Организация народных праздников в детском саду

Валентина Бабиенко
Организация народных праздников в детском саду

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение - Центр развития ребёнка детский сада №253 "Белоснежка"

Доклад на тему «Организация народных праздников в детском саду»

Выполнила:

Воспитатель Бабиенко В. Ю.

Г. Ульяновск,2015

Важность проведения народных праздников в воспитательном процессе

Праздники вносят в жизнь ребенка незабываемые эмоциональные переживания. Но роль фольклорных праздников в детских садах не должно сводиться только к развитию эмоциональной сферы ребенка. Это вид музыкально-педагогической деятельности создает возможность формирования основ музыкальной культуры, приобщения к истокам русского народного искусства.

Цель фольклорного праздника - познакомить детей с историей России, народными обычаями и традициями.

Своей яркостью, колоритностью, простотой фольклорные праздники особенно нравятся детям. Они разнообразны по содержанию, тесно связаны с народным календарем, природными явлениями, сезонными работами.

Задача воспитателя – соединение обучения и воспитания через рассмотрение обычаев народной культуры.

Народные игры благоприятствуют формированию осознанной дисциплины, волевых качеств. Такая личность становится правдивой и честной.

Кроме того, у детей формируется вкус. Если помещения детского сада празднично оформлены, для праздников сшиты красивые костюмы, у ребенка формируется хороший художественный вкус. Праздник соединяет в себе различные виды искусств: здесь и театр, и живопись, и музыкальные занятия, и чтение сказок и пр. У детей расширяется кругозор, формируются собственные взгляды и нормы поведения, навыки и умения. У ребенка развивается творческое начало.

Проведение народных праздников в детском саду должно происходить главным образом через игры. Игры позволяют развивать у детей меткость, быстроту, силу, дают понятия о чести, долге, порядочности, нравственности, выдержке, тактике, дисциплине, индивидуальности.

А. П. Усова; К. Д. Ушинский и П. Ф. Лесгафт считали, что важность национальных игр подчеркивается их всесторонним воздействием на личность ребенка. Таким образом, это важнейший факт социализации ребенка. Дети знакомятся с народными играми, календарем, народными обычаями; у детей формируется уважение к своим предкам.

Дети в ходе занятий интересуются жизнью и деятельностью своих предков; явлениями природы; воспитывается любовь к родному краю, городу, стране в целом.

Важно, что проведение таких праздников способствует укреплению отношений ребенка с родителями, поскольку проведение данных праздников предполагает участие и родителей. Родители готовят основную часть костюмов и т. п. Совместная деятельность - практическая, эмоциональная, творческая - позволяет выявить к ребенке новые качества, раскрыться при родителях, сформировать еще более положительное отношение друг к другу.

Проведения праздников национальной культуры в детском саду

Приступая к осуществлению фольклорно-праздничного проекта, необходимо продумать цель, задачи и методы его организации. Обращение педагогов к такой форме проведения праздника не должно быть стихийным или случайным. Его подготовка и проведение требуют от детей обладания определенным запасом знаний об устном, музыкальном и изобразительном народном искусстве.

Успешному осуществлению фольклорно-праздничного проекта способствуют следующие моменты:

1. объединение дошкольников и взрослых вокруг единой цели;

2. удачный подбор художественной, научно-популярной литературы и музыкального репертуара;

3. определение участников проекта и направления работы каждого из них;

4. рассматривание проекта как единой воспитательно-развлекательной системы, в процессе осуществления которой личность ребенка развивается целостно;

5. рассматривание проекта как одного из направлений культурно-досуговой деятельности, способствующих развитию познавательной и художественной деятельности детей и взрослых;

6. фольклорные праздники в детском саду готовятся и проводятся с учетом национальной принадлежности ребенка и родителей.

Необходимо определить идейно-тематический замысел мероприятия, то есть четко сформулировать идею и программное содержание, составляющих фольклорные праздники в детском саду.

Основная цель фольклорного праздника – через народное искусство познакомить детей с историей нашей Родины, народными традициями и обычаями.

Можно выделить основные этапы работы с праздником в детском саду:

1) предварительное планирование (выбор праздника и сроки его проведения);

2) работа над сценарием (отбор материала в соответствии с группами, создание сценария);

3) ознакомление детей с праздником;

4) проведение репетиций (разучивание стихов, песен, танцев, оформление зала);

5) закрепление материала (сам праздник);

6) подведение итогов (беседа с родителями и детьми – что понравилось или не понравилось).

Народными праздниками, которые могут проводиться в детском саду, могут быть Рождество, Масленица, Пасха. Каждый праздник имеет свою смысловую нагрузку.

Рассмотрим, как на практике могут проводиться данные праздники.

1. Рождество (зимний праздник).

Детям для начала объясняется, что Рождество – это самый первый праздник только что начавшегося года, который празднуется две недели – с седьмого по 19 января. В эти две недели дети могут на музыкальных занятиях петь рождественские песни, слушать истории про традиции Рождества, играют в рождественские игры и пр.

В празднование Рождества можно включать следующие игровые формы занятий:

1) Кукольное представление. Использование сюжетов старинных рождественских спектаклей. Цель – ознакомление с историей елки на Рождество. Воспитатель рассказывает, зачем в старину был обычай украшать растения, в том числе и елку. Родителей и детей можно привлечь к изготовлению украшений на елку: ангелов, сладостей, звезд, шаров, печений и т. п. Дети могут также участвовать в оформлении зала

2) Разыгрывание сцен (например, изучение обрядов ряжения и колядования). Народные гуляния: переодетые в русские народные костюмы воспитатели, родители и дети водят хороводы.

3) Музыкальный вечер, посвященный святочным гаданиям. Дети пляшут, поют частушки.

4) Головоломки на тему пройденных занятий для закрепления знаний детей.

2. Масленица (весенний праздник).

Хорошо, если масленица выпадает на март – тогда праздник женщин и Масленицу можно совмещать.

Цель празднования Масленицы – погружение детей в атмосферу веселья, радости от предстоящей весны.

Здесь формами занятий могут быть:

1) Музыкальные занятия (пение песен, хороводы, прослушивание пьес русских классиков, посвященных Масленице и др.)

2) Практические занятия, где дети сами изготавливают чучело Масленицы.

3) Занятия на свежем воздухе (игры и забавы).

4) Спектакль, где детям, как и на рождественские праздники, объясняют смысл и значение праздника Масленицы.

3. Пасха (весенний праздник).

Формы занятий:

1) Практические (изготовлениями ребятами пасхальных яиц, открыток, цветов для украшения куличей и пасхи).

2) Музыкальные (дети поют пасхальные песни)

3) Игровые (дети участвуют в играх с пасхальными яйцами)

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что народные праздники в детском саду передают детям красоту русских мелодий, красочность и колорит народного творчества, побуждают детей к искреннему и доброму пониманию русских обычаев.

Народные игры благоприятствуют формированию осознанной дисциплины, волевых качеств. Такая личность становится правдивой и честной. Важность национальных игр подчеркивается их всесторонним воздействием на личность ребенка. Таким образом, это важнейший факт социализации ребенка. Дети знакомятся с народными играми, календарем, народными обычаями; у детей формируется уважение к своим предкам.

Дети в ходе занятий интересуются жизнью и деятельностью своих предков; явлениями природы; воспитывается любовь к родному краю, городу, стране в целом.

Важно, что проведение таких праздников способствует укреплению отношений ребенка с родителями, поскольку проведение данных праздников предполагает участие и родителей. Совместная деятельность, практическая, эмоциональная, творческая позволяет выявить к ребенке новые качества, раскрыться при родителях, сформировать еще более положительное отношение друг к другу.

Список используемой литературы:

1) Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ. : Детство-Пресс,2004.

2) Панкеев И. А. Обычаи и традиции русского народа/ И. А. Панкеев. – М., 1999.

3) Снегирев И. М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды/ И. М. Снегирев. – М., 1990.

4) Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

5) Юдин А. В. Русская народная духовная культура: учебное пособие/ А. В. Юдин. – М., 2007.

Публикации по теме:

Доклад (из опыта работы) «Театрализованно-игровая деятельность детей в детском саду» Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок.

Доклад на родительском собрании «Проектная деятельность в детском саду» Доклад на родительском собрании на тему: "Проектная деятельность в детском саду". С самого рождения ребенок является первооткрывателем,.

Народные игры для детей младшего и среднего дошкольного возраста для фольклорных праздников в детском саду Народные игры для детей младшего дошкольного возраста Виды деятельности : познавательная, коммуникативная, физическая, игровая, речевая.

Организация предметно-развивающей среды в детском садуОрганизация предметно-развивающей среды в детском саду Развитие ребёнка совершается в процессе воспитания и обучения – в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогом в разнообразных.

Организация и проведение прогулки в детском саду ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРВЕДЕНИЯ ПРОГУЛКИ В ДЕТСКОМ САДУ 1. Прогулка является очень важным режимным моментом жизнедеятельности детей в ДОУ. Цель.

Организация игровой деятельности детей в детском саду Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание,.

Организация воспитательно-образовательного процесса в детском саду Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.

Организация образовательного процесса в малокомплектном детском садуОрганизация образовательного процесса в малокомплектном детском саду «Организация образовательного процесса в малокомплектном детском саду» и обобщение опыта по планированию работы в разновозрастной группе.

Сценарий мероприятия в старшей группе «Календарь народных праздников на Руси» Сценарий мероприятия в старшей группе «Календарь народных праздников на Руси» Тема: «Народные праздники на Руси» Здоровье сберегающие технологии:.

Экскурс в методику проведения праздников и развлечений в детском саду В дошкольном учреждении ежегодно составляется перспективный план проведения праздников и развлечений. Перспективный план дает возможность.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Организация народных праздников в детском саду
Опубликовано: 10 мая 2016 в 20:16
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 апреля. Международный день кофе

Всемирных дней кофе существует в календаре несколько. Один из них приходится на 17 апреля. Предлагаем воспользоваться этим поводом узнать вместе с детьми побольше о популярном ароматном напитке. Который...

16 апреля. День нарциссов на МААМ

Красивому весеннему цветку посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям про нарциссы и увлечь их полезным творчеством.


Горячие темочки