Получи документы

Проект Использование стишков и дидактических игр в воспитании культурно-гигиенических навыков. Детей средней группы

Оксана Матюхина
Проект Использование стишков и дидактических игр в воспитании культурно-гигиенических навыков. Детей средней группы

Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. воспитанники должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен в работе.

Публикация «Проект Использование стишков и дидактических игр в воспитании культурно-гигиенических навыков, Детей средней группы» размещена в разделах

Воспитание культурно-гигиенических навыков имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их здоровья.

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками.

Культурно-гигиеническое воспитание — основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем.

Воспитание у воспитанников навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.

В процессе повседневной работы с воспитанниками необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Актуальность проблемы развития культурно- гигиенических навыков воспитанников дошкольного возраста всегда будет стоять на одном из первых мест в проблеме воспитания дошкольников.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста воспитанников : прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание воспитанника о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Нужно добиваться от дошкольников точного и четкого выполнения действий, из правильной последовательности.

Однако для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы.

В процессе гигиенического воспитания и обучения воспитанников педагог сообщает им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у воспитанников представление о пользе физкультурных упражнений. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны воспитанникам и литературные сюжеты “Мойдодыр”, “Федорино горе” и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми. Все сведения по гигиене прививаются воспитанникам в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т. е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.

Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать воспитанникам различные поручения. Навыки воспитанников быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т. д.).

Обязательным условием формирования гигиенических навыков у воспитанников, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. Где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья воспитанников, полноценного физического и гигиенического развития.

Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.

В возрасте 4 – 5 лет совершенствуются навыки, которыми воспитанники овладевали в младшей группе. Они самостоятельно одеваются и раздеваются, аккуратно вешают и складывают вещи, моют руки по мере загрязнения, едят, пользуясь ложкой и вилкой.

Большое внимание уделяется формированию исполнительности, умения доводить начатое до конца. Эти задачи решаются при использовании игровых приемов, систематическом напоминании и контроле за действиями воспитанников.

В этом возрасте у ребенка появляется стремление научить товарища тому, что он умеет сам. Это нужно использовать для воспитания доброжелательности и формирования навыков взаимопомощи.

Важно предоставлять дошкольникам больше самостоятельности в самообслуживании. Но одновременно следует помнить, что прием объяснения и показа способа действий на данном этапе по-прежнему занимает большое место. На конкретных примерах надо учить воспитанников делать простейшие выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

В своей деятельности я разработала проект : «Использование стишков и дидактических игр в воспитании культурно-гигиенических навыков воспитанников средней группы».

Цель проекта : формирование культурно–гигиенических навыков у воспитанников среднего дошкольного возраста через использование художественной литературы и дидактических игр.

Задачи проекта :

1. Продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом;

2. Закреплять умение пользоваться расчёской, носовым платком. Приучать детей при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком;

3. Совершенствовать навыки аккуратного приёма пищи, самостоятельного умывания, мытья руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.

Объект исследования: процесс формирования культурно-гигиенических навыков у детей 4-5 лет.

Предмет исследования: организация рациональной обстановки для формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольников.

Участники проекта : воспитанники, воспитатель и родители.

Длительность проекта : краткосрочный (2 месяца).

Ожидаемый результат:

1. Воспитанники должны самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки салфеткой;

2. С помощью взрослого приводят себя в порядок;

3. Пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой);

4. Во время еды воспитанники должны правильно пользоваться столовыми приборами;

5. При небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь (расстегивают пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь.

СОДЕРЖАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

Этапы работы Виды деятельности

Подготовительный - определение целей, задач;

- подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация развивающей среды в группе.

- мониторинг воспитанников по теме

- составление анкет для родителей. Анкетирование.

Основной - ознакомление детей с художественной литературой;

– проведение бесед;

рассмотрение картин и беседы по их содержанию;

работа с родителя (разработка рекомендаций);

проведение занятий;

прослушивание и обсуждение музыкальных произведений;

- составление картотеки дидактических игр и потешек;

Заключительный анализ результатов проекта (мониторинг)

План работы

Дата, срок реализации Содержание работы Участники

Подготовительный этап

1-я неделя 1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.

2. Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т. п.).

3. Мониторинг воспитанников.

4. Анкетирование родителей «Какими навыками самообслуживания владеет ваш ребенок?» Воспитатель

Родители

2-я неделя 1. Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы; дидактических игр, разработка бесед

2. Подбор репродукций художественных картин на данную тематику

3. Организация развивающей среды в группе Воспитатель

Родители

Основной этап

3-я неделя 1. Беседы:«Чтобы быть здоровым». «Сохраним своё здоровье».

«Как нужно ухаживать за собой».

2. Оформление стенда «возрастные особенности детей 4-5 лет». : Воспитатель

Дети

4-я неделя 1. Изготовление картотеки потешек и дидактических игр.

2. Одевание и раздевание: Д/и «поучим зайку застёгивать пуговицы», «Научим Мишку складывать вещи в шкафчик». «Макарошки, макарошки, мчатся по полю, дорожке». Воспитатель

Дети

5-я неделя 1. Питание: Беседа «Поведение за столом». Презентация «Чайная ложка».

