МААМ-картинки

Доклад «Сценарий как средство организации досуговой деятельности»

Нина Логачёва
Доклад «Сценарий как средство организации досуговой деятельности»

Доклад

На тему «Сценарий как средство организации досуговой деятельности».

Многие авторы, рассматривая сценарий как продукт творчества, стремятся определить его как «особый вид литературы», «особый род публицистики», драматургическое произведение особого рода и т. д. Хотя само понятие этого определения простое. Сценарий - это подробная литературная разработка культурно-досуговой программы.

Публикация «Доклад „Сценарий как средство организации досуговой деятельности“» размещена в разделах

Многолетняя практика деятельности учреждений культуры показывает, что каждая, даже сугубо деловая, «официальная» культурно-досуговая программа начинается со сценария или сценарного организационного плана. Однако в специальной литературе последних лет сценарный план вообще не рассматривается как специфический вид драматургии культурно-досуговой деятельности. Сам термин «сценарий программы» не получил до сих пор достаточно убедительных, четких и определенных научных критериев, развернутого обоснования. Имея некоторые общие положения, каждый автор акцентирует внимание на отдельных принципиальных сторонах сценария.

Так, например, А. И. Чечетин пишет, что «клубный сценарий имеет, по единодушному признанию теоретиков, общие черты с драматургическими произведениями театра, кино, телевидения и радио». Это высказывание было бы правомерно, если бы автор сумел показать, что же конкретно заимствует клубный сценарий у драматургии театра, кино, телевидения, радио. Справедливо замечая, что клубный сценарий недостаточно рассматривать «как готовый результат», «продукт» деятельности «абстрактного сценариста». Сценарий - это все-таки процесс планирования педагогического, психологического, информационного, художественно-эстетического и т. п. воздействия на объект воспитания.

Имея в виду его социальную направленность, мы тем самым оцениваем, насколько глубоко, актуально, своевременно, основательно в сценарии реализован конкретный социальный заказ на культурно-досуговую программу. Также значительно ограничивает возможности проникновения в сущность сценария культурно-досуговой программы, в технологию его разработки и реализации. Если учесть, что сама сущность и специфические особенности драматургии досуга подвержены разнообразным противоречивым мнениям, то понимание сценария как педагогической основы технологии культурно-досуговой деятельности приходит через понимание самого технологического процесса создания сценария.

С сценарий представляет собой исходный каркас интел-лектуального и эмоционального воздействия культурно-досуговой программы. При этом сценаристы обязательно вводят в ткань содержания различные сценарно-сюжетные ходы, которые связывают все эпизоды в единый целостный замысел. Неотъемлемым элементом сценария должно быть его композиционное решение.

Замысел сценария является схемой будущей программы, которая включает основные блоки - эпизоды, сюжетную линию. Поиски интересного сюжета - неотъемлемая часть работы над сценарием. Интересно разработанный сюжет -важнейшее требование драматургии учреждения культуры. В сюжете программы должны быть отражены характерные, интересные конкретной аудитории жизненные события, связанные между собой и последовательно развивающиеся. «Полностью выстроить сюжет - это значит найти все события: малые и большие, главные и второстепенные, в которых раскрываются обусловленные конфликтом, авторской идеей связи, противоречия, симпатии, антипатии и вообще взаимоотношения людей - истории роста и организации того или иного характера, типа»1.

Вся совокупность различных сценариев культурно-досуговой деятельности, содержание этой деятельности, ее черты дают представление об изменении направленности культурных предпочтений в сторону более свободного ориентирования личности.

Отсюда главным критерием умения создавать сценарий программы является наличие совокупности оснований, выстроенных в определенную систему, где все цели и подцели имеют свою иерархию и целостность.

Педагогическое обеспечение процесса написания сценария базируется на процессе общения автора с материалом и живыми участниками, пользующегося достоверной информацией, которая позволяет: выявить уровень восприятия и оценки материала; определить отношения субъекта воздействия и оценки материала; определить отношения субъекта воздействия к распространяемым идеям, имея в виду их восприятие и усвоение; как результат первого и второго, дать оценку возможностей аудитории с точки зрения при-менения понятийного аппарата, методов и средств наиболее эффективного воздействия на нее.

Формирование художественной направленности, духовных ценностей и интересов, выступавших в качестве мотивов деятельности автора сценария, осуществляется через связь с окружающей средой, укрепление позитивных чувств и настроений различных групп населения, воздействие на ценностные ориентации которых проявляются в различных видах заданной сценаристом деятельности; формирование общественного мнения, правильных оценок по актуальным проблемам общественной жизни.

Отсюда технология культурно-досуговой деятельности, несущая целостное представление о сущностных связях и закономерностях развития деятельности учреждения культуры, воплощается в сценарии программы, проявляется на принципах построения, формах и способах творческой деятельности.

Педагогическая цель, сверхзадача, мысленно предвосхищаемая авторами, есть центральное звено сценария. Именно она определяет выбор вариантов интеллектуального и эмоционального воздействия на аудиторию, для достижения определенного практического результата. Смыслом оптимального художественно-педагогического воздействия является совпадение результата с предварительно намеченной целью.

Вывод

Тщательная разработка сценической драматургии культурно-досуговых программ позволяет организовывать и направлять соответственно поставленным педагогическим целям и задачам творческую активность зрителя. Стремление вызвать творческую активность аудитории всегда было доминирующей педагогической, профессиональной тенденцией в деятельности опытных режиссеров-постановщиков культурно-досуговых программ. Однако на практике недостаточно полного и адекватного воплощения самой идеи сценария как психологической программы художественно-педагогического воздействия, как способа фиксации предлагаемых ответных реакций зрительного зала.

Включение в предметную культурно-досуговую деятельность личности на основе ее потребности первоначально выступает лишь как условие, предпосылка деятельности, но как только личность начинает действовать, тотчас происходит ее трансформация и она перестает быть тем, чем она была «в себе». Сценарий культурно-досуговой программы создает предпосылки для включения личности в действие и возможность исполнителям достичь поставленной цели.

Вот почему действие - основное выразительное средство в сценарии культурно-досуговой программы. Отсюда необходимость знания его свойств и основных частей: «событие», «задача», «сцена», «определение конфликта», «действие», «средства», «результат».

Следовательно, сценарий - литературно-режиссерская, педагогически осмысленная разработка, которая воплощается с учетом социально-культурной специфики культурно-досуговой программы.

Публикации по теме:

Доклад для педсовета «Логические задачи как средство образования детей» Мыслительные операции являются инструментом познания человеком окружающей действительности. Развитие мысли-тельных операций является важным.

Доклад «Индивидуальный подход к ребёнку как средство развития познавательного интереса» Доклад «Индивидуальный подход к ребёнку как средство развития познавательного интереса.» Ко многим детям необходимо находить индивидуальный.

Доклад «Артикуляционная гимнастика, как средство формирования звуковой культуры речи» Артикуляционная гимнастика, как средство формирования звуковой культуры речи. Еена Кравцова. Тема: «Артикуляционная гимнастика, как средство.

Доклад «Подвижная игра как средство развития у детей младшего возраста» Подвижные игра как средство развития у детей младшего возраста. МБДОУ Д/С № 44 «Золушка» Старооскольского городского округа; Нитченко В. С. ,.

Современные подходы к организации художественно-творческой деятельности дошкольников «Современные подходы к организации художественно – творческой деятельности дошкольников» Воспитатель разновозрастной группы №1 (младшая).

Использование народных игр как средство организации досуговой деятельности детей дошкольного возраста в реализации ФГОС. На протяжении всей истории развития человека игровая культура является его спутником жизни. Так многовековой опыт человечества показывает,.

«Путешествие Колобка». Сценарий организации досуговой деятельности во второй группе раннего возраста Тема: «Путешествие Колобка» Авторская методическая разработка воспитателя Ромашовой Марины Афиногентовны МБДОУ «Ильинский детский сад»,.

Сказка как средство организации детской познавательно-исследовательской деятельностиСказка как средство организации детской познавательно-исследовательской деятельности Сказки прекрасно сочетаются с практической деятельностью. Вызывают интерес у детей. В доступной понятной форме знакомят детей с окружающим.

Словесные игры в организации досуговой деятельности детей дошкольного возраста Одним из эффективных средств в организации досуговой деятельности считается потешный фольклор. Вопросами изучения особенностей потешного.

Стендовый доклад «Предметно-развивающая среда как средство развития экологической культуры дошкольника» Захаренко Оксана Александровна воспитатель МКДОУ Конёвский детский сад Краснозёрского района Новосибирской области Предметно-развивающая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад «Сценарий как средство организации досуговой деятельности»
Опубликовано: 15 апреля 2017 в 09:01
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД