Приложение МААМ

Методические рекомендации: «Использование дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников».

Ирина Руднева
Методические рекомендации: «Использование дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников».
▼ Скачать + Заказать документы

Министерство социального развития

Новосибирской области

Государственное автономное учреждение

Новосибирской области

«Центр социальной помощи семье и детям «Семья»

Использование дидактических игр

в экологическом воспитании дошкольников.

Составитель:

Руднева И. А., воспитатель

Новосибирск, 2017

СОДЕРЖАНИЕ:

Пояснительная записка…. 3

Возрастные и индивидуальные особенности детей ….…. 5

Публикация «Методические рекомендации: „Использование дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников“,» размещена в разделах

Понятие «дидактическая игра» и основные требования …. 7

Выбор игры…. 9

Картотека дидактических игр экологического содержания.

Заключение ….

11

17

Список, используемой литературы… 18

Пояснительная записка

Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации.

В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой основную цель – формирование мыслящей, добродетельной, милосердной, совестливой, верящей в возможность совершенствования мира и людей, Личности. Только такой человек, обладающий вышеперечисленными качествами, способен заботиться об окружающем мире, проявляя любовь, бережное и гуманное отношение к природе.

На данном этапе развития современного общества экологическое воспитание является одной из важнейших проблем современности.

Образование дошкольников связанное с темой экологии — сравнительно новое направление в дошкольной педагогике — решается в основном на основе формирования природоведческих знаний, усваиваемых на этапах дошкольного детства.

Экологическое воспитание – это важное средство всестороннего развития ребенка-дошкольника, формирования системы знаний о природе и воспитания осознанного отношения к ней, ведь оно предусматривает формирование у детей знаний и представлений об окружающем мире, включающем природу и общество; понимание взаимосвязи между этими составляющими мира и взаимозависимости; выработку правильных форм взаимодействия с окружающей средой; развитие эмоционально-положительного отношения к природе.

Первые основы экологической культуры и природоохранного сознания должны прививаться детям с раннего возраста. Если ребёнок научится с младенчества жить в гармонии с природой, то это останется с ним до старости и не вытравится не какими обстоятельствами.

В процессе освоения природоохранных знаний, умений и навыков ребенок начинает осознавать себя мерой всех вещей, нравственным критерием природоохранного отношения, причиной всех возможных неблагоприятных последствий взаимодействия с природой и преобразующей силой мироздании.

Осваивая экологические знания, ребенок узнает о своих собственных конституциональных особенностях, центральных звеньях пространственно-временной организации мира – телесности и конечности живых существ, о непреходящей ценности жизни. Это существенно совершенствует нравственную воспитанность, способствует духовному росту личности. Наконец, ребенок начинает ощущать свою видовую принадлежность и привязанность к матери, семье, этническому сообществу, определенному образу жизни.

Через познание живого происходит одухотворение бытия, эстетическое восприятие природы, формируется этика взаимодействия человека с миром. Освоение этих представлений в дошкольном детстве помогают личности утвердиться в мире, укрепляет уверенность в себе, дает возможность выразить себя в общении с окружающим.

Экологическое отношение к миру природы формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды, листьев. Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Учиться жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать в дошкольном возрасте.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. Экологические игры способствуют не только получению знаний о предметах и явлениях природы, но и формируют навыки бережного и гуманного обращения с окружающей природой.

Игра для детей – важное средство самовыражения, проба сил. В играх воспитатель может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что позволяет ему найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из детей. И, что тоже очень важно, игры сближают воспитателя с детьми, помогают установить с ними более тесный контакт.

Игра в жизни ребенка – это минуты радости, забавы, соревнования. Для людей игра когда-то была не только развлечением, но и способом организации хозяйственной и семейной жизни, поэтому игровая деятельность прочно укрепилась в сознании ребенка.

Игры существуют разные: подвижные, сюжетные, дидактические и др. Все они нужны и по-своему полезны детям, все используются воспитателем в работе.

