Познавательно-речевое развитие детей младшего дошкольного возраста «Увижу, обследую, расскажу»

Татьяна Богомолова
Познавательно-речевое развитие детей младшего дошкольного возраста «Увижу, обследую, расскажу»

Дошкольный возраст - период активного развития и становления познавательной деятельности ребенка. Младший дошкольник активно действует с предметами, старается узнать, как эти предметы устроены, для чего предназначены, как взаимосвязаны между собой. Ему все интересно, и постепенно в результате познания окружающего мира, у ребенка появляются целостное восприятие и осмысление реальности, возникают зачатки мировоззрения.

Л. С. Выготский в своих исследованиях доказывает, что восприятие является основной психической функцией детей раннего и младшего дошкольного возраста. Всякое восприятие в этом возрасте отличается двумя особенностями.

Аффективный характер - так Выготский определяет первую особенность, отражающую яркость и эмоциональную окрашенность всего воспринимаемого ребенком. Вторая особенность определяется тем, что именно на основе восприятия развиваются остальные психические функции ребенка: внимание, речь, мышление, воображение. В активном восприятии окружающего мира на основе узнавания развивается память как продолжение восприятия.

Важную роль в процессе познания детьми окружающей действительности играет их чувственный опыт. Необходимо обеспечить ознакомление с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов и звучанием родной речи. Язык – средство общения и познания – является важнейшим условием ознакомления детей с окружающим миром.

В младшем дошкольном возрасте дети учатся называть предметы, их признаки, действие, состояние, затем включают в простейшее описание.

Обогащение речевого опыта ребенка наиболее успешно осуществляется в условиях обогащенной предметно - развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средств и разнообразную деятельность ребенка. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательную и творческую деятельность всех детей группы. Грамотная организация речевой развивающей среды в группе создает благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности, обеспечивает высокий уровень речевой активности детей, способствует овладению речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.

Речь - одна из важных сторон развития ребенка. Речь - чудесный дар природы - не дается человеку от рождения. Взрослые должны обеспечить своевременное психическое развитие ребенка, приложить немало усилий, чтобы его речь развивалась правильно и своевременно.

Дети 2-3лет очень наблюдательны. Ни одна вещь в руках взрослого, ни один жест не остаются не замеченными. Играя с малышами, что-то рассматривая или создавая, взрослый должен терпеливо, без суеты рассказывать о том, что, зачем и как он делает, и что надеется получить в результате.

Развитие речи в дошкольном возрасте представляет собой многоаспектный процесс, поскольку развитое мышление человека - это речевое, языковое, словесно - логическое мышление. Взаимосвязь речевого, умственного и познавательного развития свидетельствуют об огромном значении языка для развития мышления. Вместе с тем эту взаимосвязь необходимо рассматривать и в обратном направлении - от интеллекта к языку. Такое рассмотрение можно условно обозначить как анализ языковой функции интеллекта. Особенно отчетливо тесная связь речевого и интеллектуального развития детей видна в формировании связной речи, т. е. содержательной, логичной, последовательной, организованной. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа, уметь анализировать и отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения (причинно - следственные, временные) между предметами и явлениями.

Особенно важное место в познавательно – речевом развитии занимают дидактические игры, обязательными элементами которых являются познавательное содержание и умственная задача. Многократно участвуя в игре, ребенок прочно усваивает знания, которыми он оперирует (например, названия и внешний вид растений, предметов, необходимых для труда, содержание литературных произведений и т. п.). Решая умственную задачу в игре, малыш упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов или явлений по общим признакам, в выделении свойств и качеств предметов.

Работа по восприятию окружающего находит свое воплощение в детском художественном творчестве (рисование, аппликации, лепке). Содержание работы способствует развитию мелкой моторики руки ребенка. Известно, что развитие речи связано с развитием движений пальцев рук.

Итак, работа по развитию речи проводится в системе, охватывающей все ее стороны (словарь, грамматический строй, звуковая культура речи, связная речь). Каждая сторона речи включает в себя широкий круг задач и собственную динамику развития. Полноценная проработка такого обширного материала требует больших усилий и временных затрат.

Таким образом, организуя эмоционально окрашенное восприятие детьми предметов и явлений окружающей действительности, переходящее в действие, сопровождаемое словесными комментариями взрослого можно установить основной принцип организации обучения детей этой возрастной группы, и обозначить так: что увижу, что обследую, о том расскажу!

Публикации по теме:

Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС» (выступление.

Речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС  Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения.

Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством игровых технологий «Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Познавательно-речевое развитие детей младшего дошкольного возраста «Увижу, обследую, расскажу»
Опубликовано: 21 ноября 2019 в 11:20
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 декабря. Международный день художника

Живописцы, окуните ваши кисти! Ведь сегодня в России отмечается ваш...

7 декабря. День санок на МААМ

«Вот моя деревня, вот мой дом родной. Вот качусь я в санках по горе крутой», – стихотворение Ивана Сурикова «Детство» известно всем и каждому. Не только у Ивана Захаровича детство ассоциировалось,...

Фотоотчёт «Экскурсия в русскую горницу», с детьми старшего дошкольного возраста....
Национальная культура становится первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной...
План мероприятий по проведению профилактики гриппа
Цель: формировать представление о здоровом образе жизни. Задачи: познакомить ребят с понятием прививка, показать значимость профилактических прививок;...
Дидактическая игра «Птицы»
Дидактическая игра "Птицы" Данную игру разработали воспитатели группы компенсирующей направленности Кузьмичева М. А. и Ефремова И. С. Цель игры:...