Приложение МААМ

Использование малых фольклорных форм в экологическом воспитании дошкольников

Анастасия Курбатова
Использование малых фольклорных форм в экологическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием, в какой бы области не специализировался педагог. Экология является не только наукой – это мировоззрение современного человека, осознающего свою ответственность за будущее общего для всех нас.

Экологическое образование детей дошкольного возраста всегда является важным направлением в работе дошкольных учреждений. Это одно из главных средств всестороннего развития ребёнка-дошкольника, формирование системы знаний о природе и воспитания осознанного отношения к ней.

Публикация «Использование малых фольклорных форм в экологическом воспитании дошкольников» размещена в разделах

В дошкольном возрасте закладываются основы личности: позитивное отношение к окружающему миру.

В последние годы, все чаще педагоги обращаются к устному народному творчеству и внедряют его в свою работу, тем самым возрождая лучшие образцы народной педагогики.

В сокровищницу народной педагогики входит фольклор, который обладает огромными дидактическими возможностями. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, миру природы и играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Малые фольклорные формы, небольшие стихи предлагаются детям в процессе наблюдения за предметами живой и неживой природы. Образный язык их помогает выделить особенности явления, определенные качества предмета, усилить эстетическое восприятие природы.

Русское народное творчество восхищает и удивляет своим глубоким содержанием и совершенной формой. Значение его огромно. Педагог, владеющий фольклорным материалом, умеющий эмоционально их преподнести, быстрее добьется успехов в обучении и воспитании детей.

Поэтому важно, чтобы педагог применял его в своей практике. Инструментом для вовлечения детей в познавательную деятельность служат разнообразные загадки, скороговорки, считалки, сказки, пословицы, поговорки.

В сокровищнице устной народной речи запечатлены творческая фантазия, опыт векового взаимодействия с природой, стремление придать знаниям, приобретенным многими поколениями людей, живую, яркую, выразительную форму. Устное народное творчество особенно ярко показывает отношение человека к окружающему миру.

Прививать у детей бережное отношение к растительному миру, животным, беречь красоту окружающей природы надо начинать с раннего возраста.

Важная особенность фольклора – ритмичность, насыщенность движением, игрой слов – позволяют широко использовать его с младшими дошкольниками при ознакомлении с домашними и дикими животными, рассматривании картин с их изображением («Котя–коток», «Киска, киска, киска брысь», «Идет коза рогатая», «Как у нашего кота» и т. д.). Дети будут охотно выполнять звукоподражание и движения животных, изображать их вместе с воспитателем.

Использование народного творчества решаются следующие задачи экологического образования детей:

- Формирование у детей знаний об объектах и явлениях природы, недоступных их непосредственному наблюдению;

- Углубление и уточнение знаний о растениях и животных ближайшего окружения (их внешнем виде, повадках, образе жизни);

- Формирование, расширение и углубление знаний детей о различных средах обитания живого и присущих им условиях;

- Знакомство с экологическими законами, правилами и нормами поведения в природе;

- Воспитание у детей интереса к природным объектам, субъективного отношения к ним.

Решения данных задач требует и определения места народного творчества и фольклора в педагогическом процессе экологического образования таким образом, чтобы она усиливала эффект педагогического воздействия на детей, способствовала достижению позитивных результатов в этом процессе.

Чтение и обсуждение загадок, сказок в сочетании с наблюдением может занимать следующее место в педагогическом процессе экологического образования (в зависимости от цели использования):

- Перед наблюдением в природе: вызвать интерес к наблюдению; активизировать внимание на определенных объектах и явлениях природы;

- В процессе наблюдения (фрагмент сказки или сказочных персонажей, а также потешек, стихов и загадок): усилить эмоциональное воздействие на детей: создание проблемных ситуаций и активизировать деятельность детей;

- После наблюдения: закрепление представлений, полученных в ходе наблюдения; коррекция отношения детей к природным объектам; углубление и расширение экологических представлений; в сочетании с беседой, игрой, слушанием музыкальных произведений: конкретизация представлений, воспитание нравственно-эстетического отношения к миру природы.

Приобщение дошкольников к природе, знакомство с окружающим миром в дошкольном учреждении проходят через систему сезонных прогулок, в процессе которых формируются основы и начальный опыт поведения дошкольника в природе, умения и навыки наблюдений за природными объектами, положительное отношение к природе, способность отмечать и видеть сезонные изменения в жизни окружающей среды.

Сближаясь с русской народной культурой, дети становятся добрее и внимательнее друг к другу, расширяется их кругозор и повышается интерес к познанию окружающего мира. Русское народное творчество способствует воспитанию любви к Родине и родной природе.

Таким образом, использование малых фольклорных форм помогает в воспитании и обучении детей, в усвоении знаний о природе.

Вся работа с детьми строится с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Организуя работу с детьми, необходимо тщательно продумывать упражнения, специальные и творческие задания с использованием пословиц и поговорок. Старайтесь давать задания детям в привлекательной форме, используя игровые, соревновательные и другие мотивационные установки.

Работа с детьми должна строиться в сотрудничестве, сотворчестве педагога и ребенка и исключает авторитарную модель обучения.

Публикации по теме:

Доклад для родителей «Роль малых фольклорных жанров в воспитании детей» с использованием ИКТ Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Тогучинского района «Нечаевский детский сад» РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ Доклад.

Использование компьютерных игр в экологическом воспитании дошкольников. Среди множества педагогических проблем, решение которых начинается с раннего детства, — формирование конструктивного взаимодействия ребенка.

Использование малых стихотворных форм и сюжетных игр в физическом развитии детей раннего возраста Севостьянова Галина Петровна, Зеленевская Ольга Николаевна ГКУЗ «Тамбовский областной специализированный дом ребенка», г. Тамбов Особые.

Конспект интегрированного занятия «Использование малых фольклорных жанров в развитии речи детей» Цель: закрепить знание детей патешек ; Задачи: Образовательная: уметь правильно охарактеризовать героев патешек; упражнять в правильном.

Педагогический проект «Использование русского фольклора в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста» Информационная характеристика проекта Автор проекта: Шайбулатова Светлана Петровна, воспитатель первой младшей группы МДОУ детский сад №.

Педагогический проект «Использование малых фольклорных форм в разговорной речи детей младшего дошкольного возраста» Педагогический проект на тему: «Использование малых фольклорных форм в разговорной речи детей младшего дошкольного возраста» Тип проекта:.

Проект «Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей» Проект на тему «Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей» Разработчик: воспитатель Шищенко Лидия Алексеевна Вторая.

Развитие речи младших дошкольников посредством малых фольклорных формРазвитие речи младших дошкольников посредством малых фольклорных форм Данная тема на сегодняшний день очень актуальна. Развитие компьютеризации, низкопробной литературы, безграмотное говорение с экранов телевизора,.

Роль малых фольклорных жанров в развитии речи младших дошкольников Роль малых фольклорных жанров в развитии речи младших дошкольников. Развитие речи младших дошкольников на сегодняшний день является одной.

Использование малых фольклорных форм в работе с детьми младшего дошкольного возраста при формировании к-г навыков Программное содержание: - в доступной форме, через использование УНТ, учить детей проявлять уважение к своему здоровью; учить видеть недостатки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование малых фольклорных форм в экологическом воспитании дошкольников
Опубликовано: 19 апреля 2017 в 09:33
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование малых фольклорных форм в экологическом воспитании дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Курбатова (УИ 250424) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД