МААМ-картинки

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья

Наталия Грицаенко
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья

На сегодняшний день в области дошкольного образования имеется ряд проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных форм организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время огромное значение имеет оперативное оказание комплексной систематической помощи нуждающимся детям, осуществление поддержки и сопровождения детей и их родителей, создание таких средовых условий, которые обеспечили бы успешную адаптацию ребенка с особыми образовательными потребностями в социуме.

Публикация «Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» №273-ФЗ, ФГОС дошкольного образования, Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования и ряда других нормативных актов можно отметить, что государственная политика в сфере образования ориентирована на обеспечение права каждому человеку на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования.

Специальные федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья[1] должны рассматриваться как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование. Устанавливая федеральные государственные образовательные стандарты, Конституция России поддерживает развитие различных форм образования и самообразования (ст. 43 Конституции РФ). Специальный образовательный стандарт должен стать базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с ОВЗ.

Специфика разработки специального федерального государственного стандарта образования определена тем, что дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания - удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития.

С этой целью на базе МБДОУ д/с работает группа для детей-инвалидов со сложными нарушениями ЦНС «Особый ребенок», которая реализует комплекс необходимой помощи семьям, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

На наш взгляд, процесс социализации дошкольника с ОВЗ внутри образовательного учреждения не может протекать стихийно, а должен управляться через включение ребенка в различные виды деятельности.

Осуществляемая педагогами работа внутри каждого вида деятельности дает возможность ребенку приобрести необходимый арсенал навыков и знаний для его социализации.

1. Доступная образовательная деятельность –образовательная деятельность по реализации адаптивной образовательной программы (на основе общеобразовательной программ для детей с сохранным интеллектом и коррекционной программы) для дошкольников с ОВЗ. с учетом особенностей их

психофизического развития, индивидуальных возможностей.

2. Коррекционно-развивающая деятельность –система медицинских, педагогических, психологических мероприятий (воздействий, способствующих полноценному развитию детей, преодолению отклонений в их развитии и служащих целям социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

3. Участие в мероприятиях, способствующих инклюзии ребенка с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников: утренники, праздники, развлечения, экскурсии. Решение задач принятия сверстников друг другом, знакомство педагогов,

родителей ДОУ с возможностями данной категории детей. Понимание взрослыми людьми того, что все должны «быть рядом», в одном пространстве, привыкание взрослых к совместному нахождению детей разных возможностей.

Для реализации программы социализации детей с ОВЗ в группе «Особый ребенок» созданы определенные условия :

1. Взаимосвязь и взаимодействие всех специалистов.

2. Индивидуально-личностный подход.

3. Взаимные установки семьи и детского сада.

4. Комфортная предметная среда.

Cоциализация детей с ОВЗ носит интегративный, комплексный характер (ибо сама методология предполагает воздействие на личность ребенка в целом) и включают в себя 5 взаимосвязанных блоков, объединенных единой идеей:

«Для ребенка, вместе с ребенком, исходя из возможностей ребенка» :

• Развитие психомоторики.

• Развитие навыков самообслуживания.

• Развитие позитивной коммуникации.

• Развитие сенсорно-перцептивной сферы.

• Развитие речевой деятельности.

Основная форма работы с детьми – индивидуальные и подгрупповые занятия, направленные на развитие первичных социальных навыков, моторной, эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер.

Содержание занятий определяется в зависимости от рекомендаций специалистов и в соответствии с общей и индивидуальной программами обучения детей с различными нарушениями в развитии.

Специфика логопедической работы

• Постоянный поиск индивидуальных подходов к ребенку.

• Логопедические занятия носят комбинированный и игровой характер.

• Специфика занятий.

• Моделирование ситуаций достижения

• Медленный темп формирования новых навыков.

• Постоянная востребованность приобретенных навыков.

Специфика работы педагога психолога

Коррекционно-развивающая работа психолога в группе проводится по следующим направлениям:

• Развитие подражания действиям взрослого, развитие сотрудничества между взрослыми и между детьми;

• Развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук;

• Развитие эмоционально-волевой сферы детей;

• Развитие предметной деятельности, восприятия, ориентировки в проблемной ситуации для создания предпосылок к развитию наглядно-действенного мышления;

• Развитие и формирование интереса к предметно-игровым действиям с игрушками в игровой комнате;

• Формирование внимания, зрительно-двигательной координации рук, целенаправленных действий.

Специфика работы музыкального руководителя.

• Улучшение общего эмоционального состояния детей, оздоровление психики.

• Физическое развитие детей с ОВЗ. Укрепление, тренировка двигательного аппарата. Формирование качества движений.

• Развитие эмоционально- волевой сферы. Воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера.

• Развитие и коррекция познавательной сферы. Нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, речи, развитие произвольности психических процессов.

Особое место в жизни наших деток в ДОУ занимает временная интеграция всех воспитанников группы «Особый ребенок» со своими сверстниками из других групп для проведения совместных мероприятий: утренники, развлечения, досуги, тематические дни. Это все благотворно влияет на развитие детей, психологической готовности к школе и способствует дальнейшей социализации в обществе.

3. Родители

Создание оптимальных условий для социализации детей с ОВЗ невозможно представить без участия родителей. Поэтому мы считаем, что одним из основных принципов создания условий для детей с ОВЗ является принцип «Родитель — член команды». Роль родителя незаменима: он лучше других знает своего ребёнка, знаком с его поведением в различных ситуациях, имеет с ним эмоциональную связь, которая облегчает понимание. Именно родитель является лучшим «экспертом» по своему ребёнку. Сопровождая ребёнка в его созревании и сотрудничая со специалистами, родитель часто становится главным координатором в оказании помощи ребёнку. Основой сотрудничества родителей и специалистов становится сосредоточение внимания на общих целях и выполнение задач при взаимной поддержке. Взаимодействие с семьёй в целом, а не только с ребёнком, является важным условием успешной работы команды педагогов и родителей. Во время работы с семьё й важно учитывать индивидуальные особенности каждого участника взаимодействия: ребёнка, родителя, близкого взрослого.

Нами были определены критерии оценки эффективности социализации детей группы «Особый ребенок» :

1. Наличие желания у детей посещать детский сад.

2. Самостоятельное проявление инициативы общения со сверстниками и взрослыми.

3. Проявление подражательной деятельности.

4. Ориентировка в окружающем пространстве.

5. Привыкание к режиму группы (кормление,прогулки, сон, занятия).

6. Принятие сопровождение со стороны взрослого: слушает, повторяет, позволяет совершать совместные действия.

7. Усвоение знаний, умений и навыков по адаптивной образовательной программе.

8. Положительная динамика психомоторног и сенсорного развития.

9. Возможность перевода в общеобразовательную группу.

Существует еще масса проблем в модернизации образования детей с ОВЗ, но у нас уже есть свои маленькие победы: (т. е. это условия, созданные на данный момент в нашем ДОУ) :

• наличие у детей с ОВЗ желания посещать детский сад;

• принятие детским коллективом и родителями нормально развивающих сверстников детей с особенностями развития;

• привыкание детей с ОВЗ к обществу сверстников с нормальным развитием, умение взаимодействовать с ними, а мы, в свою очередь, стараемся организовать это взаимодействие, как взаимодействие равных партнеров.

«Все дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в обогащении опыта социального и учебного взаимодействия со своими нормально развивающимися сверстниками, но каждому ребенку необходимо подобрать доступную и полезную для него модель интегрированного обучения, сохранив во всех случаях необходимую специализированную психолого-педагогическую помощь»

Публикации по теме:

Инклюзивное образование в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья Инклюзивное образование – прогрессивный шаг в развитии образования детей с ограниченными возможностями здоровья и становится широко распространенной.

Программа коррекционной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья. Часть 2 2. Содержание логопедической работы 2.1. Система работы учителя-логопеда Учебный год в группе компенсирующей направленности для детей.

Программа коррекционной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья. Часть 3 3. Планируемые результаты освоения программы Педагогические ориентиры • Преодолеть речевой и неречевой негативизм у детей, формировать.

Методическое пособие для физического развития детей с ограниченными возможностями здоровьяМетодическое пособие для физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья Методическое пособие для физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Данное пособие сможет вам облегчить работу,.

Новогодний сценарий для детей с ограниченными возможностями здоровья (или для неподготовленных детей)Как ребята огоньки искали. (для детей 5-7 лет) Снегурочка Карлсон Дед мороз Кр. Шапочка Базилио Алиса.

Особенности общения детей с ограниченными возможностями здоровья Аннотация В данной статье раскрываются особенности общения детей, которые имеют отклонения в здоровье. Рассматривается понятие общение в.

Проблемы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья В настоящее время одной из дискуссионных и актуальных проблем современного образования является образование детей с ограниченными возможностями.

Проект по самореализации детей с ограниченными возможностями здоровья «Рука в руке» Главное управление образования администрации города Красноярска Территориальный отдел по Ленинскому району муниципальное бюджетное дошкольное.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья Аннотация:в статье рассматриваются вопросы взаимодействия дошкольного образовательного взаимодействия с семьей, приведены наиболее эффективные.

Специфика психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья Под термином «задержка психоречевого развития» понимаются синдромы временного отставания развития моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 19 декабря 2016 в 19:52
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД