Кузоватова Елена Владимировна
Активные формы работы с педагогами как фактор оптимизации профессионально-личностного роста педагога
▼ Скачать + Заказать документы
СЕМИНАР
Тема: Активные формы работы с педагогами как фактор оптимизации профессионально-личностного роста педагога.
Цель: Повысить компетентность старших воспитателей ДОУ по проблеме «использования в практической деятельности активных методов обучения педагогов».
№ п\п
СОДЕРЖАНИЕ
Примечание
1
Публикация «Активные формы работы с педагогами как фактор оптимизации профессионально-личностного роста педагога» размещена в разделах
Уважаемые коллеги! Войдя в кабинет, вы получили небольшие пригласительные в форме паззл, для того чтобы указать вам какой стол занимать. Сделали это для того, чтобы показать как можно организовать расстановку (расположение) педагогов в процессе методических мероприятий. Существует множество вариантов, например:
- по сказкам («Три медведя», «Три поросёнка»);
-по ролям, если это ролевая игра;
- по цветам и т. д.
У нас получилось три команды: морошка, голубика, клюква. Названия команд выбрала не случайно, октябрь осенний месяц, а осень славится урожаем. Вот мы сегодня и будем его собирать.
Для начала предлагаю всем нам познакомиться, коротко рассказать о себе и о том, что вы ожидаете от сегодняшнего мероприятия. Мы будем передавать друг другу корзиночку, доставая из неё ягодку, рассказывая. Начну с себя…
Р. Для чего такое упражнение можно использовать? Мне помогло активизировать вашу умственную и речевую деятельность. На столах лежат части паззл.
Корзиночка с ягодами.
3
Уважемые педагоги, являясь работниками ДОУ, всех нас объединяет одно объёмное, значимое выражение ДЕТСКИЙ САД. Что для каждого из вас оно означает?
Предлагаю упражнение, которое называется СИНКВЕЙН.
СИНКВЕЙН произошло от французского числительного «пять». Это стихотворение, которое состоит из пяти строчек, написанных по правилам синквейн.
1 строчка – это название темы одним словом.
2 строчка – это определение темы в двух прилагательных или причастиях.
3 строчка – это три глагола, показывающие действия в рамках темы.
4 строчка - фраза из четырёх слов, показывающая ваше отношение к данной теме.
5 строчка – это завершение темы. Как правило – это синоним первого слова, выраженный любой частью речи.
Защита каждой команды своего синквейна.
Р. Данное упражнение можно использовать для уточнения смысла того или иного термина, например: «Предшкола», «Адаптация» и т. д.
Маркеры
Листы ватмана.
Слайды.
Качество дошкольного образования.
Дошкольное образовательное учреждение предоставляет образовательные услуги – помощь главной ячейке общества – семье в воспитании и развитии ребёнка – дошкольника.
И от этого, насколько грамотно будет выстроен образовательный процесс в детском саду, зависит качественный уровень данной услуги.
Качество дошкольного образования – это такая организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень воспитанности и развития каждого ребёнка увеличивается в соответствии с учетом его личностных возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения.
От чего же зависит качество работы ДОУ?
1. От качества работы воспитателя.
2. Сложившихся в педагогическом коллективе отношений.
3. Условий, созданных руководителем для творческого поиска новых методов и форм с детьми.
4. Объективной оценки результатов деятельности каждого сотрудника.
Следовательно, качество дошкольного образования в учреждении – это управляемый процесс. Поэтому на основе перечисленных составляющих можно выделить два подхода к управлению качеством:
• через процессуальные компоненты педагогической системы, т. е. уровень организации всех составляющих педагогического процесса;
• через личностные, субъективные аспекты в системе управления: взаимоотношения между участниками педагогического процесса, состояние морально – психологического климата в учреждении.
Таким образом, качество – это результат деятельности всего педагогического коллектива
Для эффективности педагогического процесса необходим постоянный поиск новых, более результативных методов воспитания и обучения, при помощи которых происходит передача детям содержания образования.
Методической деятельности отводится главенствующая роль в создании и внедрении в практику наиболее эффективных методов воспитания и обучения детей.
Методическая деятельность – целостная система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение профессионального мастерства каждого воспитателя, на обобщение и развитие творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счёте – на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития конкретных детей.
В системе методической работы есть общее для всех ДОУ и специфическое для каждого. К общему относятся:
• создание индивидуальной, авторской высокоэффективной системы работы воспитателя, обогащение его знаний, развитие мотивов творческой деятельности;
• формирование в ДОУ коллектива единомышленников: выработка педагогического кредо, развитие традиций, контроль и анализ учебно – воспитательного процесса, выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта, приобщение воспитателей к экспериментальной работе;
• создание системы повышения квалификации педагогов.
