МААМ-картинки

Роль регионального компонента в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Елена Савельева
Роль регионального компонента в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №66» городского округа Саранск

Доклад на тему:

«Роль регионального компонента в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Подготовила: Савельева Е. Н.

Саранск 2020

Сегодня в обществе слово «патриотизм», «патриот» вновь обретают своё высокое значение.   Патриотизм   предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности, стремление защищать интересы Родины и своего народа.

Публикация «Роль регионального компонента в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста (из опыта работы)» размещена в разделах

В  Стратегии развития   дошкольного, общего и дополнительного образования одним из приоритетов развития является   духовно-нравственное воспитание: формирование базовых основ православной культуры и регионального патриотизма.

Актуальность:

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Вследствие этого перед воспитателем на современном этапе стоит одна из основных задач - воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину. Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц. Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется. Большое значения для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, патриотических чувств, воспитания любви к родному краю имеет применение в учебно-воспитательном процессе местного краеведческого материала (региональный компонент).

Академик Д. С. Лихачев говорил: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать». Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому.

В наше время патриотическое воспитание детей вызывает проблемы, т. к. в предыдущее десятилетие это направление воспитательной деятельности было недостаточно развито - результат этого выросшее поколение, для которого чуждо понятие "Родина", "Патриотизм", "Отечество". Поэтому стали актуальными проблемы воспитания защитников Родины, законопослушных граждан, воспитание милосердия и человеколюбия.

В последнее время много говорят о патриотическом воспитании подрастающего поколения. Все понимают, что человек не любящий Отечество не многого стоит. Без любви к Родине и уважения к ее истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, положительные личностные качества. Но также все прекрасно понимают и другое: ребенка легче научить решать задачи и правильно писать, чем любить Родину. Встает вопрос, как научить ребенка, любить свою Родину?

Ребенок должен понять, что он является частью народа, огромной и богатой страны, что он гражданин России, маленький россиянин. Для этого лучше начать знакомить ребенка с малой родиной - с местом, где он живет. Ребенок и должен знать тот район, в котором он живет, улицы по которым он проходит каждый день. Затем нужно подводить к пониманию того, что город – часть большой страны, а дети жители России, ее граждане. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление принятых в нем норм поведения, взаимоотношения, приобщение к миру его культуры. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. В этой связи, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, природно-экологическим своеобразием родного региона.

Исходя из всего выше сказанного мы поставили перед собой  цели:

Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.

Создание в детском саду предметно – развивающей среды, способствующей этому воспитанию.

Для достижения целей поставили  задачи:

- Воспитание у ребенка люби и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, республике, стране;

- Формирование бережного отношения к природе;

- Знакомство с символикой г. Саранска, республики Мордовия и РФ;

- Развитие интереса к русским и традициям и промыслам;

- Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.

- Формирование чувства толерантности.

Решая задачи патриотического воспитания, мы руководствовались следующими принципами:

- Позитивный центризм (отбор знаний актуальных для ребенка данного возраста);

- Дифференцированного подхода к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

- Рациональное сочетание различных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

- Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Безусловно, патриотическое воспитание подрастающего поколения – залог стабильного развития страны в будущем. Этот процесс длительный по времени, сложный по содержанию и достаточно разбалансированный с точки зрения методического осуществления.

Новые требования к системе дошкольного образования нацеливают педагогов на поиск новых форм и методов взаимодействия, как с детьми, так и с родителями по патриотическому воспитанию дошкольников, формированию их патриотических чувств.

Работа в данном направлении будет проходить эффективно при введении в образовательный процесс регионального компонента.

Однако, при введении регионального компонента в образовательную деятельность с дошкольниками по формированию патриотических чувств, возникают следующие противоречия:

- между традиционным подходом к содержанию и организации образовательного процесса по формированию патриотических чувств у дошкольников и потребностью введения новых технологий, наиболее адекватных современным целям образования;

- между объективной потребностью в формировании патриотических чувств у дошкольников через введение в образовательную деятельность регионального компонента и отсутствием системного решения данного вопроса в практике работы с детьми;

- между необходимостью формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста через введение в образовательную деятельность регионального компонента и недостаточно эффективным взаимодействием с родителями по данной проблеме.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании педагогических условий для формирования патриотических чувств у дошкольников через введение в образовательную деятельность регионального компонента.

Диапазон опыта представлен системой совместной деятельности (педагог – дети – родители) и самостоятельной деятельности дошкольников по формированию патриотических чувств у детей в ходе реализации регионального компонента посредством педагогических проектов.    Новизна опыта состоит в создании системы применения проектного метода в ходе реализации регионального компонента по формированию патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Образовательную деятельность по формированию патриотических чувств у дошкольников через введение регионального компоненте педагоги строят на основе разработки и реализации педагогических проектов. Тематику и содержание  педагогических проектов разрабатывают с учётом возрастных особенностей и возможностей детей, предусматривая «зону ближайшего развития», а также с учетом реальных условий и возможностей детского сада. В нашем Детском саду свою работу мы строим в тесной взаимосвязи с родителями и узкими специалистами. Совместно с музыкальным руководителем проводим праздники: “Колядки”, “Масленница”, “Иван – купала” и др;

Совместно с инструктором по физическому воспитанию разучили русские игры (“У медведя во бору”, “Пятнашки”, “Кот и мыши”, “Горелки”, “Лапта”, “Жмурки” и др.)

Методика работы с детьми в рамках реализации проектов строится на основе деятельностного подхода, что является актуальным в свете реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста включает в себя не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, но и воспитание уважительного отноЗнакомясь с “Малой Родиной”, ее достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. У детей дошкольного возраста постепенно складывается “образ собственного дома” с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть и любит его. Это чувство “родительского дома” ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Привязанность к родному дому, желание беречь его, делать лучше, связаны и с тем, чтобы у ребенка в семье были свои обязанности, чтобы его не освобождали из-за малых лет от общего труда, – это способствует укреплению “чувства семьи”

Участие родителей в совместной деятельности наполнило ее новым содержанием, позволило использовать личный пример взрослых в патриотическом воспитании дошкольников, изучить положительный опыт семейного воспитания и пропагандировать его среди других родителей. Они оказывают посильную помощь в организации предметно – развивающей среды, в проведении экскурсий, походов в музей, созданию альбомов, выставках, конкурсах, принимали активное участие в проведении праздников.

В ходе проведенной работы дети учатся не принимать проявления грубости по отношению к своим близким и друзьям; у них формируются представления о ценности труда родителей и близких родственников, о детском саде, о жизни детей в других странах, о способах поддержания родственных связей; они учатся отличать символы государства (герб, флаг, гимн) от символов других стран; проявлять заботу, любовь и уважение друг к другу, понимать зависимость дружеских отношений сверстников от поведения каждого ребенка.

Было установлено, что единое понимание родителями задач, средств и методов воспитания детей обеспечило комплексный подход к воспитательному процессу. Родители ощутили потребность в повышении педагогических знаний, обмене опытом воспитания и обучения детей.

Таким образом, опыт работы показал, что формирование патриотических чувств через введение в образовательную деятельность регионального компонента в ходе реализации педагогических проектов актуально на сегодняшний день.

Публикации по теме:

«Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с донским казачеством». Часть 2.«Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с донским казачеством». Часть 2. Народные исторические идеалы и духовные устремления особенно полно выражены в культурном зодчестве, в памятниках архитектуры, которые неслучайно.

Формирование патриотических чувств посредством знакомства детей с донским казачествомФормирование патриотических чувств посредством знакомства детей с донским казачеством Казачество – это часть народной культуры, в которой складывались особые, вековые, связующие нити: слова, предметы быта, элементы обрядности.

Роль игры-драматизации в формировании творческой активности детей старшего дошкольного возрастаРоль игры-драматизации в формировании творческой активности детей старшего дошкольного возраста Введите в мир театра малыша, И он узнает, как сказка хороша Проникнется и мудростью, и добротой, И с чувством сказочным пойдет он жизненной.

Опыт работы «Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в группе компенсирующей направленности» по теме «Россия, Славься Своими героями!» Великой победе посвящается Славим светлый День Победы Всех, кто в бой великий шли! Подвиг,.

Из опыта работы ДОУ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Из опыта работы ДОУ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Помните, как Маленький принц у А де Сент- Экзюпери говорил.

Из опыта работы «Потешки в развитии детей младшего дошкольного возраста»Из опыта работы «Потешки в развитии детей младшего дошкольного возраста» Из опыта работы «Потешки в развитии детей младшего дошкольного возраста». Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют.

Карточки прогулок на сентябрь, с учетом регионального компонента для детей подготовительной к школе группы Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию картотеку прогулок с учетом регионального компонента на СЕНТЯБРЬ для детей подготовительной.

План работы с родителями на летний период 2016 года с учетом регионального компонента ИюньКонсультации «Как одевать ребенка летом», «Профилактика пищевых отравлений кишечных заболеваний», «Безопасность детей летом», «Первая.

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы)Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы) Уважаемые друзья и гости моей странички! В своей работе большое внимание я уделяю формированию здорового образа жизни детей посредством.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста 3–4 летВоспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста 3–4 лет С 23 января по 23 февраля 2017 года в МБДОУ ДСОВ №6 «Ромашка» проходил месячник оборонно-массовой и военно-патриотической работы, посвященный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль регионального компонента в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста (из опыта работы)
Опубликовано: 25 мая 2020 в 10:54
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль регионального компонента в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Елена Савельева (УИ 1527518) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД