Семинар на тему: «Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников» (из опыта работы).

Наталья Дудырева
Семинар на тему: «Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников» (из опыта работы).

Дудырева Н. В., воспитатель

ГБДОУ детский сад№ 122 Невского района

Санкт- Петербурга

ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ

«Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников» (из опыта работы)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества «наш дом в опасности» Спасти окружающею среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности за судьбу нашего общего дома-планеты Земля. Мы часть природы и целиком зависим от неё. На смену технократии, которая привела человечество к современному глобальному экологическому кризису, пришло понимание того, что для сохранения природы надо перестроить все формы деятельности. Задача раннего формирования у детей дошкольного возраста экологической воспитанности и культуры поведения к природе и к своему непосредственно здоровью актуальна и своевременна. Эффективным средством организации такого процесса является технология проектирования и проект как одна из форм поисковой деятельности.

С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (1991, «Об экологической безопасности России» (1993) и «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской федерации» (1994) созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которой является дошкольное. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру.

В Российской педагогической энциклопедии метод проектов определяется как «система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов».

Основоположником метода проектов считается американец В. Х. Кильпатрик, который в своей работе «Метод проектов» развивает идею обучения через организацию целевых актов, в которой он предполагал энергичную, «от всего сердца» деятельность ученика, целесообразную деятельность, целевой акт, особенно подчеркивая слово целевой.

Проект-это игра всерьез; результаты ее значимы для детей и взрослых. Очень рано в мир ребенка входит природа родного края, которая выступает в роли первого педагога, знакомящего его с малой родиной. Но без помощи взрослого детям трудно понять что город, село, лес, река которые он видит каждый день, это и есть его Родина. Поэтому перед педагогом стоит непростая задача: организовать педагогический процесс, способствующий усвоению необходимых знаний о родном крае и воспитанию патриотических чувств. Эффективным средством организации такого процесса является технология проектирования и проект как одна из форм поисковой деятельности. В ходе реализации проектов ребята оказываются в различных жизненных ситуациях, преодолевают их.

Одним из главных принципов экологического образования признается принцип непрерывности, т. е. взаимосвязанный процесс обучения и развития человека на протяжении всей его жизни.

Главная цель экологического воспитания - формирование начал экологической культуры т. е. правильное отношение ребенка к природе его окружающей, к себе, к людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.

Дошкольное детство-это период игры. Отечественные и зарубежные исследователи отмечают важность той деятельности в воспитании, которая доставляет ребенку радость, оказывая положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические способности растущего человека.

Организация такой деятельности возможна посредством современных технологий:

-игровых;

-метода проектов.

Игра привлекает ребенка больше, чем любое другое занятие. В ней происходит развитие эмоциональной сферы и психических качеств личности. Важной является мысль Л. Венгера о том, что в игре дошкольник проживает и переживает воображаемые события. Пережитые в игре ситуации становятся собственным эмоциональным опытом ребенка, т. е. игра является мощным средством успешной его социализации.

Упражняясь в навыках общения, дети не замечают того, что учатся, т. к. здесь они решают игровую задачу, поставленную взрослым.

Метод проектов предполагает использование разнообразных средств и приемов обучения, а также необходимость интегрирования различного рода знаний и умений. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Для решения любого проекта требуется исследовательский поиск. Обязательные составляющие проекта:

-детская самостоятельность (при поддержке взрослого);

-сотворчество детей и взрослых;

-развитие коммуникативных способностей;

-познавательных и творческих навыков;

-применение полученных знаний в разных видах деятельности.

Классификация проектов может быть самой разнообразной. Они делятся:

-по составу участников (большие- макропроекты, малые- минипроекты, индивидуальные);

-по целевой установке (познавательные, развлекательные, игровые, творческие, общественнополезные);

-по тематике;

-по срокам реализации (долгосрочные, краткосрочные).

Проект состоит из нескольких этапов.

На первом этапе определяется тема, вид проекта, ставятся цели и задачи.

Второй этап - предварительная работа. Она включает в себя:

-беседы;

-наблюдения;

-экскурсии;

-чтение художественной литературы.

Третий этап - практическая часть:

-эксперименты;

-художественно-продуктивная часть;

-игры (подвижные, дидактические);

-создание коллекций макетов оформление альбомов.

Четвертый этап-работа с родителями, которая предполагает:

-совместные экскурсии в природу;

-участие в праздниках, развлечениях;

-помощь в оформлении различных коллекций, создание альбомов;

-участие в конкурсах, выставках;

-помощь в сборе природного материала;

-изготовление поделок из природного и бросового материала.

Главная задача родителей - поддерживать интерес детей к природе, поощрять их экологически грамотные поступки.

Заключительный этап-результат проектной деятельности-это:

-выставки, конкурсы;

-презентация альбомов, макетов;

-развлечения, праздники, спектакли.

Итак, проект-это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, это звено в системе воспитания, в цели развивающей личность программы.

Публикации по теме:

Использование проектного метода при взаимодействии с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС (из опыта работы) Почему именно проектный метод становится ведущей формой работы с детьми и родителями? Проектная деятельность в соответствии с законом «Об.

Использование компьютерных игр в экологическом воспитании дошкольников. Среди множества педагогических проблем, решение которых начинается с раннего детства, — формирование конструктивного взаимодействия ребенка.

Использование метода проектов при ознакомлении старших дошкольников с татарским народным костюмом Комплекс народного костюма испокон веков нес в себе особый духовный смысл, в котором проявлялась психология каждого народа. В коллективном.

Использование метода проектов в ДОУ. Создание современной системы дошкольного образования, ориентированного на полноценное развитие личности каждого ребенка, выдвигает постоянно.

Использование метода проектов в образовательной деятельности со старшими дошкольникамиИспользование метода проектов в образовательной деятельности со старшими дошкольниками Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем, исследования показывают, что наибольшие трудности.

Использование метода проектов в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста Использование метода проектов в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста В современных условиях, когда происходят глубочайшие.

Использование проектного метода в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников Использование проектного метода в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Из опыта работы воспитателя второй младшей группы.

Опыт педагогической деятельности «Использование интегрированных проектов в музыкальном воспитании дошкольников» Здравствуйте, разрешите представиться Стратиенко Елена Анатольевна музыкальный руководитель детского сада №11 «Елочка». Уважаемые коллеги,.

Сообщение из опыта работы «Использование личностно-ориентированных технологий в физическом воспитании дошкольников» Сообщение из опыта работы «Использование личностно-ориентированных технологий в физическом воспитании дошкольников» Базовая технология:.

Использование малых фольклорных форм в экологическом воспитании дошкольников В настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием, в какой бы области не специализировался педагог. Экология является не.

Библиотека изображений:
  • Лето
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Семинар на тему: «Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников» (из опыта работы).
Опубликовано: 3 мая 2017 в 14:45
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 октября. День даров Фрёбеля на МААМ

Немецкий дошкольный педагог XIX века Фридрих Фрёбель придумал сам термин «детский сад». Это название стало частью его мировоззрения: что ребёнок похож на цветок, который надо заботливо выращивать,...

15 октября. Всемирный день мытья рук

В 2008 году прошло первое «мировое мытье рук». В этой акции участвовало 120 миллионов детей из 70 стран мира. Взрослые рассказывали малышам, зачем нужно мыть руки с мылом, а дети под их наблюдением...

Детский мастер-класс по ручному труду «Зонтик для Осени»
Детский мастер – класс по ручному труду «Зонтик для Осени» ребята выполняли в смешанных техниках – аппликация и природный материал – разноцветные...
Наш цветник в детском саду
Трудно представить себе детский сад летом без цветочных клумб. Они способны преобразить даже самый скучный участок и добавить в него ярких, радующих глаз...
Художественно-познавательный проект в старшей группе детей с ООП «Знакомство с...
Художественно-познавательный проект в старшей группе ( 5- 6 лет) детей с ООП Проектная идея: Провести цикл мероприятий по художественно-эстетической и...