Эльвира Латипова
Конспект НОД по познавательному развитию «Национальные символы России»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию «Национальные символы России»
Подготовила: учитель-дефектолог МДОУ «Детский сад №155 к. в.»
г. Магнитогорска Латипова Э. З.
Цель: формирование системных представлений о государственной символике
родной страны у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи.
Образовательные:
- познакомить детей с государственными символами России : флаг, герб, гимн;
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Национальные символы России“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Символы России для детей
- Темочки
- уточнить представление детей о России как о стране, в которой они живут.
Развивающие :
- развивать познавательный интерес к историческому наследию России, чувства
любви и гордости к Отечеству;
- продолжить работу над развитием связной речи; совершенствовать диалогическую и монологическую речь; закреплять умение отвечать на вопросы; развивать внимание, мышление, слуховое и зрительное восприятие; обогащать словарь детей.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к Родине, чувство любви и уважения к своей многонациональной стране, гордости за свою страну - Россию.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение стихов и рассказов о России, загадки о символики России, прослушивание аудиозаписи гимна, рассматривание карточек с символикой России.
Материалы и оборудование: слайды о символике России, ноутбук, карточки с символикой : флаг, герб и карточки с флагами других стран (9 штук, фонограммы российского гимна и гимнов других стран, разрезные картинки герба России, аудиозапись к хороводу «Во поле берёзка стояла», карандаши для самостоятельной деятельности и альбомные листы по количеству детей.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Методы и приемы: словесный, наглядный, игровой, практический.
Ход занятия.
1. Вводная часть.
Воспитатель.
Ребята, послушайте загадку.
Где белоствольные берёзки
Растут кругом под небом синим?
Они милы и так неброски,
Берёзки родом из…
Дети: России.
Правильно, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя-Россия.
- А как можно назвать всех людей, которые постоянно живут в этой стране?
Дети: Граждане, жители, россияне.
Воспитатель. Значит мы кто?
Дети: Россияне.
Воспитатель. Россия – величественная и прекрасная страна! Мы с вами живём в ней и называют нас, правильно – россиянами. И этим нужно гордиться!
2. Основная часть.
Воспитатель. Россия – страна очень большая и красивая. Наша Родина огромная, просторная и необъятная. Ни одно государство не имеет такой территории, как Россия. А ещё Россия – это необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Как вы думаете, что такое Родина? (Ответы детей). Родина – значит родная, как мать и отец. Родина – место, где мы родились, страна, в которой мы живём. Родина у каждого человека одна.
Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине. Вспомните некоторые из них:
Нет земли краше, чем Родина наша!
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Одна у человека мать – одна и Родина!
Все они учат нас добру, любви к Родине, умению её защищать от врагов.
- Ребята, а как вы можете проявлять заботу и любовь к нашей Родине? (Ответы детей). Например, не мусорить на улице, не ломать кусты и деревья, не топтать газоны. А самое главное – любить своих близких, дружить с ребятами в детском саду, хорошо учиться в школе.
Воспитатель. Вы, конечно, знаете, что на земном шаре множество и других стран – больших и маленьких. И у каждого их этих государств есть свои государственные символы. Они объединяют людей данной страны, выражают их нравственные идеалы, служат опознавательными знаками страны.
- Дети, а как вы думаете, зачем стране нужны символы? (Объединять людей, живущих в нашей стране, быть отличительным знаком).
А какие символы у России, вы узнаете, отгадав загадки.
Есть главная песня у нашей страны.
Услышав её, мы вставать все должны.
Единству народа поётся в ней слава,
И восхваляется наша держава.
Дети: Гимн.
Воспитатель. Правильно, это– гимн. Что же такое гимн?
Дети: гимн – это самая главная песня в нашей стране.
Воспитатель. Верно! Это музыкальное произведение, торжественное, величественное. Его исполняют в особых, важных случаях. Каждый гражданин России должен знать Государственный гимн своей Родины. Слова гимна – особенные, они несут высокий патриотический смысл, ведь мы гордимся своей Родиной, её просторами, народом, достижениями. Создатели Государственного гимна России это поэт Сергей Владимирович Михалков и композитор Александр Васильевич Александров. Поэт написал слова, композитор – музыку.
Хочу еще добавить, что, когда играет гимн России, то нужно вставать и слушать его стоя и молча. Таким образом мы проявляем уважение к своей стране.
Давайте послушаем один куплет Гимна России.
(звучит гимн, все слушают стоя)
Присаживайтесь на свои места.
Воспитатель. Мы с вами поиграем в игру, которая называется «Узнавание Гимна России»
(Воспитатель включает аудиозапись.)
Детям надо узнать Гимн своей страны среди множества других мелодий и встать, когда он будет звучать.
Воспитатель. А сейчас отгадайте загадку о втором символе нашей страны.
По ветру вьется полотно,
К шесту оно прикреплено,
У полотна три цвета.
Кто ответит, что же это?
Дети: Флаг.
Совместное чтение стихотворения с показом движений.
Белый цвет – берёзка.
Синий – неба цвет.
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
Воспитатель. Молодцы! Под флагом сражаются за свою страну воины, флаг поднимают во время побед, флаги вывешивают во время праздников.
У России флаг трёхцветный, три полосы – белая, синяя и красная.
Флаг символизирует нашу Родину. Он развевается над зданием правительства, флаги вывешиваются во время праздников, поднимают во время побед. Действительно, на нашем государственном флаге три ярких полосы: красная, синяя, белая. Каждая полоса несет свой определенный смысл:
Белый цвет – это цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая.
Белая полоса напоминает нам о белоствольных берёзах, о русской зиме с бескрайними снежными просторами, о лёгких летних облачках, о белых ромашках на лугу.
Синий цвет – это вера, верность. Народ любит свою страну, защищает её, верен ей.
Синяя полоса похожа на синее небо, синие реки и моря России.
Красный цвет – цвет силы. Красный цвет всегда на Руси считался самым красивым. Это цвет цветущих цветов, тепла и радости.
Поэтому его и называют триколор, три цвета, три брата, которых нельзя разделить и победить. Наш флаг называется стягом, трехцветным полотнищем. В конце августа в России отмечают День российского флага.
Воспитатель. - Ребята, посмотрите на доску, найдите среди других флагов – наш Российский флаг. (Дети находят флаг).
На доску выставляются крупные изображения флагов разных стран (10 флагов стран). Воспитатель предлагает детям найти российский флаг и назвать его местоположение.
Затем воспитатель предлагает детям закрыть глаза, в это время меняет расположение флага России. Открыв глаза, дети снова пытаются найти наш флаг среди других и назвать его местоположение.
Воспитатель. А сейчас отгадайте загадку о третьем символе России.
Он дополняет гимн и флаг,
Любой страны то главный знак.
У России он особый,
Ты назвать его попробуй.
Дети: Герб.
Воспитатель.
К государственным символам России относится и герб России.
- Что изображено на гербе России?
Дети:
- На гербе России изображен двуглавый орел.
Неслучайно на нашем гербе изображён орёл – это смелая, гордая птица, которая летает высоко – высоко, видит всё вокруг.
Воспитатель.
- Ребята, посмотрите одной головой он смотрит на запад, а другой на восток. Как вы думаете для чего? (Ответ детей).
У нашего орла две головы, значит, он не пропустит ни одного врага.
Над орлом – золотая корона, значит, этот орёл – самый главный! В лапах орла символы власти – скипетр и держава, такие в старину были у русских царей.
- Обратите внимание на значок в центре герба – этого всадника называют Георгием Победоносцем. Он сидит на белом коне, с копьем в руках. Этим копьем всадник убивает змея.
- Дети, а как вы думаете, что символизирует вся эта картина?
Дети:
- Эта картина символизирует победу добра над злом.
Воспитатель:
- Правильно ребята! А еще наш герб – это эмблема, символ России.
Государственный герб устанавливается на специальных пограничных столбах. Герб страны печатают на российских монетах.
- А как вы думаете почему?
Дети:
- Чтобы можно было отличить их от монет, других стран.
Воспитатель:
- Предлагаю чуть-чуть отдохнуть. Давайте поиграем в игру «Кто быстрее соберет герб России».
Дидактическая игра «Собери герб России»
Воспитатель. Есть у России и другие символы, характерные только нашей страны, это русские матрёшки, балалайки, дымковские игрушки, песня «Калинка», хоровод «Во поле берёза стояла». Этот хоровод водили много - много лет назад, его знают до сих пор.
Воспитатель предлагает всем встать в круг и загадывает загадку:
Стоит Алена,
Платок зеленый,
Тонкий стан,
Белый сарафан.
(Береза)
Воспитатель:
- Молодцы! Правильно. Дети, дерево береза – это тоже символ нашей Родины, только народный.
Физминутка.
Игра – хоровод «Во поле берёза стояла».
Выбираются два ребёнка – берёзы, которые стоят лицом друг к другу. Дети – берёзы поднимают обе руки вверх и берутся за руки.
Остальные дети, взявшись за руки, образуют хоровод, который не торопясь, в такт с ритмом песни, проходит через «ворота» - руки двух берёзок.
Берёзки и остальные дети поют первый куплет песни «Во поле берёза стояла» :
Во поле берёза стояла,
Во поле кудрявая стояла.
Люли, люли, стояла,
Люли, люли, стоя - ла.
Последний слог в слове «стояла» отделяется секундной паузой.
В этот момент руки двух «берёзок» опускаются, чтобы поймать ребёнка из хоровода. Пойманный ребёнок становится «берёзкой». Уже три «берёзки» берутся за руки, поднимают их.
Игра продолжается до тех пор, пока «берёзки» не «переловят» всех детей.
Чем больше «берёзок», тем им легче ловить детей.
Воспитатель. - Ребята, проходите на свои места.
3. Заключительная часть.
Задание «Моя мечта»
Давай мы подумаем, чтобы мы сделали хорошего, полезного и доброго для своей страны?
Я начну, а вы – продолжите: мы могли бы поливать деревья и т. д. (ответы детей).
Ещё я предлагаю вам помечтать о том, какой подарок вы подарите своей стране, своей Родине, когда вырастете.
Кем вы будете, когда вырастете?
Предлагаю вам нарисовать свои «подарки», а – затем объяснить, что вы хотели об этом сказать.
Самостоятельная деятельность.
(Дети рисуют свои «подарки», затем объясняют).
Начало предложения воспитатель придумывает сам, например: «Я мечтаю подарить своей Родине…., а дети продолжают.
4. Итог занятия.
Воспитатель. Вы - маленькие россияне. Вы вырастите и сделаете нашу страну крепкой и могучей, для этого надо любить своих друзей и близких. Учиться и узнавать много нового и интересного, мечтать и стремиться к цели.
Сегодня мы с вами узнали много нового и интересного о российском флаге, символах нашей страны. Я предлагаю вам рассказать об этом вашим папам и мамам, бабушкам и дедушкам. Пусть они гордятся своими юными россиянами.
Рефлексия: А что нового вы узнали сегодня о России, государственных символах?
Какое новое слово мы сегодня узнали?
Как вы, считаете, справились ли вы с работой?
Занятие окончено. Большое спасибо за внимание.