Стремясь получить больший эффект от методической работы, многие руководители, старшие воспитатели идут по пути экстенсивного развития всех форм методической работы, что часто приводит к перегрузке, составлению реально невыполнимых планов. Конструируя (выбирая) оптимальную систему методической работы необходимо учитывать:
• годовые задачи педагогического коллектива;
• результаты изучения личности и деятельности воспитателей, особенно затруднения педагогов;
• количественный и качественный состав педагогического коллектива (очевидно, что в коллективах, где работают преимущественно молодые или пожилые, или педагоги разного возраста, система методической работы должна строиться по – разному и по содержанию, и по организации);
• имеющиеся в коллективе традиции;
• сравнительную эффективность различных форм методической работы (каждая организационная форма лучше решает одни задачи, слабее – другие, а поэтому формы обладают компенсаторными возможностями, могут эффективно дополнять друг друга);
• меру в использовании тех или иных направлений содержания, форм, приёмов методической работы;
• наличие времени и особенности ситуации для осуществления намеченной методической работы.
Оптимальность функционирующей системы может быть определена по показателям результата. Поэтому очень важно определить реальные показатели конечного результата методической работы, сформулировать критерии оценки. Их количество может быть разное и зависеть от конкретного детского сада, но наиболее общее нужно учитывать всегда.
1. Результаты развития за отведённое время соответствуют оптимальному уровню, или приближаются к нему без перегрузки воспитанников.
2. Рациональные затраты времени, когда рост мастерства воспитателей происходит при разумных затратах времени и усилий на методическую работу и самообразование; во всяком случае без перегрузки педагогов этими видами деятельности.
3. Стимулирующая деятельность методической работы : в коллективе улучшается психологический климат, растёт творческая активность педагогов, их удовлетворённость результатами своего труда.
Важно помнить, что истинная оценка эффективности методической работы дается по конечному результату, а не по числу разнообразных мероприятий. От того, как строится методическая работа в ДОУ, зависит качество профессиональной компетентности педагогов.
Слайд
Слайд
Слайд
слайд
Принципы развивающего обучения.
Перемены, произошедшие в России за последние 10 лет, определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования. В начале 90-х годов прошлого века стало очевидным, что обеспечение адаптации к информационному взрыву, произошедшему повсеместно, к новым социальным условиям не может пройти без конкретного пересмотра целей образования, а вместе с ними и всей системы организации работы ДОУ. Если раньше приоритетной целью являлось «усвоение всей суммы знаний, которые вырабатывало общество», то в новых условиях на первый план выходит личность ребёнка способность его к самореализации, к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности.
Достижение желаемых результатов в воспитании, развитии и образовании детей невозможно без оптимального подхода к работе с кадрами.
В рамках Концепции модернизации российского образования на первую ступень выходит реализация личностно- ориентированного подхода как в работе с детьми, так и с взрослыми.
Обеспечить развивающую функцию образования позволяет новая система дидактических принципов, которая позволяет обучаемым:
-занять активную позицию в учебном процессе;
-использовать в процессе обучения свой предшествующий профессиональный опыт.
Принципы развивающего обучения с взрослыми.
1. Принцип личностно-опосредованного характера отношений в учебном процессе.
2. Принцип рефлексивности.
3. Принцип проблемности.
4. Принцип деятельности.
5. Принцип самостоятельности.
6. Принцип коллективности организации учебной деятельности.
7. Принцип системности и целостности.
8. Принцип оптимального сочетания различных методов и форм.
Рассмотрим концептуальные особенности этих принципов совместно.
Задание: в простенках кабинета расположены определения каждого принципа, необходимо соотнести принцип с его содержанием.
Р. Реализуется здоровьесберегающий принцип, применение возможно и с детьми, и с взрослыми.
В конце нашего занятия мы вернёмся к этим принципам, проследим были ли они реализованы, для этого вам в процессе работы необходимо заполнить таблички. Слайд
Названия принципов вывешиваю на доску.
Раздаем таблицы
Активные методы обучения.
В современном динамичном мире увеличивается скорость обновления информации, традиционные методы обучения не в состоянии гибко реагировать на запросы общества к качеству образования, поэтому наряду с актуальной проблемой содержания образования в последнее время острее становится вопрос путей и способов подготовки специалистов. Содержание и форма как философские категории связаны друг с другом. С изменением содержания должна меняться и форма. В настоящее время происходит гуманизация труда, постоянное взаимодействие в нем участников, поэтому необходимы интерактивные формы, новые методы обучения.