Возрастные особенности детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст (3-7 лет) связан с доминированием игровой деятельности. На него приходятся главные достижения ребенка в познавательном (формируются представления о связи различных сфер действительности, образное и начало логического мышления, сенсорные и интеллектуальные способности, эмоционально-волевом развитии (определяются приемы саморегуляции, самостоятельность поведения, развиваются осознанная дисциплинированность, инициативность действий, способность к общению, формируется чувство долга, ответственности и т. п.).

На мой взгляд, именно игра позволяет снять тревожность, удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помогает ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями.

Игра оказывает на маленького ребенка развивающее воздействие и использование ее как средства экологического воспитания детей важно по целому ряду причин:

• Игра развивает познавательные способности и речь ребенка, способствует становлению личности, сохранению здоровья;

• доставляет радость ребенку, поэтому понимание природы и общение с ней, проходящее на фоне игры, будут особенно эффективны;

• ставит взрослого и ребенка в партнерские отношения;

• в игровой комплекс включаются игры на развитие разных анализаторских систем (слух, зрение, осязание, обоняние и др.);

экологические знания, полученные в игре и вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, лучше войдут в их самостоятельную игровую деятельность, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности ребенка;

игры позволяют развивать у ребят самые разнообразные положительные качества: воспитываются дружеские взаимоотношения между детьми, развивается чувство товарищества, взаимопомощи, воспитывается культура поведения и общения.

Понятие «дидактическая игра» и основные требования

Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.

Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности.

Дидактические игры экологического содержания помогают уточнять, закреплять, обобщать и систематизировать знания о природе, а также дают возможность детям оперировать самими предметами природы (семенами, плодами, овощами, фруктами, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой.

Такие игры помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы в целом, осознать уникальность и неповторимость каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе.

Игра содержит в себе дидактическую задачу, тесно связанную с игровыми заданиями и игровыми действиями, интерес к которым и предопределяет успешность ее решения. При выборе учебной задачи педагог обычно исходит из требований программы, а также должен учитывать уровень подготовленности детей.

Например, если малыши способны только называть некоторых животных, узнавать их по внешнему виду и издаваемым звукам, то дети средней группы уже могут сравнивать объекты природы, классифицировать их по отдельным признакам: цвету, форме, величине и т. д. Старшим дошкольникам вполне доступны обобщение, анализ, воссоздание образа по части, оценка состояния растений, животных, деятельности человека в природе.

Игра становится дидактической, если в ней имеются учебная задача, игровые правила и игровые действия.

Обучающие игры природоведческого и экологического содержания используются, прежде всего, с целью уточнения, закрепления, обобщения и систематизации знаний. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе. Такие игры помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы в целом, осознать уникальность и неповторимость каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе.

В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всем многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости; понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.

Дидактические игры следует проводить с небольшой подгруппой детей, использовать их вариативно в зависимости от уровня сформированности экологических представлений детей.

Дидактические игры экологического содержания помогают ребенку увидеть неповторимость не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения ее целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за ее пределами.

Выбор игры

При организации дидактических игр необходимо придерживаться следующих положений:

• Правила должны быть простыми, точно сформулированными, а экологическое содержание предлагаемого материала – доступно пониманию дошкольников. В противном случае игра не вызовет интереса и будет проводиться формально.

• Игра должна давать достаточно пищи для мыслительной деятельности, в противном случае она не будет содействовать выполнению педагогических целей, не будет развивать экологическое мышление дошкольников.

Дидактический материал, используемый во время игры, должен быть удобен в использовании, иначе игра не даст должного эффекта.

• При проведении игры, связанной с соревнованиями команд, должен быть обеспечен контроль над её результатами со стороны всего коллектива детей или выбранных лиц. Учёт результатов соревнования должен быть открытым, ясным и справедливым. Ошибки в учёте, неясности в самой организации учёта приводят к несправедливым выводам о победителях, а, следовательно, и к недовольству участников игры.

• Каждый ребёнок должен быть активным участником игры. Длительное ожидание своей очереди для включения в игру снижает интерес детей к этой игре.

• Если на занятии проводится несколько игр, то лёгкие и более трудные по экологическому содержанию должны чередоваться по принципу: от простого к сложному, от конкретного к абстрактному. Это положение необходимо последовательно и строго соблюдать при проведении логических игр.

