Территория детского сада как образовательное пространство для изучения поддержки биоразнообразия

Елена Черникова
Территория детского сада как образовательное пространство для изучения поддержки биоразнообразия

Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И оттого, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

В. А. Сухомлинский.

В рамках работы по экологическому воспитанию необходимо реализовать одну из важных задач в рамках ФГОС ДО: создать условия, обеспечивающие познавательно-речевое, социально-личностное, эколого-эстетическое развитие, оздоровление детей, формирование у них нравственных качеств и экологически грамотного поведения.

Достичь этого можно в том случае, если знакомить ребенка с тайнами природы, показывать интересное в жизни растений и животных, учить наслаждаться запахом цветущих трав, красотой цветка, пейзажами родных мест.

Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется, и воспитателю следует учить детей искать и находить новое в уже известном, виденном, и только тогда природа предстанет перед человечеством доброй, щедрой, дающей людям свои богатства и радость общения с ней. Важно дать детям представление о том, что человек часть природы: он не может жить вне её, не должен нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы можем лучше понять её тайны, сохранить самое удивительное творение природы – жизнь на Земле.

Дошкольный возраст — оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе.

Эколого-развивающий комплекс - относительно новый элемент развивающей предметной среды.

Эколого-развивающий комплекс играет важную роль в системе накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения. Он позволяет более продуктивно проводить занятия по экологии, трудовой деятельности и одновременно для оздоровления детей, как на свежем воздухе, так и в помещение. Практика показала, что результативность экологического образования во многом зависит от условий, в которых находится ребёнок. Поэтому созданию эколого-развивающего комплекса придают особое значение, а основным принципом создания соответствующей среды для детей является выделение ее развивающего начала. Среда детского учреждения должна содержать пространственные и предметные стимулы творческого и эмоционального развития ребенка и, кроме того, быть динамичной, не допуская привыкания к однообразию. Таким образом, благоустройство территории детского сада, решает задачи эстетического, умственного, нравственного и физического воспитания детей через знакомство с окружающим растительным миром; комфортных условий для прогулок детей.

Так как ребенок постоянно взаимодействует с природой, перед воспитателями стоит очень важная задача – воспитывать не положительно – созерцательное, а положительно – действенное отношение к природе. Необходимо строго относиться к усвоению каждым ребенком нравственных норм обращения с растениями и животными. Целесообразно, чтобы эти правила формулировались не в негативной (не рвать, не топтать, не ломать, а в положительной форме (цветник нужно беречь; возьмем только несколько цветов в букет и т. д., тогда их усвоение будет идти быстрее и легче. Правила передаются детям разными путями: в конкретной жизненной ситуации, посредством объяснения педагога, через художественную литературу.

Практическое использование данной формы экологического образования позволит сформировать у дошкольников чувство ответственности за судьбу природы – обязательное условие обеспечения экологической безопасности не только нашего родного города, но и всей страны в целом.

На участке детского сада создаётся развивающая экологическая среда. Благоприятный микроклимат получается, если вся территория хорошо озеленена, вдоль забора посажены высокие деревья и кустарники, являющиеся преградой для пыли, выхлопных газов, сильного ветра, уменьшающие шум улицы и создающие тень в жаркие летние дни. При этом следует сажать различные породы деревьев, обладающих разными качествами: клен имеет крупную и красивую листовую пластинку, дает густую тень; ясень интересен гроздьями семян, которые остаются на всю зиму; липа прекрасна своим ароматом в разгар лета; рябина красиво цветет и расцвечивает листья, дает гроздья ягод, которые привлекают птиц; у осины необычно дрожит листва; тополь быстро растет и является хорошим пылесборником; черемуха замечательно цветет, пахнет и выделяет фитонциды. На групповых участках могут расти -одиночные или группами - березы, очень красивая свешивающимися ветвями раскидистая ива, прекрасен каштан –листьями и цветами-свечками. Древесную растительность дополняет сплошной травяной покров всей территории, кроме подъездных путей и дорожек. Он создает хороший микроклимат в слоях воздуха, прилегающих к земле - именно там, где находятся дети.

Трава защищает воздух от пыли, хорошо его увлажняет; кроме того, зелень перед глазами детей успокаивает их нервную систему.

На территории дошкольного учреждения, особенно если она большая, могут быть созданы самые различные "экологические пространства", которые используются для оздоровления и экологического воспитания детей.

"Хвойный бор" получится, если небольшое свободное и светлое пространство засадить хвойными деревьями - елью и сосной. В бору можно наблюдать за елками, проводить зимние праздники. В нем сложится своя экосистема, определяемая хвойными деревьями: шишки привлекут клестов, дятлов, появятся насекомые. Фруктовый сад и огород традиционны для дошкольного учреждения, но они способны выполнять иную, чем ранее, функцию в экологическом воспитании детей. Урожай, который можно собрать в огороде и саду в городе, не пригоден для питания детей из-за почвенного загрязнения, но он вполне пригоден для кормления животных, которые содержатся в дошкольном учреждении. На огороде следует отдать предпочтение кормовым корнеплодам, кукурузе, быстро растущему салату, хотя для того, чтобы обучить детей выращивать, подходят любые растения.

В каждом дошкольном учреждении в зависимости от возможностей помещения и территории зеленую зону можно организовать по-своему. Но обязательными для любого детского сада должны быть цветники. Цветников должно быть много: при входе на территорию (бордюры, клумбы, газоны, чтобы у всех приходящих сразу поднималось настроение; на каждом групповом участке, чтобы дети видели, как растут цветы, ухаживали за ними и собирали семена, украшали ими свое помещение; на свободных местах газона, особенно тех, которые видны из окон, чтобы дети имели возможность наблюдать цветущий пейзаж. В цветниках можно представить различные неприхотливые однолетние и многолетние растения (последних должно быть больше). Из многолетников подходят незабудки, золотые шары, ирисов, пионов; из однолетних - ноготки, космея, бархатцы, эшольция, петуния, настурция. Если пространство небольшое, предпочтительнее вертикальное озеленение: например, декоративная фасоль, цветущий горошек подходят для оформления беседок на групповых участках.

Цветущих растений должно быть много, особенно весной и в начале лета, когда дети еще не разошлись на летний отдых, и в сентябре, когда формируются группы, приходят новые дети и все возвращаются после летнего отдыха, весенне- летний период года территория ДОУ становится настоящим цветущим садом. Цветущие растения создают прекрасную визуальную среду: развивают восприятие, благотворно действуют на психику, улучшают настроение, вызывают положительные эмоции. Цветы позволили нам знакомиться с разнообразием красок, форм, запахов, вызывали радость и умиротворение, желание заботиться и ухаживать за ними. При наличии хорошего участка детский сад может создать «экологические пространства» нового типа. При подборе ассортимента зелёных насаждений необходимо учитывать природно-климатические условия конкретного региона. И уже исходя из этого, формировать группы растений, которые устойчивы к природным и техногенным факторам, при этом долгое время сохраняют свои целебные и декоративные свойства

Площадка природы по своему функциональному значению противоположна физкультурной площадке детского сада: дети могут приходить небольшими группами, по одному, по двое, чтобы в тишине и покое пообщаться с подопечными животными, понаблюдать за насекомыми, насладиться красотой растений.

В центре площадки можно установить птичий столб, который круглый год будет привлекать пернатых: зимой в его кормушки дети положат корм, летом в водопойный желобок нальют воды. В любое время года птицы могут воспользоваться домиком, установленным на его верхушке.

Обязательным условием экологического образования является вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию растений и уходу за животными, предоставление им возможности наблюдения за их ростом, развитием, за различными проявлениями в благоприятных условиях.

Создание экологической тропы на территории ДОУ способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, полученные детьми во время занятий на экологической тропе, служат важным дополнением к знаниям, полученным на занятиях. Главное состоит в том, что дети овладевают умением применять на практике разные знания в комплексе.

Экологическая тропа в дошкольных учреждениях, экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции. Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы — включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников.

Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. На тропе можно проводить наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии.

Занятия на экологической тропе проводятся 2 — 3 раза в месяц с сентября по май. Длительность занятия зависит от умения воспитателя вести эвристическую беседу, мотивировать познавательную активность детей с целью поиска ответа на поставленные вопросы, а также от степени подготовленности каждого ребенка к беседам на различные экологические темы. Уголок природы в ДОУ выполняет следующие функции: социокультурную; интеллектуально — познавательную; направленную на развитие эмоционально - личностной сферы дошкольника; эстетическую; формирующую навыки позитивно- ориентированного взаимодействия с предметами и объектами природного окружения.

Обустроить уголок природы, можно разместив в нем: комнатные растения, декоративных животных, календарь природы и погоды, альбомы, гербарии, содержащие материал природоведческого характера, художественную литературу о природе, дидактические игры природоведческого содержания, различные природные материалы, оборудование для организации труда в природе, для организации опытнической деятельности, модели, отображающие предметы и явления природы. Кроме постоянных растений и животных в уголке природы могут находиться временные объекты природы, например мини-города окне - лук, чеснок, овес и др. культуры.

Особенно полезны лук и чеснок - витаминная добавка в питание детей. Кроме того, эти растения выделяют фитонциды и тем самым очищают воздух помещения.

Природный уголок организуется с учетом возрастных особенностей и возможностей детей, с требованиями программы, и задачами экологического образования дошкольников. Объекты, предметы должны быть эстетически привлекательными, вызывать у детей положительные эмоциональные проявления, интерес, стимулировать детей к самостоятельной организации различных видов и форм взаимодействия, экологически ориентированного общения в уголке природы. Вместе с этим объекты должны быть доступны детям. Также должны учитываться санитарно - гигиенические требования, особенно при размещении растений и животных (они не должны наносить вред здоровью детей, к месту размещения должен быть свободный доступ для организации ухода за ними).

Четкое соблюдение экологического подхода к оборудованию зоны природы в детских садах позволит детям увидеть:

1)неразрывную и самую общую связь живого организма с внешней средой;

2)морфофункциональную приспособленность к определенным элементам среды обитания;

3)появление нового организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы;

4)специфику живого организма (растительного, животного, его отличие от предметов;

5)многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия со средой.

В процессе формирования у детей знаний о природе громадное значение имеет желание и умение самого воспитателя находить в ней красивое и неповторимое и наслаждаться им.

Владея необходимыми знаниями и умениями, а также основными методами работы, воспитатель, любящий природу, сумеет сделать её могучим фактором всестороннего развития ребенка.

Она должна быть экологически чистой и безопасной. Дети должны почувствовать природу, увидеть уникальность флоры и фауны на примере зеленой зоны детского сада.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Проект по объединению семьи и детского сада в единое образовательное пространство «Единая команда» Уважаемые коллеги! Представляю свой проект (в форме презентации) "Единая команда", разработанный в рамках Форума молодых специалистов "Моя.

«Социальная интеграция детей с ОВЗ в образовательное пространство ДОО на основе Лекотеки». Анализ эффективности Анализ эффективности муниципальной инновационной площадки на базе МБДОУ №15 «Ургалочка» за 2016–2017 учебный год «Социальная интеграция.

Детский сад и семья-единое образовательное пространство Детский сад и семья – единое образовательное пространство Подготовила: Гилязева Д. Г. Для создания в семье благоприятных условий для воспитания.

Как найти средства для малобюджетного детского сада Многие детские учреждения сегодня задумываются о поиске средств. Ведь финансирование государства не удовлетворяет все требования и нужды.

Как подготовить ребёнка к питанию детского сада? Консультация для родителей Многие родители, отдавая малыша в ДОУ, задумываются, будет ли он есть в детском саду? На самом деле это зависит не только от обслуживающего.

Консультация для родителей детского сада. Как развивать речь ребёнка Консультация для родителей "Развиваем речь ребенка" Цель – ознакомление родителей, педагогов ДОО с нетрадиционными приемами развития речи.

Макет для изучения правил дорожного движения в средней группе детского сада «Перекрёсток»Макет для изучения правил дорожного движения в средней группе детского сада «Перекрёсток» Наступает новый учебный год. Хлопочут родители школьников, учителя и воспитатели детских садов. Взрослые знают, как важно успеть купить.

Педагогическое мероприятие для детей 4–5 лет с применением технологии «Детского совета» как способа направления и поддержки Пояснительная записка Модель образовательной деятельности: совместная деятельность педагога с детьми. Актуальность разработки: Вне зависимости.

Семинар-практикум для педагогов детского сада «Использование театрализованной деятельности в работе педагога детского сада» Цель: Развитие творческих способностей педагогов. Знакомство с новыми способами и методами работы с детьми. Задачи: • Познакомить педагогов.

Создание образовательного пространства для изучения биоразнообразия на территория детского сада Современная жизнь ставит перед человечеством всё новые и новые экологические проблемы. Велика вероятность того, что они будут возникать.

Библиотека изображений:
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Территория детского сада как образовательное пространство для изучения поддержки биоразнообразия
Опубликовано: 21 января 2018 в 15:45
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация: «Ответы на самые каверзные детские вопросы.»
Почему крапива жжется? На стеблях и листьях крапивы есть тоненькие и твердые ворсинки, в корешках которых есть кислота. Кончики ворсинок очень острые, и...
23 февраля. Музыкально спортивный праздник в старшей группе
Музыкально-спортивный праздник к 23 февраля в старшей группе. Под марш девочки входят в зал, и выстраиваются полукругом. Варя: 23 февраля все мы отмечаем...
Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи
«Скорая помощь» Цель. • Учить детей в случае необходимости звонить в экстренную службу медицинской помощи по телефону 03. Материал. Игрушечная машина...
Технологическая карта по Петербурговедению «Город и село»
Технологическая карта занятия ( совместная деятельность) Тема : «Город и деревня» Задачи: 1. Речевые: ввести в активную речь слова город, деревня 2. Учить...
Фотоотчёт «Участие учащихся начальных классов (2–3 классы) в акциях, проводимых в...
Рада Вас приветствовать, уважаемые коллеги, на новой публикации! Хочу поделиться с Вами фотоотчётом мероприятий-акций, проводимых в феврале в моих классах -...