Использование метода моделирования в экологическом воспитании дошкольников

Ирина Климко
Использование метода моделирования в экологическом воспитании дошкольников

Экологическое воспитание - это воспитание духовности, интеллекта, нравственности. Природа и человек — поэты, художники, философы всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме.

Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И у меня возникло желание охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в детях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, а уже потом и любовь к Отечеству.

«Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину».

Наиболее успешным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный возраст. Маленький ребенок узнаёт мир с открытым сердцем и душой. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть хорошим человеком, любящим и понимающим природу, будет воспринимать себя как её единой частью, во многом зависит от нас взрослых, которые его окружают.

Цель экологического воспитания дошкольников:

формирование у детей бережного отношения к живому, через обогащения чувственно – эмоционального опыта общения с природой.

Систематизация и углубление представлений детей о явлениях и объектах неживой природы как части экологического благополучия.

В своей работе наметила следующие задачи:

1. Формирование у детей умений и навыков по уходу за растениями и животными путем моделирования.

2. Формирование экологически грамотного поведения в быту и природе.

3. Систематизировать знания детей о таких явлениях и объектах как свет, воздух, вода, почва, температура. Формировать основы понимания необходимости бережного отношения к объектам неживой природы.

4. Формировать представления о взаимосвязях живой и неживой природы.

5. Развитие творчества, воображения, мышления, внимания.

6. Воспитание у детей любовного, заботливого отношения к природе через систематическое, целенаправленное общение дошкольников с природой.

В работе с детьми я использую метод моделирования.

Моделирование является одним из основных наиболее перспективных методов реализации экологического развития, так как мышление дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью.

Метод моделирования способствует развитию мышления у детей, так как открывает у ребёнка ряд дополнительных возможностей для развития его умственной активности, через ознакомлении с природой.

Так что же такое моделирование и модель?

Моделирование в детском саду – это совместная деятельность воспитателя и детей, направленная на создание и использование моделей. Моделирование -это замещение реальных объектов предметами, схемами, знаками.

Цель моделирования в детском саду – обеспечение успешного усвоения детьми знаний об объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Научить детей анализировать синтезировать, абстрагировать, сравнивать, обобщать, проводить простейшие аналогии — это значит, готовить их к успешному обучению в школе. Для этого использую различные модели, схемы, знаки, символы.

Учитывая психофизиологические особенности старших дошкольников в работе, по экологическому воспитанию детей использую разные виды моделей.

1. Предметные модели, воспроизводящие структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. Это игрушки животных, растений, только в уменьшенном масштабе, в которых отображены характерные признаки.Например: домашние и дикие животные, животный мир разных широт.

2. Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов - макетов Например: полоски бумаги разных оттенков зеленого цвета можно использовать при абстрагировании цвета листьев растений; изображение геометрических фигур на карточке – при абстрагировании и замещении формы листьев и т. д.

З. Графические модели (графики, схемы и планы) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения природных явлений.Например: при формировании понятия «птицы», «звери», «деревья», «рыбы», «земноводные», «насекомые» в старшей группе используется модель, в которой отражены существенные, наглядно воспринимаемыепризнаки данной систематической группы животных: среда обитания, своеобразное строение конечностей (плавники, крылья, форма тела, покров тела.

Все указанные виды моделей успешно используем в целях развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста.

В группе создан уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе. На территории детского сада радует глаз цветущие растения на клумбе. И они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими.Здесь дети стараются позаботиться о цветах: рыхлят, поливают.

Раскрыть перед детьми красоту природы и научить увидеть её дело сложное. Для этого я сама должна уметь жить в гармонии с природой, а дети очень наблюдательны и внимательны к словам воспитателя, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.

Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой я личным примером демонстрирую детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвую в природоохранной деятельности.

Экскурсии — особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях я знакомлю детей с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств.

Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. Я знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках я организую игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения «Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки- корешки», «Загадки о животных» на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.)

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями стараюсь использовать как можно больше опытов. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

В природе всё взаимосвязано. Если "теряет" неживая природа, то страдают растения, животные и люди. Навредить легко, исправить трудно!

Мы живём на планете Земля. Наша планета одна из самых прекрасных в космическом пространстве. Учёные пока не нашли ни одно другой планеты, на которой тоже были бы условия для жизни людей.

На Земле живёт много людей. Но у всех одна забота - сохранить нашу планету для дальнейшей жизни.

Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения.

Чтобы вызвать желание, заинтересованность у детей, использую различные виды игр:

- ролевые экологические игры, основанные на моделировании социального содержания экологической деятельности;

- имитационные экологические игры, основанные на моделировании экологической деятельности;

- игры – путешествия.

Перечисленные игры способствуют развитию интереса к экологической деятельности, познанию её,развитию личностных качеств ребенка: самостоятельности, целенаправленности, поисков действий, стремления к достижению положительного результата, находчивости.

Очень тесно веду работу по экологическому воспитанию с семьей.

Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

Эффективной формой работы с родителями является, например, круглый стол «Воспитание доброты к природе», оформление «Уголка природы». В группе проводятся выставки детских рисунков» Времена года», «Мир глазами детей»,» Как я провёл лето», «Листопад», «Зимушка- зима», «Тает снежок, ожил лужок», конкурсы «Лучшая поделка из природного материала». «Первоцветы». Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок.

Взаимосвязь с родителями обеспечивает гармонию эмоционально – положительных взаимоотношений воспитателя, детей и родителей.

Итак, в результате освоения детьми дошкольного возраста моделирования значительно повышается уровень их экологической воспитанности, которая выражается, прежде всего, в качественно новом отношении к природе. Моделирование позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребенок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер.

Итог работы по данному направлению показал высокую эффективность использования метода моделирования при формировании основ экологического сознания у дошкольников.

Ведущим личностным достижением ребёнка становится подлинно гуманное отношение к величайшей ценности – Жизни.

Всё хорошее в людях — из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Публикации по теме:

Использование игровых технологий в экологическом воспитании дошкольниковИспользование игровых технологий в экологическом воспитании дошкольников Необходимость использования игровых приёмов в работе с дошкольниками не вызывает сомнений. Игра является ведущей формой познавательной деятельности.

Использование проектного метода в экономическом воспитании старших дошкольников Актуальна ли тема: «Повышение экономической компетентности детей старшего дошкольного возраста»? Да, эта тема актуальна на современном этапе.

Использование метода моделирования в обучении старших дошкольников математике.Использование метода моделирования в обучении старших дошкольников математике. Здравствуйте уважаемые коллеги. Я работаю воспитателем в детском саду. И представляю вашему вниманию опыт своей работы на тему: «Использование.

Использование метода наглядного моделирования при составлении рассказов по личному опыту Использование метода наглядного моделирования при составлении рассказов по личному опыту. Рассказы о впечатлениях из опыта опираются в.

Использование метода проектов в духовно-нравственном воспитании дошкольников Цель проектов:Достижение качества образования воспитанников на основе духовно- нравственного воспитания и развития ценностно- смысловой.

Консультация «Использование проектного метода в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников»Консультация «Использование проектного метода в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников» свете ФГОС дошкольного образования нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования.

Методические рекомендации: «Использование дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников». Министерство социального развития Новосибирской области Государственное автономное учреждение Новосибирской области «Центр социальной помощи.

Семинар на тему: «Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников» (из опыта работы). Дудырева Н. В., воспитатель ГБДОУ детский сад№ 122 Невского района Санкт- Петербурга ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ «Использование метода проектов.

Использование малых фольклорных форм в экологическом воспитании дошкольников В настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием, в какой бы области не специализировался педагог. Экология является не.

Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи Консультация для педагогов МБДОУ ДС «Калинка» г. Волгодонска Тема: «Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи».

Библиотека изображений:
  • Лето
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Использование метода моделирования в экологическом воспитании дошкольников
Опубликовано: 5 декабря 2017 в 11:38
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 января. День осведомленности о пингвинах

Красавцам в черных смокингах, обитающим во льдах Антарктиды, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы познакомить детей с пингвинами и увлечь...

20 января. День лево-право на МААМ

В стародавние времена солдат-новобранцев учили понимать, где лево, а где право, привязывая к их ногам по пучку сена и соломы. У нас задача ещё сложнее: современные дети не знают отличий и сена от соломы...

Детский мастер-класс по объёмной аппликации с использованием крупы и соли «Заюшкина...
Данный мастер-класс будет интересен педагогам, творческим людям, детям дошкольного возраста. Назначение : украшение групповой комнаты, иллюстрация к...
Спортивное развлечение «Потерянные новогодние игрушки» для детей младшего возраста
Цель: Создать праздничное настроение у детей, закрепить умения и навыки, приобретенные на НОД по физкультуре, вызвать радостное эмоциональное состояние...
Участие в создании образовательной среды на территории детского сада
Я, как педагог, занимаю активную жизненную гражданскую позицию, являюсь участником творческой группы по созданию образовательной среды на территории детского...