Асташова Наталья
«Социальная интеграция детей с ОВЗ в образовательное пространство ДОО на основе Лекотеки». Анализ эффективности
▼ Скачать + Заказать документы
Анализ эффективности муниципальной инновационной площадки на базе МБДОУ №15 «Ургалочка» за 2016–2017 учебный год
«Социальная интеграция детей с ОВЗ в образовательное пространство ДОО
на основе Лекотеки»
Публикация «„Социальная интеграция детей с ОВЗ в образовательное пространство ДОО на основе Лекотеки“, Анализ эффективности» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
В начале 2016 учебного года между Управлением образования администрации Верхнебуреинского муниципального района и МБДОУ № 15 «Ургалочка» в лице заведующего детским садом был подписан договор о совместной деятельности по организации и проведению инновационной деятельности по теме «Социальная интеграция детей с ОВЗ в образовательное пространство ДОО на основе лекотеки».
Актуальность проблемы специальной педагогической поддержки семьям, имеющим детей со специальными образовательными потребностями обусловлена тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. По данным Росстата в России число детей инвалидов в возрастной категории до 17 лет составляет около 450 тыс. человек. Около 40% детей-инвалидов не получает образования вообще, 40 тыс. обучаются на дому (т. е. находясь в изоляции) и 70 тыс. – в системе специального образования, что также резко ограничивает их способность к социальной интеграции. От 80 до 90% детей, находящихся в учреждениях специального образования, имеют нарушения в познавательной сфере и задержку психического развития.
Согласно статистической информации, кроме роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, который носит комплексный характер нарушений у каждого отдельного ребенка.
Обеспечение и реализация права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важных задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития (Письмо Минобрнауки России от 18.04.2008г.)
Проект социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство ДОО на основе лекотеки является одним из альтернативных решений выполнения социального заказа в сфере обеспечения государственных гарантий на включение детей с ОВЗ, не охваченных образовательными услугами, в процесс социализации.
В нашем проекте «Лекотека» понимается как система психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья основана на игре.
Численность детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 0 до 18 лет в Хабаровском крае составляет в 2016 году от 1г до 7 лет 6 645 человек, детей с инвалидностью- 1 246 человек. Посещают образовательные организации, реализующие программу дошкольного образования 67% от общей численности всех детей с ОВЗ и 53% от общего количества детей - инвалидов (Распоряжение Правительства Хабаровского края от 05.07.2016г. №499-рп «О реализации права на образование детей с ОВЗ»).
Таким образом, целью нашего проекта стало - развитие на территории п. Новый Ургал вспомогательной технологии образования и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста на основе организации «Лекотеки».
Были определены задачи работы по проекту:
1 Разработка и организация проекта.
2 Адаптация проекта к условиям МБДОУ №15.
Был намечен план работы, состоящий из трех этапов:
1. Подготовительный - 2016-2017 учебный год
2. Практический -2017-2019 учебный год
3. Обобщающий - 2019-2020 учебный год
В 2016-2017 учебному году была проделана следующая работа:
Собрана информация по теме проекта, нормативные правовые акты, подобрана методическая литература, включая интернет –ресурсы (Приложение №1, №2)
Педагоги нашего учреждения прошли обучение на курсах повышения квалификации по работе с детьми ОВЗ. Было определено помещение под Лекотеку, в которой сделан текущей ремонт.
В попытках установления контакта с различными структурами, работающими по данному направлению были сделаны запросы о возможном предоставлении базы данных детей, имеющих различные ограничения здоровья, проживающих на территории поселка Новый Ургал в возрасте до 8 лет, в НУЗ ОБ КМС ОАО РЖД (больница, направлено ходатайство в КГБУ «Чегдомынский комплексный центр социального обслуживания населения». Была получена консультация главного врача медико-социальной экспертизы с разъяснениями по данному вопросу. Но официальной информации предоставлено не было со ссылкой на конфиденциальность информации.
В процессе изучения проблемы, опыты работы подобных структур в других городах был создан макет Лекотеки, подобрано возможное оборудование для оснащения помещения лекотеки (Приложение №3).
Изучив нормативные документы других учреждений, работающих в данном направлении, было разработано примерное штатное расписание специалистов для работы в Лекотеке (Приложение №4).
Таким образом, задачи первого этапа реализации проекта были выполнены.
Но дальнейшая работа по реализации проекта затруднена в связи с тем, что Лекотека- это структурное подразделение в ДОУ со своим штатным расписанием, а в настоящее время нет возможности финансирования штатных единиц, так же нет финансов на приобретение оборудования, методического обеспечения для организации Лекотеки.
На данный момент было направлено ходатайство о закрытии данной инновационной площадки и открытии новой по теме «Социализация детей ОВЗ посредством театрализованной деятельности». Обоснованием послужило выше сказанное и то, что это направление более актуально для работы нашего ДОУ, не требует больших материальных затрат и в МБДОУ уже создана достаточная пространственно – развивающая среда для данного вида деятельности. Это будет интересно педагогам МБДОУ и соответствовать приоритетному направлению нашего детского сада по «Приобщению детей к культурному наследию».