Специфика психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

Ольга Фёдорова
Специфика психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

Под термином «задержка психоречевого развития» понимаются синдромы временного отставания развития моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых функций психики, а именно - замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма. Категория детей с ЗПРР была выявлена в начале 60-х годов прошедшего столетия, когда остро обозначилась проблема школьной неуспешности. Сегодня такие дети посещают нашу подготовительную группу.

По определению В. В. Лебединского, «эти дети достаточно сообразительны и продуктивны., несмотря на незрелость мышления, малую интеллектуальную целенаправленность, преобладание игровых интересов», что в условиях ДОУ компенсирующего вида с необходимостью требует деятельности по их эффективному психолого-педагогическому сопровождению.

В России такая система появилась около 15 лет назад, но как новая образовательная технология она была выделена благодаря Е. И. Казаковой, которая обобщила имеющийся в России опыт комплексной помощи и поддержки детей в системе специального образования, определив его основу - системный ориентационный подход. Его важнейшее положение – опора на личностный потенциал с целью формирования способностей субъекта к саморазвитию. Исходя из этого, Е. И. Казакова (2000 г.) определяет сопровождение как помощь субъекту в принятии решения в сложных ситуациях жизненного выбора. Субъектом в каждом конкретном случае выступает как сам ребёнок, так и его родители, педагоги, ближайшее окружение.

Следует различать понятия:

• процесс сопровождения;

• метод сопровождения;

• служба сопровождения.

Процесс сопровождения – это совокупность последовательных действий, позволяющих субъекту определиться с принятием решения и нести ответственность за реализацию решения.

Метод сопровождения – это создание условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.

Служба сопровождения в ДОУ – это объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения.

Для нашего коллектива важно выстраивать систему сопровождения детей с ЗПРР в русле комплексного системного подхода на основе согласованной работы всех специалистов ДОУ: учителя – дефектолога, учителя – логопеда, психолога, инструктора по физическому воспитанию, музыкального руководителя, воспитателей, помощника воспитателя.

Он включает в себя:

• создание предметно-развивающей среды;

• разработку индивидуальных программ воспитания обучения и развития. И построен в единстве диагностики и коррекции.

Диагностическая работа заключается в:

- выявлении причин трудностей адаптации;

- изучении социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка;

- изучении адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка;

Коррекционно-развивающая работа включает:

- выбор оптимальных коррекционных программ/методик, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

- организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

- коррекцию и развитие высших психических функций;

- развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребенка и психокоррекцию его поведения;

- социальную защиту ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Для надежной работы блоков диагностики и коррекции нужен сбор информации и ее анализ, поэтому психолого-педагогическое сопровождение включает консультативную работу, а именно:

- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ЗПРР, единых для всех специалистов;

- консультирование педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приемов работы с детьми;

- консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка;

и информационно-просветительскую работу, которая предусматривает:

- различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы, направленные на разъяснение вопросов, связанных с особенностями сопровождения детей с ЗПРР;

- проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению психофизических и личностных особенностей детей с ЗПРР.

Наиболее важен в системе психолого-педагогического сопровождения человеческий фактор, а именно взаимодействие педагогов и родителей.

Педагог, воспитатель восполняет недостаток педагогической компетентности родителей, дефицит педагогических знаний и умений.

Анализирует жизненную ситуацию семьи, содействует в преодолении негативных обстоятельств, определяемых неадекватным стилем воспитания, и нарушающих семейную микросреду.

Педагог – психолог помогает преодолеть трудности в семейных отношениях, связанных с общением, личностными особенностями членов семьи, оптимизировать психологический климат в семье, преодолеть психологические барьеры в детско-родительских отношениях.

Учитель-дефектолог содействует родителям в выработке эффективных приемов обучения ребенка с ОВЗ в условиях семьи.

Учитель-логопед помогает родителям обеспечить освоение речевой функции.

Поскольку коммуникативные умения педагогов выполняют одну из главных функций, то для их успешности нужно выполнять следующие рекомендации: НЕОБХОДИМО:

• использовать доступный язык, ровный, выдержанный тон в разговорах с детьми

• выражаться точно и по делу

• говорить отчетливо, неторопливо, по возможности не повышая голоса, особенно когда требуется остановить слишком расходившегося ребенка, предотвратить возникающее столкновение

• помнить, что злоупотребление повышением голоса нервирует детей, возбуждает возбудимых

• помнить, что у детей с ЗПРР часто встречается очень значительная подражательность и что своим общим поведением педагог показывает эталон поведения и общения

• всегда и во всем до конца доводить начатую с детьми работу, проявлять настойчивость

• не говорить при детях об отрицательных или положительных чертах их самих или других детей, о Ваших наблюдениях, характеристиках, семейных условиях, наследственности детей и других данных, могущих быть по-своему использованных детьми

• соблюдать полное беспристрастное отношение к детям.

В свете задачи успешного включения родителей в систему ППС серьезного внимания заслуживает работа по формированию у них психолого-педагогической компетентности, прежде всего, на начальном этапе вхождения в ДОУ в период адаптации ребенка. В этой связи на первый план выдвигается проблема малой осведомленности родителей о дошкольном детстве и принципах его организации в детском саду, недостаточная правовая подкованность и т. п. По итогам длительных наблюдений за родителями детей с ЗПРР мы сделали определенные типичные выводы:

1. Родители не изучают, не анализируют современное образовательное законодательство в части, связанной с дошкольным детством, в том числе, отягощенным отклонениями в развитии.

2. Родители не связывают законодательные акты в сфере дошкольного образования с практической деятельностью этой системы.

3. Родители не представляют современного состояния как общеобразовательной, так и специальной образовательной системы.

4. Родители не сведущи в образовательной программе дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида.

5. У подавляющего большинства родителей существует установка на то, что определив малыша в ДОУ, они теперь решили многие проблемы его воспитания и обучения, и можно больше не задумываться об этих вопросах в семье, поручив их коллективу педагогов.

6. Определив ребенка в ДОУ, многие родители не считают нужным принимать участие в его совместном с сотрудниками, педагогами и психологами сопровождении. А если и принимают решение о таком участии, то не перестраивают свою стереотипную деятельности гиперопеки в соответствии с новой психологической парадигмой инклюзивного образования.

Проблема осложняется и тем, что на момент зачисления в группу своего ребенка, имеющего проблемы в развитии и здоровье, родители представляют собой ранимых и встревоженных людей, испытывающих сильный инстинктивный страх и волнение, не позволяющих им мыслить трезво и оптимистично. Такие переживания крайне негативно сказываются на психике ребенка, нервная система которого и без того ослаблена вследствие нарушенного развития и здоровья и, обладая недостаточным адаптивным механизмом, подвергается дополнительному шоковому воздействию из-за отрыва от семьи и перехода в новые социально-бытовые условия.

В соответствии с выявленными трудностями, на всем протяжении пребывания наших дошкольников в группе для детей с ЗПРР мы выстроили работу с родителями исходя, прежде всего, из коррекции изначально неправильного стереотипа поведения родителей. На этом этапе важно проводить индивидуальную консультативно-разъяснительную работу на этической основе с постепенным вовлечением родителей в образовательный процесс. Вторым этапом является формирование у родителей необходимой психолого-педагогической компетентности, он осуществляется с помощью бесед, совместных мероприятий, открытых занятий. Третий, заключительный, этап предполагает, что родители уже могут достоверно разбираться в трудностях поведения своего ребенка и самостоятельно руководить им, используя правильные воспитательные действия. Они делятся своими успехами с сотрудниками ДОУ, предлагают свои варианты совместных мероприятий, радуются результатам своих детей. Ведь когда такие действия едины, приняты и применяются как в группе ДОУ, так и в семье ребенка с ЗПРР, это гарантирует успех и устойчивость результатов психолого-педагогического сопровождения.

Публикации по теме:

Развитие речи у детей с ограниченными возможностями здоровья В дошкольном учреждении речевое воспитание начинается с первых детских слов и заканчивается развитием связной речи - умением ребенка свободно.

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения Частота занятий: 2 раза в неделю в течение года Длительность 15 минут Временные.

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ Ф. И. О. ребёнка:___ Возраст:___ Группа:___ Диагноз:___ Направление: коррекция.

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанников ДОУ 1. Сведения о ребёнке Ф. И. ребёнка ___ Шифр ___ Возрастная группа.

Методические рекомендации по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья Пояснительная записка Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив. Мир «особого» ребёнка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен,добродушен.

Организация психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса ДОУ Целью работы педагога-психолога в 2014-2015 учебном году являлось: обеспечить безопасность и сохранение психологического здоровья детей.

Особенности психолого-педагогического сопровождения развития детей дошкольного возраста В настоящее время остро стоит проблема психолого-педагогическое сопровождения всех участников образовательного процесса. Данное положение.

Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья Из опыта работы Козиковой Елены Васильевны, воспитателя I категории СП «Детский сад Солнышко «ГБОУ СОШ им. А. М. Шулайкина с Старый Аманак.

Речевая готовность детей к обучению в школе как результат психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса г. Альметьевск МБДОУ №40 «Гуси- Лебеди» Воспитатель 2 кв. категории Новикова Юлия Владимировна. РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровьяСоциальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья. Мир «особого» ребенка интересен и пуглив. Мир «особого» ребенка безобразен.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Здоровье, гигиена
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Специфика психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 1 июня 2016 в 21:32
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Наши подарки для любимых мам»
Здравствуйте, мои дорогие гости! Представляем вам нашу идею подарка для мамы от деток первой младшей группы. Идея подарка пришла не сразу, как в...
Посткроссинг. Поздравления из Ставрополя
Доброго всем дня, коллеги! Вот и весна не за горами. совсем скоро закончится учебный год. Но время ещё есть, чтобы сказать всё недосказанное, передать...
Конспект занятия «Совушка» по конструированию с использованием нетрадиционных...
Цель занятия: • создание условий для развития творческих и коммуникативных способностей ребенка посредством самовыражения через изготовление...
Конспект НОД «Художественно — эстетическое развитие» (Аппликация, старшая группа)
Тема: «Поздравительная открытка к 23 февраля». Цель: Выполнить поздравительную открытку к 23 февраля для папы. Задачи: 1. Формировать у детей представление...
Фотоотчет о прогулке и экскурсии с детьми
Совсем скоро наступит весна. И мы с ребятами наслаждаемся последними деньками зимы. В этот раз мы не просто вышли погулять на территорию садика, а ходили на...