Ирина Иванова
Технологии обучения образной речи
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение образной речи - это составная часть воспитания культуры речи в широком смысле слова. Под культурой речи понимается соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, представления в соответствии с назначением и целью высказывания: содержательно, грамматически правильно, точно и выразительно.
Формирование образных средств языка, развитие выразительности, образности рассматривается, как одно из главных направлений развития речи дошкольников.
Публикация «Технологии обучения образной речи» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2022
Предполагается, что к концу дошкольного возраста речь станет универсальным средством общения ребё нка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения, свободно владеть языком на уровне устной речи, уметь ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения. Сегодня в центре внимания - ребёнок, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного педагога – выбрать методы и технологии организации воспитательно-образовательного процесса, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Цель технологии обучения образной речи - это развитие умственных способностей и создание творческого продукта в речевой деятельности.
Актуальность технологии :
- соответствует требованиям к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему : открывает возможности для личностного развития ребенка, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе игры;
- соответствует требованиям к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования : образовательная деятельность выстраивается на основе взаимодействия взрослых с детьми;
- соответствует требованиям к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования на этапе завершения дошкольного образования : ребенок обладает развитым воображением, владеет разными формами и видами игры, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; достаточно хорошо владеет устной речью.
Проблема: дети дошкольного возраста редко используют образные характеристики в речи. Гипотеза: (с точки зрения авторов технологии) дети дошкольного возраста будут использовать образные характеристики в речи, если будут активно включены в творческую речевую деятельность.
Технология обучения детей образной речи :
1 этап. обучение детей составлению сравнений с 3-х лет;
2 этап. обучение детей составлению загадок с 3,5 лет;
3 этап. обучение детей составлению метафор с 6-7 лет.
1 этап. Обучение детей составлению сравнений.
Методика обучения составлению сравнений:
1. воспитатель называет какой-либо объект,
2. обозначает его признак (цвет, форма, вкус, звук, температура,
3. значение признака,
4. предлагает детям назвать объекты с данным значением признака.
Пример: модель составления сравнений про цыпленка:
1.«Это кто (что?»
2.«По какому признаку мы будем сравнивать цыпленка?»
3.«Какой по цвету цыпленок?»
4.«Кто еще может быть такой же по цвету, как цыпленок?»
Составленная фраза сравнения: «Цыпленок по цвету желтый, такой же желтый по цвету, как зонтик» (груша, стул).
2 этап. Обучение детей составлению загадок. В данной технологии выделяются три основных модели составления загадок:
Модель1 «Какой?» «Что бывает таким же?»
Модель2 «Что делает?» «Что (кто) делает также?»
Модель3 «На что похоже?» «Чем отличается?»
Описание. Модель1 «Какой?» «Что бывает таким же?»
Методика обучения составлению загадки с использованием данной модели:
1. воспитатель выбирает объект,
2. дети определяют характеристики объекта по заданным воспитателем признакам (цвет, свойства объекта, форма).
Составление загадки про самовар:
1. Воспитатель вывешивает таблицу с изображением модели загадки.
2. Задает детям вопросы из левой части таблицы,
3. записывает слова в каждой строчке, выделяя первую букву.
4. Далее просит сравнить самовар с другим объектом по перечисленным значениям признаков (что бывает таким же блестящим, шипящим, круглым).
5. Полученный ответ ребенка зарисовывает в правой части таблицы.
6. После заполнения таблицы воспитатель предлагает составить загадку, вставляя между строчками правого и левого столбика слова «как» или «но не». Какой самовар по цвету?. Блестящий Какой самовар по свойствам?. Шипящий Какой самовар по форме? Круглый.
Рекомендации по составлению загадок: в каждом слове левой части таблицы необходимо выделять первую букву, слова в правой части таблицы необходимо зарисовывать. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.
Составленная загадка про самовар: «Блестящий, как монета; шипящий, как вулкан; круглый, но не арбуз» (самовар).
Модель2. «Что делает?» «Что (кто) делает также?» (рекомендовано использовать с 5-и лет).
Составление загадки про ежика:
1. Воспитатель вывешивает таблицу с изображением модели загадки.
