Приложение МААМ

Современные технологии образования обучающихся с 0 ВЗ дошкольного возраста

Юлия Романенко
Современные технологии образования обучающихся с 0 ВЗ дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Современные технологии стали неотъемлемой частью жизни не только отдельно взятого человека, но и всего общества в целом.

Так же современные технологии вошли в процесс дошкольного образования, стали важной стороной в педагогической технологии, а также позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношения взрослых к ребенку.

Как говорил (Марк Виктор Нансен)

Ваша вера определяет ваши действия, а ваши действия определяют ваши результаты, но сперва вы должны поверить!

Публикация «Современные технологии образования обучающихся с 0 ВЗ дошкольного возраста» размещена в разделах

Отталкиваясь от его слов, я считаю, что, введя современные технологии в дошкольное образование, конкретно касающегося моего детского сада №18 Пушкинского района, это еще один шаг в будущее детей с ограниченными возможностями здоровья. В своем докладе хотелось бы рассмотреть более подробно современную технологию ИКТ, как эта технология влияет на детей с 0ВЗ. Так как эта технология внедрена не так давно в наш сад, благодаря Администрации Пушкинского района, которая предоставила мультимедийные доски во все группы компенсирующей направленности, деток с ограниченными возможностями здоровья.

И так Какие дидактические задачи позволяют решать ИКТ?

В учебном процессе выделила следующие методические цели использования программных средств учебного назначения:

Визуализир0вать учебную информацию;

индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;

развивать определенный вид мышления (например, наглядно-образного, абстрактного);

моделировать и имитировать изучаемые пр0цессы или явления (которые невозможно увидеть в природе);

осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности;

формировать умение принимать оптимальное решение в различных ситуациях;

осуществлять контроль с диагн0стикой ошибок и с обратной связью;

усилить мотивацию обучения (например, за счет изобразительных средств программы или вкрапления игровых ситуаций);

формировать культуру познавательной деятельн0сти.

Использование в обучении новых информационных технологий позволяет формировать специальные навыки у детей с различными познавательными сп0собностями, позволяет делать уроки более наглядными и динамичными, более эффективными с точки зрения обучения и развития учащихся, и способствует формированию ключевых компетенций учащихся. Использование ИКТ позволяет воспитателю привнести эффект наглядности в занятия и помогает ребенку, нуждающемуся в коррекционном обучении, усвоить материал в полном объёме. Наглядное отображение информации способствует повышению эффективности любой деятельности. Но в специальном (инклюзивном) образовании оно приобретает особенно большую значимость.

Компьютерные технологии дают широкие возможности для развития творческого потенциала воспитанников. Благодаря использованию информационных технологий у детей с 0ВЗ зрительное восприятие и слуховое внимание обостряются, что ведет к положительному результату обучения и развития данной категории детей.

Использование ИКТ на различных занятиях с детьми со сложными дефектами позволяет развивать умение воспитанников ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Кроме того, применение ИКТ позволяет сделать занятие привлекательным, современным, осуществлять индивидуализацию и дифференциацию обучения.

Организация образования лиц с 0ВЗ на основе внедрения новых информационных технологий связана с реализацией следующих основных принципов обучения :

1. Интерактивность системы компьютерного воспитания с использованием новых информационных технологий.

Использование компьютерных средств обучения позволяет обучающемуся получать информацию вне зависимости от пространственных и временных ограничений, находиться в режиме постоянной консультации с различными источниками информации, осуществлять различные формы самоконтроля. Это в значительной мере способствует созданию условий для социальной реабилитации лиц с 0ВЗ.

2. Активизация самостоятельной познавательной деятельности воспитанников, повышение ее эффективности и качества.

Основой реализации данного принципа является применение инновационных методов обучения. Они позволяют создать открытую систему обучения, при которой воспитанникам предоставляется возможность выбора подходящей ему программы и технологии обучения.

Данная особенность обусловлена необходимостью повышения адаптивности системы обучения к индивидуальным психофизическим особенностям ребенка с 0ВЗ. При такой организации учебного процесса обучение становится гибким, не связанным с жестким учебным планом и обязательными аудиторными мероприятиями.

