Надежда Петрова
Трудовая деятельность в дошкольном образовательном учреждении в свете ФОП
▼ Скачать + Заказать документы
Главная цель трудового воспитания дошкольников – это формирование положительного отношения к труду.
В связи с данной целью можно выделить следующие задачи:
1. Формирование предпосылок трудовой деятельности
• Формирование трудовых навыков.
• Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Публикация «Трудовая деятельность в дошкольном образовательном учреждении в свете ФОП» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
2. Воспитание положительного отношения к труду взрослых
• Формирование интереса к труду взрослых.
• Воспитание уважения к трудящемуся человеку, бережного отношения к результатам его труда.
• Воспитание стремления оказывать посильную помощь.
3. Воспитание личности ребёнка
• Воспитание личностных качеств (самостоятельность, ответственность)
• Воспитания трудолюбия (готовность включаться в труд)
• Воспитание положительных взаимоотношений между детьми (дружба и т. д.).
Одной из важнейших задач в ДОУ – является трудовое воспитание и обучение дошкольников, привития уважения к нему. Чтобы воспитать трудолюбивого человека, необходимо включать его в трудовые действия с самого раннего детства. Труд следует рассматривать как средство умственного воспитания детей, он способствует развитию мышления, внимания, творческого воображения, умения ставить цели и стремиться к достижению их.
Теорию и практику трудового воспитания, рассматривали такие выдающиеся педагоги и психологи, как: П. П. Блонский, Н. К. Крупская; А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, С. Т. Шацкий.
А. В Запорожец писал: «Центральным звеном всей этой системы, как бы связывающим в единый узел всю образовательно-воспитательную работу детского сада должна стать нравственно - трудовое воспитание дошкольников, которая призвана заложить уже в первые годы жизни ребёнка, основы активной жизненной позиции, понимания своих обязанностей и готовности выполнять эти обязанности».
На другую сторону воспитательного влияния труда на детей, обращал внимания В. А Сухомлинский: «Дайте детям радость труда! Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможности доставлять радость другим».
Немаловажное значение имеет исследования Я. З Неверович, Т. А Марковой, показавшие, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желания помогать взрослым.
Интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей не упустить этот момент, ведь дошкольный возраст - благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности.
Труд должен войти в жизнь ребенка и помочь ему в его успешном всестороннем развитии.
Труд – это универсальная сознательная деятельность человека, в которой он реализует себя, создает материальные и духовные ценности для удовлетворения сущностных потребностей.
Трудовая деятельность – это осознанная энергозатратная общепризнанная, целесообразная деятельность человека, требующая приложения усилий и осуществление работы.
Трудовое воспитание – это целенаправленно организованный и планомерный педагогический процесс, направленный на формирование положительного отношения к труду, понимание его социальной и общественной значимости, а так же воспитание качеств личности, необходимых для трудовой деятельности.
Трудовое обучение – это формирование у детей трудовых и организаторских умений и навыков.
Виды трудовой деятельности :
• Самообслуживание – это труд, направленный на обслуживание самого себя (умывание, одевание, раздевание и т. д.)
Общественная значимость:
- освобождает других от обслуживания себя;
- ребёнок овладевает всеми компонентами трудовой деятельности и самостоятельностью.
• Хозяйственно-бытовой труд – это труд по уборке помещений, участие в организации бытовых процессов и общественной деятельности и т. д. Особенность хозяйственно-бытового труда - его общественная направленность, т. е. удовлетворение потребностей других детей и взрослых.
• Труд в природе
Уход за растениями и животными, выращивание овощей, озеленение участка и т. д. Значение: благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования.
Особенности:
- результатом этого вида труда может быть материальный продукт (урожай). Это сближает детский труд с трудом взрослых;
- чаще всего этот вид труда имеет отсроченный результат;
- труд в природе всегда связан с живыми объектами, поэтому формирует бережное, ответственное, осторожное отношение к окружающему;
- даёт возможность одновременно развивать познавательные интересы.
• Ручной и художественный труд
Направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека. Содержание -это изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева.
Художественный труд в дошкольном учреждении представлен в двух направлениях:
- изготовление поделок,
- украшение своими изделиями помещения группы к праздникам, оформление выставок и т. д.
Формы организации труда :
• Поручение - это обращённая к ребёнку просьба - взрослого выполнить какое-либо трудовое действие.
Трудовые поручения – наиболее простая форма организации труда детей. Особое воспитательное значение они имеют на младших ступенях дошкольного возраста, когда труд еще не стал планомерной и систематической деятельностью, и дети часто не различают игровые и трудовые задачи, не умеют трудиться по собственной инициативе. Иными словами: выполняют просьбу или требование взрослых сделать что-либо, принести какой-то предмет, полить цветы, покормить рыб, накрыть на стол, убрать посуду и т. д.
1. По форме организации:
- индивидуальные
- подгрупповые
- общие.
2. По продолжительности:
- кратковременные
- длительные.
• Дежурство требует от детей большей самостоятельности, знания о последовательности работы, представлений о полном объеме ее, о требованиях к конечному результату. В дошкольной практике стали традиционными дежурства по столовой, в уголке природы, по подготовке к занятиям. Дежурство по столовой вводится во второй младшей группе в конце второго полугодия. Начиная с трех лет, дети уже способны выполнить несколько взаимосвязанных действий, направленных на решение конкретной задачи. Вначале воспитатель «дежурит» с двумя детьми и каждому дает лишь одно поручение. Затем задание усложняется: один ребенок должен на всех столах расставить хлебницы, а другой – разложить ложки. И наконец, один ребенок расставляет на столах все, что нужно: хлебницы, салфетки, чашки, раскладывает приборы. Дети младшего дошкольного возраста дежурят только перед завтраком.
Дежурство старших дошкольников постепенно усложняется как по содержанию труда, так и по формам объединения детей, по требованию к проявлению самостоятельности. Важной задачей в организации дежурств является формирование у детей ответственности за порученное дело, привычки к систематическому выполнению обязанностей. Дежурство по подготовке к занятиям вводится в средней группе и требует особой сосредоточенности, поскольку содержание этого дежурства не так постоянно, как дежурство по столовой. Дежурство в уголке природы вводится с начала года в старшей группе. Дежурство воспитывает у детей организованность, самостоятельность, аккуратность, благодаря чему дети становятся более уверенными в своих действиях.
• Коллективный труд :
В младших группах коллективный труд как форма организация детей не используется воспитателями, так как дети еще не имеют прочных трудовых навыков в том или ином виде труда.
В средней группе по мере совершенствования навыков и умений дети уже способны объединиться в «общий труд» (4-6 человек, где есть общая цель и конкретное задание для каждого члена коллектива и где каждый отвечает за свою работу перед педагогом.
В старшей группе детям предоставляется большая самостоятельность в процессе трудовой деятельности. Дети начинают трудиться коллективно. Например, воспитатель предлагает всем детям вместе посадить лук, постирать кукольное белье ( число детей может быть самым различным: от 2-3 до 6-7 и больше). Каждый из детей получает конкретное задание. Дети работают «рядом». Но когда процесс труда подходит к концу, воспитатель объединяет результаты всех в один общий итог. Это дает возможность ему обратить внимание на преимущество коллективного труда : каждый потрудился и вместе выполнили общую работу. В старшей и подготовительной к школе группах организуется общая трудовая деятельность, объединяющая сразу всех детей группы. Эту возможность представляют такие виды труда, как уборка групповой комнаты пли участка, разбивка огорода, цветника, сбор овощей или фруктов, оформление зала или групповой комнаты к празднику и др.
Чтобы в коллективном труде могли принять участие, все дети одновременно и воспитатель мог осуществлять руководство их работой, необходимо учесть ряд условий:
- объединять всех детей можно только после того, как они приобретут необходимый опыт работы в небольшом коллективе.
- целесообразно делить детей на несколько работающих групп, объединение внутри группы достигается предложением каждому какой-либо общей работы (например, одна группа стирает кукольное белье, другая приводит в порядок игровую зону, третья вскапывает песок в песочном дворике). Число звеньев не следует увеличивать больше двух—четырех, ибо воспитателю приходится распределять свое внимание между ними, что представляет известные трудности.
Основные приёмы трудового воспитания :
В ходе работы по трудовому воспитанию педагог может использовать самые разнообразные приёмы, при необходимости сочетая их друг с другом.
• Наглядные приёмы
Применение картинок, наглядных пособий и т. п. необходимо для лучшего усвоения информации детьми:
- наблюдение за профессиональной деятельностью взрослых, экскурсии;
- рассматривание картинок и сюжетных иллюстраций по теме, схем-моделей, алгоритмов в рисунках;
- демонстрация:
- выбора инвентаря или инструмента;
- способа организации рабочего места;
- последовательности выполнения операций, уборки.
• Словесные приёмы
Словесные приёмы помогут в воспитании даже самых маленьких дошколят :
- рассказ воспитателя, пояснения и советы;
- беседы: «Любимые игрушки»; «Наведём порядок в нашем доме»; «Пришли гости»; «Маленькое дело лучше большого безделья».
• Чтение художественной литературы
В детской литературе обыграно и описано большое количество поучительных историй: Братья Гримм «Голый король», «Храбрый портной»; А. Лопатина «Золотая иголочка»; В. Маяковский «Кем быть»; С. Михалков «А что у вас?», «Все сам»; Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла?», «Какого цвета ремёсла?»; В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок»; Я. Аким «Неумейка»; А. Барто «Девочка чумазая»; Л. Воронкова «Маша-растеряша».
• Игровые приёмы
Игра является одним из лучших методических средств в дошкольных образовательных учреждениях. Воспитатель может использовать для целей трудового воспитания ролевые, дидактические, театрализованные игры. Многие из них основаны на простых принципах (подбор подходящей картинки или разгадывание загадок) и адаптируются воспитателем под актуальные педагогические задачи.
• Практические приёмы
К ним относятся:
- совместное с ребёнком выполнение трудовых операций;
- поэтапная самостоятельная работа детей.
Основные формы работы с родителями:
- родительские собрания;
- беседы;
- консультации;
- тематические стенды;
- участие в жизни ДОУ;
- субботники;
- экологические и трудовые акции.
Трудовое воспитание дошкольников – это целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых.
Своевременное привлечение детей дошкольного возраста к посильному систематическому труду необходимо для его всестороннего развития. Труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, движения его становятся увереннее, точнее.