Наталья Цысарь
Доклад по теме: «Организация взаимодействия с семьями воспитанников для сенсорного развития детей младшего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие ребёнка – это, с одной стороны, развитие восприятия предметов, с другой стороны, формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Значение сенсорного развития в раннем дошкольном детстве трудно переоценить. Именно в этом возрасте создаются наиболее благоприятные условия для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорная культура ребёнка – результат усвоения им общепринятых представлений о цвете, форме и других свойствах вещей.
Публикация «Доклад по теме: „Организация взаимодействия с семьями воспитанников для сенсорного развития детей младшего возраста“» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Работая в группе детей раннего возраста, я обратила внимание на то, что дети приходят в детский сад, не имея чувственного опыта. У них плохо развиты не только сенсорные представления, но и мелкая моторика, глазомер. Они не знают цвет, форму, качества предметов.
Результаты обследования нервно-психического развития детей показали, что большинство из них отстает в сенсорном развитии.
Поэтому я решила уделять больше внимания данной проблеме.
Я наметила задачи и определила перспективу работы.
Задачи работы:
1. Создать в группе условия для обогащения сенсорного опыта детей.
2. Разработать и использовать в совместной деятельности с детьми игры и упражнения, направленные на обогащение слухового, обонятельного, осязательного, тактильно-двигательного чувственного опыта детей.
3. Научить родителей способам обогащения сенсорного опыта детей.
Малыши находятся в детском саду весь день, они растут, развиваются, активно общаются друг с другом, взаимодействуют с окружающими их вещами, предметами и людьми. Поэтому, я старалась организовать жизнь детей в группе так, чтобы они чувствовали комфорт, любовь и заботу взрослых, и у них была возможность удовлетворить познавательные потребности.
Потребовалось немало сил, необычных находок, чтобы создать в группе предметно-развивающую среду, которая бы обеспечивала накопление у детей чувственного опыта.
В процессе работы над темой, я изучила тематическую подборку статей из журналов «Дошкольное воспитание», «Обруч», содержащих идеи по сенсорному развитию детей и изготовлению наглядного материала.
Я разделила сенсорный уголок на несколько условных зон:
- игрушки для развития мелкой моторики;
- игрушки для восприятия формы и величины;
- игрушки для восприятия цвета;
- игрушки для восприятия звуков;
- игрушки для тактильных ощущений;
- оборудование для элементарных опытов.
Я подобрала игрушки, разнообразные по величине, форме, цвету, качеству.
Учитывая, что дети данного возраста очень любят подражать взрослым, ввожу в детские игры различные предметы быта: ситечки, совочки, щеточки, губки – чтобы дети могли мести, вытирать, просеивать. Придумала игры с данными предметами. Например, в игре «Волшебное ситечко» дети просеивали крупы, отделяя рис от манки, вылавливали шарики из воды.
Разнообразный дидактический материал вызывал у детей большой интерес.
Необходимо отметить, что сенсорный уголок мобильный, оборудование и игрушки расположены в шкафах, но я могу менять их местоположение в зависимости от темы непосредственно образовательной деятельности и запланированных дидактических игр.
Ознакомление с сенсорными эталонами осуществляю в продуктивных видах детской деятельности – рисование, лепка, конструирование; игровой деятельности – дидактические, конструктивно-строительные игры, и т. д.
Дидактические игры и упражнения применяю как в качестве одного из методов проведения образовательной деятельности, так и в целях расширения, уточнения и закрепления, полученных детьми знаний и умений.
Для того, чтобы работы велась в системе (от простого к сложному, составила перспективный план, распределив игры по месяцам. Например, сентябрь, дидактические игры «Цветные фоны», «Разноцветные шарики», «Закрой мышке окошко», «Подбери чашку к блюдцу», «Собираем ягоды», «Разложи шарики», «Разложи ягоды по тарелочкам» (В сентябре использую 2 цвета, в ноябре - уже 3). Дидактические игры «Собери пирамидку», «Разноцветные шарики», «Просеивание через сито».
Сначала действия детей были неловкими. Детям было сложно соотнести предметы по форме, цвету. Со временем эти навыки стали все более совершенными и осознанными.
Уже во время пребывания ребенка с мамой в группе, на прогулке в период адаптации показывала и проводила словесные подвижные игры, так же использовала потешки, сказки, пальчиковые игры, что способствовало развитию фонематического восприятия, слухового внимания. Развитие слухового внимания, познавательной активности, способствует и экспериментированию со звучащими предметами, поэтому порекомендовала родителям изготавливать с детьми шумящие, гремящие, шуршащие предметы.
-Банки - погремушки из под кофе, сока, наполненные горохом, скрепками, камушками, песком, пуговицами.
-Шуршалки из бумаги, полиэтилена.
-Свистульки, дудочки из дерева, глины
Также запомнить ощущения помогут и игры в период приготовления обеда «Угадай на вкус?»,
при работе с тестом, с крупой- «Угадай на ощупь?»
Вся моя работа не была бы столь плодотворной, если бы я не смогла заинтересовать родителей. На проводимом мною «Мастер-классе», родители побывали в роли детей, поиграли в игры. На родительских собраниях я рассказывала, какую роль оказывает сенсорное воспитание на развитие ребенка; показала родителям игры, имеющиеся в группе, предложила помочь пополнить игровой материал. В родительском уголке регулярно помещала консультации, памятки по сенсорному воспитанию, проводила анкетирование, индивидуальные беседы. Родители заинтересовались моей работой, стали активными участниками педагогического процесса: приносили в группу пробки, пуговицы, крупы, прищепки, шнуровки, сшили сенсорный коврик, застежки с пуговицами, липучками. Много дидактических игр мы изготовили только благодаря помощи наших родителей.
Анализ проведенной работы показал, что систематическая и планомерная работа по данной проблеме, а также использование дидактических игр способствует развитию познавательной активности детей, помогает развивать их представления об окружающих предметах, учит выделять особенности предметов на основе способов сенсорного обследования, сравнения, элементарного анализа. Развивается речь детей.
Анализ нервно-психического развития детей в конце года показал, что почти все дети знают основные цвета, умеют ориентироваться на листе бумаги, выбирают заданную фигуру нужного размера, знают форму и качество предмета. У детей расширился словарный запас. Они могут отвечать предложениями на вопросы воспитателя.
Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию сенсорики и мелкой моторики у детей раннего возраста во взаимодействии с семьей, способствует формированию речевой деятельности, сохранению психического и физического развития ребёнка.