Мария Гринчук
Опыт работы «Совместная деятельность родителей и педагогов в младшей разновозрастной группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад :
«Совместная деятельность родителей и педагогов в младшей разновозрастной группе МКДОУ Нижнекарачанской СОШ»
Слайд №2
Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях тесного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения. Как известно семья является первым и важнейшим институтом социализации ребенка. Но так как большинство родителей вынуждено заниматься «поиском» средств существования, дети проводят очень много времени (9-10 часов в день) в детских садах. По сути, их воспитанием занимаются педагоги, действующие по специально разработанным программам.
Публикация «Опыт работы „Совместная деятельность родителей и педагогов в младшей разновозрастной группе“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Слайд №3
В статье 44 «Закона об образовании Российской Федерации»
Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей
перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического,
нравственного и интеллектуального о сторонними наблюдателями.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления,
образовательные организации оказывают помощь родителям в воспитании
детей, в охране и укреплении их физического и психического здоровья,
развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции
нарушений их развития
Слайд №4
В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) перед ДОО поставлены цели, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями. Родители являются активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не прост1.
В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.
Влияние семейного воспитания на формирование личности ребенка играет значительную роль. Если требования, предъявляемые к ребенку в детском саду и семье, не согласованы, то воспитание полезных навыков и привычек будет очень затруднено. педагогический комплекс с широким участием родителей в его работе.
Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи предполагает наличие у родителей ответственности, а у воспитателей – семейной центрированности педагогической деятельности, основанной на рассмотрении ребенка только в контексте семьи. Основной путь налаживания такого сотрудничества – организация образовательного взаимодействия, результатом которого станет реализация целей и принципов личностно ориентированного образования дошкольников.
Слайд №5
Совместная работа детского сада и семьи строится на следующих основных положениях, которые определяют содержание, организацию и методику этой работы :
Единство в работе детского сада и семьи по воспитанию детей. Оно достигается в том случае, когда цели и задачи всестороннего воспитания хорошо известны и понятны не только воспитателям, но и родителям, когда родители знакомы с основным содержанием, методами и приемами воспитания маленьких детей и в известной мере овладели ими.
Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание нужд и интересов ребенка и своих обязанностей как воспитателей; укрепление авторитета педагога в семье и родителей в детском саду. Установление правильных отношений на основе доброжелательной критики и самокритики.
Слайд №6
Формы общения педагога с родителями
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное - донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых - обогатить их педагогическими знаниями.
Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные.
Коллективные формы.
К коллективным формам относятся родительские собрания. Собрание должно быть целенаправленным, т. е. иметь определенную цель, отвечать запросам и интересам родителей, иметь четко обозначенный практический характер.
Повестка дня собрания должна быть разнообразной Можно включать выступления разных специалистов, напримере медсестры, а также родителей. На собрании нужно раскрыть проблему, затем охарактеризовать каждого ребенка, показать динамику развития. Длительность собрания не должна превышать 40-50 минут.
Выбор темы определяется потребностью родителей, задачами годового плана. Целесообразно подготовить краткие памятки. Подготовка к родительскому собранию включает в себя выбор актуальной темы на основе опроса родителей (анкетирование, беседы). Важно продумать месторасположение гостей.
Следующая коллективная форма взаимодействия с родителями – конференция. Ее задача – пропагандировать лучший опыт семейного воспитания. Конференции включают обмен опытом родителей, например, по темам «Досуг в семье» или «Физическое развитие ребенка в семье». Родители могут поделиться своим опытом. В ходе конференции используется комплекс методов – наглядные материалы, презентации, выступления специалистов.
Индивидуальные формы.
К индивидуальным формам взаимодействия с родителями относятся беседы и консультации.
Наглядно-информационном направлении взаимодействия с родителями :
Наглядные формы играют важную роль во взаимодействии с семьей. Рассмотрим их подробнее.
День открытых дверей.
Родители наблюдают за деятельностью детей, воспитателей. Они узнают детский сад «изнутри», знакомятся с организацией предметно-игровой среды, видами детской деятельности.
Папки-передвижки называются так потому, что даются в семьи на временное пользование. Они содержат конкретный материал о восприятии и образовании детей. В папку-передвижку помещают конкретные рекомендации, памятки, вырезки из газет, фото, брошюры, цитаты и др. Например: «Что делать, если ребенка плохой аппетит», «Как уложить ребенка спать?».
Слайд№ 10 Нетрадиционные формы общения педагога с родителями
Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей
Информационно-аналитические Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик», анкетирование, сайты ДОУ и педагогов
Досуговые Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках, конкурсах, спартакиады, совместные зарядки.
Познавательные
Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей Семинары-практикумы, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей, совместная работа по тематическому плану, проектам, маршруты выходного дня или экскурсии
Наглядно-информационные: Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек
Выводы:
Работа по внедрению инновационных форм взаимодействия с семьей в педагогический процесс на данный момент еще не закончена, но мы уже видим результаты: дети начинают с гордостью и уважением относиться к своим родным, а родители благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада приобретают опыт сотрудничества как со своим ребёнком, так и с коллективом педагогов и родителей ДОУ. А мы, воспитатели, получаем бесценную информацию о детско- родительских отношениях в семье, в которых кроются причины многих детских проблем. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции свои методы воспитания. Им надо научиться взаимодействовать в интересах ребенка. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение мы должны помощь родителям не допустить ошибок в воспитании.