2. Задает детям вопросы из левой части таблицы, записывает слова в каждой строчке, выделяя первую букву.
3. Далее просит сравнить действия ежика с другим объектом (что (кто) пыхтит так же? что (кто) собирает грибы так же? что (кто) семенит так же).
4. Полученный ответ ребенка зарисовывает в правой части таблицы.
5. После заполнения таблицы воспитатель предлагает составить загадку, вставляя между строчками правого и левого столбика слова «как» или «но не» (Что делает? …Пыхтит. Что делает? Собирает. Что делает? Семенит).
Составленная загадка про ежика: «Пыхтит, как паровозик; собирает грибы, как грибник; семенит, но не ребенок».
Модель3 «На что похоже?» «Чем отличается?»
Составление загадки про гриб:
1. Воспитатель вывешивает таблицу с изображением модели загадки.
2. Задает детям вопросы из левой части таблицы, записывает слова в каждой строчке, выделяя первую букву.
3. Далее просит сравнить гриб с другим объектом (чем отличается от молотка; чем отличается от зонтика; чем отличается от буквы «Т»).
4. Полученный ответ ребенка зарисовывает в правой части таблицы.
5. После заполнения таблицы воспитатель предлагает составить загадку, вставляя между строчками правого и левого столбика слова «но не, но на».
Составленная загадка про гриб: «Похож на молоток, но нет рукоятки; похож на зонтик, но на толстой ножке; похож на букву «Т», но не растет в лесу (гриб)».
Для успешного развития у детей образной речи необходимо проводить с детьми игры и выполнять творческие задания:
1. «Угадай по описанию»
2. «Выбери признак, который есть у других объектов»
3. «Я назову признак, а вы перечислите его значение»
4. «Что (кто) делает так же?»
Метафора – это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов.
Цель педагога: создание условий для усвоения детьми алгоритма составления метафор. Если ребенок усвоил модель составления метафоры, то он вполне может самостоятельно создавать фразу метафорического плана.
Сначала целесообразно использовать наиболее простой алгоритм составления метафоры.
1. Берется объект (радуга). Про него и будет составлена метафора.
2. У него выявляется специфическое свойство (разноцветная).
3. Выбирается объект с таким же свойством (цветочная поляна).
4. Определяется место расположения объекта (небо после дождя).
5. Для метафорической фразы необходимо взять объект и указать место расположения объекта (Цветочная поляна - небо после дождя).
6. Составить предложение с этими словами (цветочная небесная поляна ярко засияла после дождя).
Не обязательно называть детям термин "метафора". Скорее всего, для детей это будут загадочные фразы или посланцы Королевы Красивой Речи.
Например, детям предлагается взглянуть на картину зимнего пейзажа, где на заснеженных елях сидят снегири. Задача: составить метафору относительно этих птиц. Работу с детьми следует организовывать в форме обсуждения. В качестве пособия может быть использован лист бумаги, на котором воспитатель обозначает последовательность мыслительных операций.
- Что за птицы изображены на заснеженных елях? Снегири (воспитатель на листе бумаги пишет букву "С" и ставит стрелку вправо).
- А какие они? Круглые, пушистые, красные (воспитатель уточняет - "красногрудые", и ставит букву "К" на листе бумаги).
- А что еще бывает с такими красными бочками или красной грудкой? Вишня, яблоки… (воспитатель ставит стрелку вправо от буквы "К" и рисует яблоко).
- Так что можно сказать про снегирей, какие они? Снегири красногрудые, как яблоки.
- А где снегири находятся? На заснеженных елках (воспитатель ставит стрелочку вниз от буквы "С" и рисует схематично ель).
- Давайте теперь объединим эти два слова (воспитатель обводит круговым движением руки изображения яблока и ели).
- Произнесите эти два слова подряд! Яблоки заснеженных елей.
- Кто составит мне предложение с этими словами? В зимнем лесу появились яблоки на заснеженных елях. Яблоки зимнего леса радовали глаз лыжников.
Процесс обучения будет успешным, если воспитатель после составления фраз возвращается к модели и просит детей проговорить правила их составления.