3. Мультимедийность компьютерных систем воспитания.

Организация обучения лиц с 0ВЗ на основе ИКТ позволяет активизировать компенсаторные механизмы обучающихся на основе сохранных видов восприятия с учетом принципа поли сенсорного подхода к преодолению нарушений в развитии. Другими словами, применение принципа мультимедийности не только активизирует внимание, пространственную ориентацию, наблюдательность у воспитанников с 0ВЗ, но и корректирует их логическое мышление, зрительное восприятия, зрительную память, цветовое восприятие.

При этом нельзя забывать и об остальных принципах обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием ИКТ:

Принцип доступности обучения.

Компьютерные технологии и методы их предъявления соответствуют возрастным особенностям воспитанника. Задания предъявляются детям в игровой форме.

Принцип системности и последовательности обучения.

Компьютерные технологии позволяют использовать полученные ранее знания в процессе овладения новыми, переходя от простого к сложному.

Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка.

В компьютерных программах результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране в виде мультипликационных образов и символов, исключающих субъективную оценку, в виде цифровых оценочных шкал или в устной форме.

Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей. Компьютерные технологии предусматривают возможность объективного определения зон актуального и ближайшего развития детей.

Принцип воспитывающего обучения.

Использование компьютерных технологий позволяет воспитывать у детей с 0ВЗ волевые и нравственные качества. Этому способствует и деятельность ребёнка, направленная на решение проблемной ситуации, желание достичь необходимого результата на повышенной мотивации деятельности.

Принцип игровой стратегии и введение ребёнка в проблемную ситуацию.

Игровой принцип воспитания с предъявлением пользователю конкретного задания, варьируемого в зависимости от индивидуальных возможностей и коррекционное - образовательных потребностей, позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи и реализовать на практике дидактические требования доступности компьютерных средств обучения.

Принцип интерактивности компьютерных средств обучения.

Использование компьютерных программ происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов, а также с предоставлением объективной оценки результатов деятельности.

Принцип индивидуального обучения.

Компьютерные технологии предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий и позволяет построить коррекционную работу с учётом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей

Использование ИКТ при обучении детей с 0ВЗ имеет ряд преимуществ.

Одним из главных преимуществ использования компьютерных средств обучения в образовании детей с 0ВЗ является их большие возможности в визуализации предоставляемого учебного материала. Воспитателю значительно сократить время на трансляцию учебного материала, увеличив объем продуктивных видов деятельности на занятии; создавать интересные дидактические пособия, раздаточные, оценочные и тестирующие материалы, необходимые для реализации поставленных коррекционно-образовательных задач, быстро находить основные и дополнительные учебные материалы по теме занятия.

Введение информационных технологий во все области специального образовательного процесса подчинено задаче максимально возможного развития ребенка, преодоления уже имеющихся и предупреждения новых отклонений в развитии. Уроки с использованием ИКТ имеют большой потенциал для проведения коррекционной работы, направленной на концентрацию внимания, развитие мышления, воображения, мелкой моторики руки.

Одновременно появляется возможность индивидуализации коррекционного обучения в условиях группы, обеспечения каждому ребенку адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний, предоставления возможности самостоятельной продуктивной деятельности, обеспеченной градуированной помощи.

Немаловажн0й задачей воспитателя является социализация воспитанников в обществе. ИКТ позволяет решать эту задачу.

расширить зону индивидуальной активности ребенка;

повысить уровень мотивации воспитанника;

проверить объем и правильность знаний;

увеличить динамику;

активизировать максимальн0е творческое участие детей в воспитательном процессе.

развить новую информационную культуру деятельности для воспитанников с 0ВЗ;

применить различные способы активизации мыслительной деятельности воспитанника;

При любом обучении необходимо создавать мотивацию и активизировать познавательную деятельность воспитанников. Это условие становится определяющим для достижения успеха при коррекционном обучении. Повышение эффективности познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями зд0ровья посредством применения новых информационных технологий в коррекционном процессе во многом зависит от инициативной позиции воспитателя на каждом этапе обучения. Важным фактором является подбор материала, составление заданий, конструирование педагогических и коррекционных задач с учетом индивидуальных психолого-возрастных особенностей детей.

Однако возникает необходимость корректировать предложенную информацию для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и в ход занятия включать адаптированные фрагменты.

Таким образом, при внедрении ИКТ при обучении и воспитании детей с 0ВЗ большая роль отводится воспитателю, и появляются особые требования к квалификации педагога. Воспитатель должен знать психолого-педагогические особенности работы с детьми с 0ВЗ и методику работы с данной категорией детей и учитывать их в своей работе; иметь навыки продвинутого пользователя информационными и коммуникационными технологиями; обладать ключевыми профессиональными компетентностями. Знать состав и особенности учебно-методических комплексов и дидактических материалов, в том числе на электронных носителях; должен уметь создавать свои электронные образовательные ресурсы; постоянно обучаться новым информационным технологиям.

Воспитателю необходимо учитывать общие закономерности и особенности развития детей с различными нарушениями. При этом он может руководствоваться одним из преимуществ компьютерных средств обучения, а именно тем, что компьютер может комплектоваться с учетом нужд и потребностей людей с ограниченными возможностями здоровья.

Так, для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата возможно изменение конфигурации клавиатуры, применяется мембранная клавиатура с повышенной чувствительностью, клавиатура с увеличенными клавишами.

Для людей с нарушениями слуха разработаны специальные компьютерные технологии, при которых голос говорящего человека преобразуется в визуальные символы на экране монитора.

Многообразие дефектов, их клинических и психолого-педагогических проявлений предполагает применение различных методик коррекции, а, следовательно, и использование разнообразных компьютерных технологий. Это способствует повышению результативности коррекционно-образовательного процесса.

Использование компьютеров в учебной и воспитательной деятельности сада выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его обучения, развития творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона.

Таким 0браз0м, можно сделать вывод о том, что реализация возможностей современных информационных технологий расширяет спектр видов учебной деятельности, позволяет с0вершенств0вать существующие и порождает новые организационные формы и методы обучения. Урок с использованием современных информационных технологий для детей с ограниченными возможн0стями здоровья способствует решению одной из основных задач коррекционного воспитания – развитию индивидуальности воспитанника, его способностей ориентироваться и адаптироваться в современном обществе.

Публикации по теме:

Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-классСовременные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-класс Тема мастер - класса: «Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология» Участники мастер.

Современные технологии для развития речи дошкольников Подготовила: Ширнина Л. В. воспитатель старшей группы. С 1 сентября 2010 года были введены федеральные государственные требования к структуре.

Современные инновационные технологии экологического образования дошкольников Основная цель работы с дошкольниками по экологическому воспитанию предполагает: формирование у каждого ребенка убеждения в необходимости.

Фотоотчёт о городском семинаре в ДОУ «Современные технологии развития логического мышления дошкольников»Фотоотчёт о городском семинаре в ДОУ «Современные технологии развития логического мышления дошкольников» Фотоотчёт о Городском семинаре в ДОУ «Современные технологии развития логического мышления дошкольников» Главной целью системы образования.

Консультация «Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм в социализации дошкольников»Консультация «Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм в социализации дошкольников» Тематика сюжетно - ролевых игр преимущественно связана с социальной действительностью. При этом в одной сюжетно-ролевой игре могут переплетаться.

Методическая разработка: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения». Публикация: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения».Система российского образования.

Современные игровые технологии на музыкальных занятиях в ДОУ С внедрением ФГОС в образовательный процесс в ДОУ на смену традиционным методам приходят такие методы обучения и воспитания, которые направлены.

Современные педагогические технологии. Портфолио дошкольника Педагогическая технология Портфолио дошкольника Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его.

Современные проблемы содержания образования и социального воспитания детей дошкольного возраста Главная цель развития личности - возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более.

Современные здоровьесберегающие технологии в работе социально-психологической службы школы Современные здоровьесберегающие технологии в работе социально-психологической службы Плетнева С. В., педагог - психолог Руденко Н. Н. ,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Современные технологии образования обучающихся с 0 ВЗ дошкольного возраста
Опубликовано: 3 октября 2021 в 17:31
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Современные технологии образования обучающихся с 0 ВЗ дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Романенко (УИ 2627333) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД