Людмила Муругова
Роль дидактической игры в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Муругова Людмила Юрьевна, воспитатель,
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 21»
Доклад на тему: «Роль дидактической игры в нравственно - патриотическом воспитании дошкольников».
Добрый день, Уважаемые коллеги. Сегодня я Вам хотела бы рассказать о роли нравственно - патриотического воспитания дошкольников через дидактические игры.
Публикация «Роль дидактической игры в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
С раннего возраста дети активно познают мир, исследуя всё происходящее вокруг. Основным видом деятельности детей является игра, поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Одной из основных задач дидактической игры является развитие активной и интересной для детей игровой деятельности.
Дидактическими называются игры, которые проходят в виде учебных занятий. Они отличаются наличием правил, системы оценки, а также структуры игровой деятельности. Они выступают как средство всестороннего воспитания личности ребенка, формирующие социальную активность, которая выражается в разнообразной деятельности дошкольника, такой как образовательная, воспитательная, трудовая, двигательная, коммуникативная, нравственная, эстетическая.
Образовательными структурными элементами дидактической игры являются образовательная, воспитательная и развивающая задачи, а также правила и игровые действия. Проведение самой дидактической игры включает в себя : ознакомление детей с содержанием игры и с дидактическим материалом, объяснение правил и хода игры, показ игровых действий, определение роли взрослого в игре, подведение итогов игры (анализ игры).
Содержание патриотических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметов окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, о Родном крае, об Армии, о защитниках Отечества, об истории своей страны, ее традициях и обычаях, знакомит с разными профессиями и дает представления о видах трудовой деятельности, закрепляет знания детей о транспорте, правилах этикета, поведения в общественных местах. И оно направлено на формирование правильного отношения к предметам, фактам и явлениям окружающей жизни.
Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре. Предлагаемые игры и упражнения могут проводить воспитатель, педагог-психолог на прогулке во время утреннего приема, в вечерние часы, в период свободной деятельности, в течении всего дня.
Воспитание нравственности и патриотизма - задача государственной важности. Что заложено в детстве, то остается навсегда. Дошкольное детство - пора воспитания человека и его души, поэтому особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории своего народа, города, республики. Одной из основных задач ФОП является: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Поэтому нравственно - патриотическое воспитание - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОО.
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, вырастает из любви к близким, родному краю, обычаям, традициям, истории и культуре. Но при этом не надо забывать, что сами по себе знания - пища для ума, а патриотизма «от ума» не бывает, он бывает только от «сердца».
Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Задача педагогов и родителей - как можно раньше пробудить любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать хорошим человеком, воспитывать любовь и уважение к старшим, развивать интерес доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Формирование нравственных понятий и патриотических чувств очень сложный длительный процесс, требующий постоянных усилий педагогов, систематической и планомерной работы. Для достижения ее результатов мы используем наиболее эффективные методы воздействия на ребенка, его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые не казались бы скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично формировали бы его мировоззрение.
Поскольку игра - главное в жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий огромной воспитательной силой, мы в своей работе часто обращаемся именно к ней.
Вашему вниманию хочу представить несколько видов разных дидактических игр по патриотическому воспитанию, которые мы используем в своей группе.
Предлагаю ознакомиться с игровыми пособиями, которые можно использовать в нравственно-патриотическом воспитании детей.
Дидактическая игра «Угадай по описанию».
Целью игры является закрепление знаний детей о достопримечательностях города Майкопа, его истории.
Воспитатель произносит небольшой рассказ о выбранной достопримечательности, а дети угадывают что это.
За правильный ответ ребенок получает фишку.
Например, угадайте.
Этот памятник установлен в центре площади Дружбы народов.
Посвящён монумент памяти жертв Кавказкой воны.
Правильно, это монумент Памяти и Единения. Является символом единения всех народов Республики Адыгея. Выполнен памятник в виде большого очага, который может обогреть всех жителей Адыгеи.
Высота монумента составляет 20 метров.
Дидактическая игра «Собери картинку».
Задача. Упражнять детей в составлении целой картинки из отдельных частей, через содержание картинок закреплять знания детей о родном городе, воспитывать любовь к малой Родине.
Правила игры. За определенное время правильно собрать из частей целую картинку.
Игровые действия. Поиск, складывание частей картинки.
Ход игры.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинки с изображением достопримечательностей города. Объясняя правила игры, педагог напоминает уже известное правило, как из отдельных частей сложить целую картинку.
Раздав картинки, по числу играющих, воспитатель говорит : «Начали!». Дети выбирают нужные части своей картинки. Кто первым сложил картинку, получает фишку. Затем можно обменяться картинками и повторить игру. Для игры необходимо иметь 2 комплекта картинок: один состоит из целых картин, другой из их частей (не менее 6-9).
Дидактическая игра «Путешествие по городу Майкопу».
Задача. Закрепить знания детей о родном городе, названиях улиц, достопримечательностях города.
Правила игры. Последовательность хода определяется брошенным кубиком, отсчитывается число ходов фишками. Выигравшим считается тот, кто первым дошел до финиша.
Игровые действия. Выбрасывание кубика, продвижение фишкой по игровому полю.
Ход игры. Прежде чем начать игру, воспитатель вместе с детьми рассматривает фотографии, на которых изображены достопримечательности города, памятники архитектуры. Проводится краткая беседа о названиях улиц и зданиях города.
Затем объясняются правила игры; передвигаться по игровому полю можно только с помощью фишки, каждый раз отсчитывать столько кружков, сколько их будет указано на кубике, учитывая, что красный круг означает - пропусти ход, зелёный - двигайся назад, синий - вперед.
Победителем будет тот, кто не ошибётся, правильно отсчитает фишки и первым доберётся до указанного места.
Дидактическая игра «Люди и улицы».
Цель. Воспитывать интерес к истории родного города.
Задачи. Знакомить детей с названиями улиц города, с достопримечательностями, находящимися на этих улицах. Развивать внимание, память.
Способствовать активизации словаря.
Описание игры. Фотографии людей, в честь которых названы улицы.
Фотографии достопримечательностей города.
Игровые действия. Дети называют знаменитого человека, вспоминают есть
ли такая улица в городе, находят фотографии, достопримечательностей на этой улице.
Дидактическая игра «Продолжи фразы».
Цель. Развивать умение детей завершать предложения, подбирая слова, подходящие по смыслу. Закреплять знания о родном городе Майкопе. Воспитывать любовь к родному городу, к жителям.
Жителей нашего города называют…
Наш город расположен возле …
Зимой в нашем городе…
Больше всего я люблю в нашем городе…
В нашем городе много…
Люди в нашем городе.
Дидактическая игра «Народные промыслы» (пазлы).
Цель: Продолжить знакомить детей с разными видами народного декоративно - прикладного искусства, обогащать зрительное впечатления, формировать интерес и эстетический вкус у дошкольников.
- Расширять представление о многообразии узоров народных промыслов России («Гжель», «Городецкая роспись», «Дымковская игрушка», «Хохлома»).