• Игровой характер при проведении дидактических игр должен иметь определённую меру. Превышение этой меры может привести к тому, что дети во всём будут видеть только игру.

• Игру нужно закончить на данном занятии, получить результат. Только в этом случае она сыграет положительную роль.

При использовании дидактических игр очень важно следить за сохранением интереса дошкольников к игре. При отсутствии интереса или угасании его, ни в коем случае, не следует принудительно навязывать игру детям, так как игра по обязанности теряет своё дидактическое, развивающее значение; в этом случае из игровой деятельности выпадает самое ценное – её эмоциональное начало. При потере интереса к игре воспитателю следует изменить обстановку на занятии. Этому могут служить эмоциональная речь или приветливое отношение. При наличии интереса дети занимаются с большой охотой, что благотворно влияет и на усвоение ими знаний.

Очень важно проводить игру выразительно. Если воспитатель разговаривает с детьми сухо, равнодушно, монотонно, то дети относятся к знаниям безразлично, начинают отвлекаться. В таких случаях бывает трудно поддерживать их интерес, сохранять желание слушать, смотреть участвовать в игре. Если дети от игры не получают никакой пользы, она вызывает у них только утомление. Возникает отрицательное отношение к занятиям.

Использовать дидактические игры для расширения и углубления экологических представлений следует с учетом тех представлений, которые могут быть сформированы у детей дошкольного возраста :

1) о многообразии и разнообразии природных объектов, о растениях и животных как живых организмах;

2) о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе (между неживой и живой природой, между объектами живой природы);

3) о человеке, как части природы;

4) о культуре поведения в природе.

Проведение игр в естественных условиях имеет свои сложности: дети легко отвлекаются, переключают свое внимание на посторонние предметы, на людей и т. д. Поэтому в таких играх целесообразно применять наглядный художественно оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи.

В своей практике я использовала для проведения игр сказочных героев - Гриба-лесовика, Лесной Феи, Королевы Природы. При помощи сказочных героев можно провести любую игру, например, "Грибная полянка", "Осенний лес", "Найди домик для животного", "Кто, чем питается?" и т. д.

Игру можно оформить и музыкальным сопровождением. Детям очень нравятся игры, участвуя в которых они могут выиграть, опираясь на свои знания.

Повышению интереса к дидактической игре и природным объектам, которые обыгрываются, способствует также введение элемента соревнования, как индивидуального, так и командного, а также проблемных ситуаций.

Знания, полученные на занятиях в виде игры, дети "проверяют" в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок.

Картотека дидактических игр экологического содержания.

Сентябрь.

«Что где растёт?»

Цель: Формирование у детей элементарных представлений о том, где растут овощи, фрукты, цветы, ягоды, грибы.

«Вершки и корешки».

Цель: Закрепление знаний о том, что в овощах есть съедобные корни - корешки и плоды – вершки, у некоторых - съедобны и вершки и корешки.

«Что сажают в огороде?»

Цель: Развитие умений классифицировать предметы по отдельным признакам (по месту их произрастания).

«Определи на вкус»

Цель: Закрепление умений определять вкус овощей и фруктов (сладкий, кислый, солёный, горький).

«Найди, о ком расскажу».

Цель: Обобщение знаний о животных.

Октябрь

«Раз, два, три дерево назови».

Цель: Закрепление названий деревьев (берёза, дуб, клён, ель, рябина).

«Кто живёт в лесу».

Цель: Закрепление знаний о животных, живущих в лесу.

«Кто знает, пусть продолжает».

Цель: Обогащение словаря, обучение подбору слов к обобщаемому слову (насекомые - это).

«Найди листок, какой покажу».

Цель: Совершенствование умений находить листок по показу.

«Собери дерево из частей».

Цель: Закрепление умений собирать из частей целое.

Ноябрь.

«Кто с хозяином живёт, что хозяину даёт?»

Цель: Закрепление знаний детей о домашних животных, и пользе, которую они приносят.

«С какой ветки детки?»

Цель: обогащение и закрепление знаний о деревьях и их плодах.

«Загадки о животных» (лесных и домашних).

Цель: Развитие умений отгадывать загадки, опираясь на ключевые слова.

«Кто ползает, а кто летает»

Цель: Формирование знаний детей о насекомых и способах их передвижения.

«Сложи картинку»

Цель: Совершенствование умений собирать из частей целое. Закрепление знаний о временах года.

«Чудесный мешочек».

Цель: Упражнение детей в распознавании овощей и фруктов.

Декабрь.

«Кто во что одет».

Цель: Закрепление умений детей систематизировать животных по покрову тела (перья, чешуя, шерсть).

«Охотник и пастух».

Цель: Упражнение детей в группировке диких и домашних животных.

«Когда это бывает?»

Цель: Закрепление знаний детей о частях суток, упражнять их в сопоставлении картинки с частью суток.

«Кто живёт у нас зимой».

Цель: Закрепление знаний о зимующих птицах нашего края.

«Какое время года»

Цель: Развитие умений детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определённым временем года.

Январь.

«Разрезные картинки».

Цель: Закрепление знаний детей о строении тела домашних животных.

«Кто, где живёт»

Цель: Закрепление знаний детей о насекомых и месте их обитания.

«Бывает - не бывает»

Цель: Развитие логическое мышление, умений замечать непоследовательность в суждениях.

«Зоологическое лото»

Цель: Упражнение в умении объединять предметы по месту их обитания.

«Все по домам».

Цель: Обучение детей определять животное, по внешнему виду своего домика.

Февраль.

«Чьи детки?»

Цель: Совершенствование знаний о животных и их детёнышей.

«Загадки об овощах»

Цель: Развитие умений отгадывать загадки, опираясь на ключевые слова.

«Найди по названию».

Цель: Закрепление знаний о птицах, развитие слухового восприятия.

«Когда это бывает»

Цель: Уточнение и углубление знаний детей о временах года.

«Кто, чем питается»

Цель: Уточнение представлений детей о том, чем питаются дикие животные.

Март.

«Какая сегодня погода?»

Цель: Совершенствование умений выбирать нужные картинки по описанию.

«Магазин цветов».

Цель: Развитие умений описывать комнатные растения, которые нужно купить.

«В магазине растений»

Цель: Закрепление знаний детей о растениях, умений правильно их классифицировать.

«Съедобное или несъедобное»

Цель: Закрепление знаний детей о съедобных и несъедобных растениях.

Апрель.

«Какую пользу приносят».

Цель: Закрепление знаний детей о домашних животных, и пользе, которую они приносят.

«Птицы, которые прилетают весной».

Цель: Обобщение и закрепление знаний детей о перелётных птицах.

Живое – неживое.

Цель: Закрепление знаний о живой и неживой природе.

Игра «Хорошо – плохо»

Цель: Совершенствование знаний детей о явлениях живой и неживой природы, животных и растениях.

Май.

«Кто, где живёт?»

Цель: Закрепление умений детей систематизировать животных по среде обитания.

«Найди ошибку».

Цель: Развитие внимания, учить находить ошибки в изображении времён года.

«Четвёртый лишний».

Цель: Формирование умений замечать ошибки, развитие наблюдательности.

«Парные картинки».

Цель: Воспитание наблюдательности, умений находить в предметах, изображённых на картинках, сходства и различия.

Июнь.

«Чья это тень?»

Цель: Закрепление названий животных, развитие умений узнавать животных по силуэту.

«Собери цветок из частей»

Цель: Развитие умений детей собирать целое из частей. Закрепление названий растений.

«Узнай дерево по ветке».

Цель: Развитие умений детей узнавать и называть деревья и кустарники по кроне, ветвям, плодам, стволу. Закрепление знаний о названиях деревьев, произрастающих на территории нашей области.

Июль.

«Где, что растёт»

Цель: Формирование у детей элементарного представления о том, где растут овощи, фрукты, цветы, деревья, грибы.

«Чей хвост?»

Цель: Развитие способности анализировать, закрепление умений называть и различать животных.

«Кого не стало?»

Цель: Развитие наблюдательности, зрительной памяти, закрепление названий домашних животных.

«Загадки о птицах».

Цель: Развитие умений отгадывать загадки о птицах, опираясь на ключевые слова.

«Угадай»

Цель: Совершенствование знаний и умений узнавать фрукты и ягоды по их частям (долька, косточка, гроздь, кожура и т. д).

Август.

«Съедобные - несъедобные»

Цель: Закрепление знаний детей о съедобных и несъедобных грибах. Обучение различию их по внешнему виду.

«На птичьем дворе».

Цель: Развитие умений детей узнавать и называть домашних птиц (утка, курица, гусь, петух, индюк) и их детёнышей.

«Сложи картинку» (пейзажи).

Цель: Развитие умений собирать из частей целое изображение.

«Да и нет».

Цель: Закрепление знаний о частях тела животного, и какие звуки он издаёт.

«Угадай»

Цель: Совершенствование умений узнавать овощи по частям (долька, зубчик, кочан, ботва, стручок и т. д).

«Сад - огород»

Цель: Закрепление знаний детей о том, что растёт в саду или в огороде.

Заключение

В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, наблюдений на прогулке, а также организации самостоятельной деятельности детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой : понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы и помогают наладить взаимоотношения с ним.

Список использованной литературы :

1. Андриенко Н. К. Игра в экологическом образовании дошкольников// Дошкольная педагогика. –2007.– № 1.–С. 10–12.– Классификация игр.

2. Маханёва М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М. : Аркти, 2004

3. Воспитание экологической культуры школьников как психолого-педагогическая проблема. Сборник научных статей / Под ред. Б. Т. Лихачева, Н. С. Дежниковой. – М., 1997.

4. Венгер Л. А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. – Москва, 1981г.

5. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников. // дошкольная педагогика. 2006 г. № 3, стр. 23.

6. Молодова. Л. П. Игровые экологические занятия с детьми. – Минск, 1996.

7. Николаева С. Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве : Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. – М. : Новая школа, 1995.

8. Казаручук Г. Н. Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. –2008.–№ 2.–С. 19–24.– Классификация дидактических игр; Дидактические игры экологического содержания;

Публикации по теме:

Использование дидактических игр в формирование элементарных математических представлений старших дошкольников Подготовила: Антонец Е. В. «Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В. А. Сухомлински Введение Детский сад.

Использование наглядного материала и дидактических игр в работе по исправлению недостатков речи у дошкольников У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворить. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь.

Использование дидактических игр для развития восприятия у дошкольников Сенсорное развитие составляет одну из главных линий умственного развития в дошкольном детстве. Значительно изменяются основные виды чувствительности.

Использование дидактических игр современных игровых технологий Т. А. Сидорчук, Г. С. Альтшуллера в воспитании дошкольниковИспользование дидактических игр современных игровых технологий Т. А. Сидорчук, Г. С. Альтшуллера в воспитании дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает реализацию различных видов детской деятельности.

Использование компьютерных игр в экологическом воспитании дошкольников. Среди множества педагогических проблем, решение которых начинается с раннего детства, — формирование конструктивного взаимодействия ребенка.

Консультация для педагогов «Методические рекомендации, которых необходимо придерживаться в ходе проведения дидактических игр» Важно отметить, что дидактические игры для детей дошкольного возраста, направлены на развитие познавательных интересов. В соответствии,.

Педагогический проект «Использование русского фольклора в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста» Информационная характеристика проекта Автор проекта: Шайбулатова Светлана Петровна, воспитатель первой младшей группы МДОУ детский сад №.

Проект Использование стишков и дидактических игр в воспитании культурно-гигиенических навыков. Детей средней группы Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически,.

Семинар на тему: «Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников» (из опыта работы). Дудырева Н. В., воспитатель ГБДОУ детский сад№ 122 Невского района Санкт- Петербурга ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ «Использование метода проектов.

Использование малых фольклорных форм в экологическом воспитании дошкольников В настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием, в какой бы области не специализировался педагог. Экология является не.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации: «Использование дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников».
Опубликовано: 28 мая 2017 в 20:10
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации: «Использование дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников».» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Руднева (УИ 488505) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД