Белокопытова Ольга Ивановна
Условия профессионального роста педагога
▼ Скачать + Заказать документы
Условия профессионального роста педагога
Требование учиться на протяжении жизни не является новым для работников образовательной сферы. Однако сегодня оно получило новое звучание.
Педагог должен не только отслеживать и изучать стремительно происходящие изменения в профессиональной отрасли, но и овладевать современными педагогическими технологиями. Педагогическая деятельность по своей сути является творческой. Но не каждый педагог может подняться до вершины новаторства или педагогического изобретения.
Публикация «Условия профессионального роста педагога» размещена в разделах
Но к творческому поиску оптимальных форм, методов, средств обучения может приобщиться каждый. С технологической точки зрения педагогическое мастерство – это система, основными компонентами которой являются высокая общая культура, гуманистическая направленность, профессиональные знания и умения, творчество и педагогические способности, компетентность.
Способность к взаимодействию и сотрудничеству также является проявлением высокого мастерства, результатом постоянного совершенствования профессиональной деятельности, постоянной работы над собой. Взаимодействие предполагает развитую потребность в самопознании, самоанализе. Для этого каждому педагогу предлагается иметь портфолио. Он позволяет более полно и убедительно отследить показатели профессионального роста и творческой активности педагога.
Источником самообразования в современной методической работе д. с. в первую очередь становятся профессиональные печатные издания. На страницах журналов, газет представлены интересные творческие подходы к организации воспитательно-образовательного процесса, рекомендуются новые формы и методы проведения разных видов деятельности с детьми,
новинки инновационной теории и практики в дошкольном образовании.
Очень интересна такая форма самообразования, как презентация журналов и газет профессиональной направленности с использованием компьютерных технологий.
Наиболее эффективной формой повышения квалификации педагогов для обмена опыта и повышения уровня педагогического мастерства являются методы активного обучения. Они побуждают к мыслительной и практической деятельности. К наиболее популярным относят игровые: деловые и ролевые игры, игровые ситуации, игровые приёмы и процедуры,
тренинги. Продуктивна и эффективна в методической работе деловая игра.
При этом на успех внедрения методов активного обучения оказывает влияние ряд условий, а именно:
Организационно-педагогические - скоординированность всех внутрисадовских мероприятий, оптимальность нагрузки педагогов.
Морально-психологические - поощрение самообразования педагога.
Материальные условия – оснащение материально-технической базы д. с
Санитарно-гигиенические – охрана здоровья и труда педагогов, здоровья детей.
Эффективными и очень интересными в методическом отношении оказались дискуссии, педагогические ринги среди опытных воспитателей,
КВНы, викторины, проблемные семинары-практикумы, пед. чтения, творческие мастерские, коллективные просмотры занятий, разбор ситуативных задач, работа творческих групп, педсоветы, наставничество.
Как пример, можно привести инновационный проект «Формирование и развитие навыков профессиональной самореализации педагогов»
Проект включает в себя три этапа. Целью первого этапа является активное стимулирование мотивации педагогов. Вторым этапом становится работа по раскрытию новых возможностей.
К направлениям этой работы относятся:
- Оформление позитивного педагогического опыта, подлежащего распространению
- Мастер-класс по представлению и защите опыта на мероприятиях разного уровня.
- Подготовка фото и видеоматериалов.
- Помощь в подготовке презентаций творческих отчётов о результатах труда
- Представление материалов творческого труда на заседаниях педсоветов
- Участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства.
- Участие детей в конкурсах образовательной системы разного уровня.
- Установление контактов с институтом повышения квалификации
- Проведение открытых мероприятий для педагогов районной, городской и областной образовательной системы
- Публикация материалов творческого труда в профессиональных изданиях на различных сайтах в Интернете
На третьем – заключительном – этапе проводится оценка результатов работы
Всех участников проекта
И, конечно, особая роль в самообразовании отводится персональному компьютеру и информационным технологиям.
Человек, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности.
Компьютер, мультимедийные формы как инструменты для обработки
информации могут стать мощным техническим средством обучения, коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.
Поэтому первостепенная задача сейчас – повышение компьютерной
грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети,
чтобы каждый мог использовать новые технологии для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне.
Для педагога, изучающего передовой опыт, важен не только результат, но и методы, приёмы, при помощи которых он достигнут. Это:
- Мастер- классы
- Педагогические мастерские и наставничество
- Обучающие семинары
- Работа в паре
- Тематические семинары
- Конкурсы
- Недели педагогического мастерства.
Таким образом, постоянная работа над собой, изменение позиции по отношению к собственному опыту и опыту коллег даёт возможность добиваться больших результатов в работе.