2. Игровая презентация «Мама учит зайчонка правильно вести себя за столом».

3. Умывание: Упражнение «Мы правильно моем руки». Беседа и упражнение «В гостях у Мойдодыра». Упражнение «Аккуратная прическа».

4. Чтение Г. Зайцев «Дружи с водой». Воспитатель

Дети

6-я неделя 1. Одевание и раздевание: Игровая ситуация «Что мы умеем», Игровая ситуация «Научим Машу-растеряшу убирать вещи». «Мы весёлые кружки!

2. Изготовление д/и «Перемешанные картинки».

3. Д/и «Накроем на стол». «Как я умею аккуратно кушать.»

4. Умывание: Игровая ситуация «Купание кукол», «Сделаем Леночке новую причёску»

5. Д/И «Что нужно кукле?» Воспитатель

Дети

7-я неделя 1. Изготовление алгоритма умывания совместно с детьми.

2. Умывание с использованием потешек. : Практическое упражнение «Земляничное мыло». Игра: «Мыльные перчатки. Пузырики»

3. Консультация «Формирование КГН у детей 4-5 лет». Д/и «Такая разная одежда»

4. Питание: Дид. упражнение «Расскажем Катюшке, как правильно надо кушать». С. Капутикян «Пожалейте нас». Умывание: Э. Успенский «Мальчик стричься не желает». Александрова «Купание». Г. Зайцев «Дружи с водой».Э. Мошковская «Уши».

5. Д/И «Чистоплотные дети» Воспитатель

Дети

Заключительный этап

8-я неделя 1. Фотовыставка «Мы самые аккуратные»

2. Мониторинг «Культурно-гигиенические навыки у детей дошкольного возраста»

Воспитатель

Дети

Родители

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

К первоочередным задачам воспитания маленького ребенка следует отнести воспитание культурно-гигиенических навыков.

Прежде всего, необходимо вызвать у воспитанников желание действовать определенным образом. Этому во многом могут способствовать условия детского сада: благоустроенное помещение, мебель, соответствующая возрасту детей. Но мало вызвать желание, надо научить воспитанников действовать соответствующим образом. Деятельность воспитанников носит ярко выраженный подражательный характер, поэтому необходимо больше уделять внимание показу как держать ложку, чашку, как двигать руками при умывании.

Показ, сопровождаемый объяснением, позволяет быстро перейти к словесным указаниям или требованиям. Следует учитывать, что маленькому ребенку трудно отказаться от своих желаний, трудно затормозить свои действия, ему гораздо легче что-то сделать, поэтому в своих требованиях надо стараться отвлечь ребенка от ненужного действия и переключить его на нужное.

Если постоянно пользоваться запретом: «Нельзя брызгаться водой, нельзя трогать вещи, нельзя бросать куклу», то у малыша уже в этом возрасте может развиться упрямство и своеволие. Ведь складывается понятие, что взрослые «мешают» ребенку интересно действовать: вертеть, крутить, двигать, стучать. А действовать ему просто необходимо, поэтому и нужно переключить малыша с ненужного действия на полезное.

В процессе моей работы были замечены такие изменения: воспитанники стали опрятнее одеваться, стали следить за своим внешним видом, по назначению использовать носовой платок, без напоминания убирать за собой игрушки, благодарить друг друга и взрослых. Некоторые заметно улучшили свое поведение во время приема пищи свои знания, за счет общения с другими детьми. воспитанники стали больше проявлять инициативы в подготовке к занятиям или приему пищи. Воспитанники начали замечать неполадки во внешнем виде друг друга или окружающей обстановке. Большинство воспитанников стали бережно обращаться с игрушками, поддерживать чистоту и порядок.

Воспитание культурно-гигиенических навыков у воспитанников – первооснова всей дальнейшей работы и основа для развития физически крепкого ребенка. К тому же культурно-гигиенические навыки – это элементы самообслуживания, что является первой ступенью и основой для трудового воспитания.

Дидактические игры на гигиенические навыки

«Перемешанные картинки»

Задачи игры. Закрепить и проверить культурно-гигиенические навыки.

Пособия Серия больших картин, к которым дети находят соответствующие маленькие картинки. Например, к большой картине, на которой изображена растрепанная девочка, - гребень; к картине, на которой изображен неопрятный мальчик, - мыло и щетку; к картине с изображением девочки в грязных ботинках - щетку и пр.

Ход игры. Воспитательница вешает на доску большую картину, изображающую неопрятного ребенка, а детям раздает маленькие картинки, на которых нарисованы предметы туалета. Дети ищут среди своих картинок предмет, которым необходимо дополнить большую картину. Когда они отдают картинку воспитательнице, то должны объяснить его назначение, например: “Вот мыло и щетка для умывания”. Или: “Вот гребень для того, чтобы девочка причесалась”.

«Чистоплотные дети»

Задачи игры. Проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении.

Ход игры. Воспитательница говорит детям, что хочет убедиться в том, что они чистоплотные и аккуратные: пусть они скажут, что нужно для того, чтобы волосы, руки и лицо были чистыми (чем больше они смогут об этом рассказать, тем лучше).

Затем воспитательница говорит : “Руки”. Дети, которых она вызывает, отвечают: “Мыло, щетка, полотенце”. Подобным же образом дети реагируют на слова “волосы” (гребень, щетка, ножницы, шампунь, мыло, “купание” (ванна, полотенце, душ, умывальник, губка, мыло и пр.).

Вариант. Воспитательница задает вопрос : “Что нам нужно, когда мы утром встаем?” Дети знают, что должны назвать предметы гигиены, которые используются утром (щетка для рук, паста, мыло, плато

«Что нужно кукле!»

Задачи игры. Упражнять культурно-гигиенические навыки.

Пособия Картинки с изображением предметов, используемых при умывании, еде, одевании, мыло, зубная щетка, полотенце, зубная паста, гребень, щетка для рук, заколка, лента для волос, скатерть, ваза, поднос, кружка, ложка, тарелка, столовый прибор, носки, ботинки, шапочка, платье, блузка, юбка, перчатки, курточка).

Ход игры. Воспитательница знакомит детей с картинками, спрашивает их, для чего нужен каждый предмет, затем перемешивает картинки и раздает их, берет куклу и говорит детям: “Наша куколка

встала и хотела бы умыться, но чем?”

Дети приносят картинки, на которых нарисованы предметы, нужные кукле для умывания. Игра продолжается. Воспитательница направляет игру так, чтобы чередовались все виды деятельности. Например она говорит: “Наша кукла умылась и хотела бы причесаться, но чем? Наш; кукла умылась, но еще не завтракала. Что мы ей дадим есть? Наша кукла собралась на прогулку, что она наденет?”

«Что ты можешь о них сказать!»

Задача игры. Познакомиться с предметами гигиены и их использованием.

Пособия. Гребень, щетка для ногтей, мыло, полотенце, умывальник, ножнички, вода в кружке, резиновые куколки.

Ход игры. Предметы гигиены лежат возле воспитательницы на столике и на стуле.

Воспитательница называет по имени одного ребенка: “Петя, скажи, что ты видишь здесь?” Ребенок называет отдельные предметы и показывает их. Если он что-либо пропустил, другие дети его дополняют до тех пор, пока все предметы не будут названы.

Далее воспитательница задает другому вызванному ребенку следующий вопрос: “Яна, есть у вас дома мыло?”

Когда ребенок ответит утвердительно, воспитательница просит : Принеси мыло. Посмотри на него внимательно и понюхай его. Что мы c ним делаем? Для чего нам мыло?”

Если ребенок не рассказал о мыле чего-либо важного, воспитательница может вызвать следующего ребенка. (Когда мыло уже не нужно, она откладывает его в сторону.)

Воспитательница может задать и наводящие вопросы: “Для чего мама купила мыло?” (Она хочет стирать.) “Что сделает мама, когда полотенце станет грязным?” (Выстирает его.) “Для чего маме гребень? Какие гребни у вас дома?”.

В заключение дети умывают и купают кукол, вытирают их и т. д

Публикации по теме:

Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей со сложным дефектом Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями.

Конспект НОД по формированию культурно-гигиенических навыков у детей первой младшей группы «Дашенька чумазая» Задачи. Продолжать учить детей последовательно мыть руки, намыливать их до образования пены, смывать мыло, умывать лицо, пользоваться индивидуальным.

Проект по формированию культурно-гигиенических навыков Актуальность проекта Гигиеническая культура важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку.

Конспект занятия по формированию культурно-гигиенических навыков у детей первой младшей группы. «Грязная кукла Маша»Конспект занятия по формированию культурно-гигиенических навыков у детей первой младшей группы. «Грязная кукла Маша» Задачи: Учить детей пользоваться мылом,индивидуальным вытератся полотенцем. Формировать навыки личной гигиены,учить следить за своим внешним.

Педагогический опыт «Использование разных видов деятельности для формирования культурно — гигиенических навыков у детей» Педагогический опыт по теме: использование разных видов деятельности для формирования культурно - гигиенических навыков у детей первой младшей.

Перспективный план по формированию культурно-гигиенических навыков в средней группе Перспективный план по формированию культурно-гигиенических навыков в средней группе №8 «Колокольчик» Режимные процессы Содержание навыков.

Проект «Формирование культурно-гигиенических навыков» Проект «Формирование культурно-гигиенических навыков» Составили проект: Краковная Татьяна Владимировна Акчурина Рушания Абряшитовна Наро-Фоминск.

Проект «Развитие культурно-гигиенических навыков» Проект Тема: «Развитие культурно-гигиенических навыков» Срок реализации проекта: октябрь – апрель Вид - долгосрочный Участники проекта:.

Родительское собрание «Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста» Цель: ознакомление родителей с задачами воспитания культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста. Задачи: создать положительно.

Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста в процессе игры. Формирование культуры поведения у детей - это одна из актуальных проблем науки и практики. Формирование механизмов культурного поведения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект Использование стишков и дидактических игр в воспитании культурно-гигиенических навыков. Детей средней группы
Опубликовано: 24 апреля 2017 в 19:24
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД