-два-три!
Много получилось – посмотри! (ладошками лепят пироги, протягивают ладонями вверх)
В гости всех друзей скорей зови! (машут руками)
Физкультминутка №3 «Колоски»
По весне поле вспахали, (трут ладошки друг о друга)
Зерном поле засевали. (складывают ладошки в шепотки)
Солнце припекает (перекрещивают руки, раздвигают пальцы)
Землю согревает (поднимают руки вверх)
Высоко поднялись колоски
К солнышку тянутся они. (сгибают руки в локтях, разворачивают ладони друг к другу и медленно поднимают руки)
Ветер налетает, колосок качает, (качают руками над головой)
И вправо пригнулись, и влево качнулись, (наклоны туловища в стороны)
А как дождик идет, рожь водицу пьет. (наклоны туловища вперед)
Вот какая нива!
До чего ж красива!
Ручки и ножки размяли, сил набрались, теперь можно перейти к финальной части образовательной деятельности.
В завершении ребятам было предложено "испечь" хлебобулочные изделия из соленого теста по рецепту:
мука:соль:вода = 2:1:1;
1ст. ложка подсолнечного масла.
Задачи:
Обучающая:
расширить кругозор учащихся по истории лепки хлеба и хлебобулочных изделий из солёного теста, ознакомить учащихся с современными материалами, инструментами и приспособлениями при выполнении изделий из соленого теста.
Развивающая:
развивать у учащихся наглядно-образное мышление; развивать моторику рук, познавательный интерес, работать с дополнительной литературой и другими источниками информации.
Воспитательная:
воспитывать уважительное отношение к хлебу и людям труда, содействовать воспитанию эстетического вкуса, повышать интерес к народно - прикладному искусству, совершенствовать навыки общения.
На фото можно увидеть то, что у нас получилось "испечь":