Строго говоря, методы обучения являются активными по своей сути, ибо обучение как двусторонний процесс предполагает деятельность как учителя (преподавание, так и ученика (учение, и вне познавательной активности последнего усвоение им какой-либо информации и тем более овладение тем или иным навыком практически невозможно. В том случае, когда действия учителя не находят отклика в ученике, можно говорить лишь об одной стороне обучения – преподавании и его методах. Таким образом, само понятие «методов обучения» отражает некое соотношение активности учителя и ученика в данном процессе.
Акцент на преобладающей активности субъекта усвоения сделан в понятиях «методов активного обучения» и «активных методах обучения», данные понятия разрабатываются в дидактике.
Систематические основы активного обучения были заложены на рубеже 70-х годов в исследованиях педагогов и психологов по проблемному обучению (В. Оконь, А. Я. Матюшкин, Т. В. Кудрявцев, М. И. Махмутов, И. Я. Лернер и др.). Другая ветвь активизации обучения выразилась в появлении относительно независимого направления исследований так называемых активных методов обучения (АМО). Это деловые, ролевые игры, метод анализа конкретных ситуаций, дискуссии, имитационное моделирование, выездные заседания и т. п. Данные методы возбуждают познавательную активность, связывают теорию с практикой, предполагают совместную деятельность, соединяют обучение и воспитание. Исследования в области психологии обучения показывают, что при обучении необходимо воздействовать, на сколько это возможно, на все органы чувств обучаемых, чтобы улучшить их способность восприятия и – особенно – запоминания информации. Так, из информации, воспринятой только на слух, запоминается, как правило, лишь 20%. При одновременном слуховом и зрительном восприятии запоминание возрастает до 40%. Наиболее успешное обучение обеспечивается тогда, когда происходит преодоление трудностей в процессе их обнаружения самим учащимся. Эти данные группируются следующим образом:
• на 10% при чтении лекции;
• на 20% на слух ;
• на 30% при чтении лекций с использованием наглядных средств;
• на 50% при использовании аудиовизуальных средств;
• на 70% при проведении дискуссии;
• на 90% при разборе конкретных ситуаций.
Применение разнообразных методов, воздействующих на органы чувств, рекомендуется, однако, не только для того, чтобы повысить способность учащихся к восприятию и запоминанию. Общеизвестный набор форм – доклад, слушание, записывание, - дополняется такими аспектами, как визуализация (например, плакаты, рисунки, диаграммы) и невербальная коммуникация (театрализованные сцены, игры, пантомима). При этом происходит активизация творческих способностей учащихся, и в результате повышаются их творческие возможности в решении проблем.
Однако разделить методы обучения на активные и неактивные сложно, ибо любое действие предполагает активность личности.
Методы обучения – это способы взаимодействия педагогов и обучаемых, направленные на достижение учебно-воспитательных целей. Дидактика выделяет такие способы активизации учебно-познавательной деятельности как проблемность, взаимообучение, исследование, индивидуализация, самообучение. Среди факторов, побуждающих к активности, выделяют:
• познавательный и профессиональный интерес;
• творческий характер учебно-познавательной деятельности;
• состязательность;
• игровой характер проведения занятия;
• эмоциональное воздействие занятия.
Методы обучения выполняют функции: организации учебно-познавательной деятельности, стимулирование её и контроля за её эффективностью.
Методы активного обучения включают различные приёмы активизации познавательной деятельности.
Содержательно они подразделяются на:
• имитационные, воспроизводящие профессиональную деятельность;
• неимитационные, например, проблемная лекция.
Имитационные методы делятся в свою очередь на игровые, моделирующие профессиональную ситуацию, и неигровые (решение задач и конкретных ситуаций, стажировка). Они больше востребованы в профессиональной подготовке, в то время как неимитационные чаще реализуются в школьной практике.
Данные методы используются на всех этапах учебного процесса: при сообщении новых знаний, закреплений умений, формировании навыков, стимулировании усвоения и контроле результатов.
Неимитационные методы, используемые при сообщении новой информации :
• Лекция-беседа или диалог с педагогами. Используются вопросы, выясняющие степень осведомлённости и проблемы. Стимулирующие самостоятельность и поиск.
• Лекция дискуссия допускает свободный обмен мнениями в промежутках между логически оформленными разделами сообщаемого материала. Важно правильно подобрать вопросы для дискуссии и умело управлять ею.
• Лекция с интенсивной обратной связью (по типу программированного обучения). После каждой порции информации старший воспитатель задаёт контрольный вопрос и в зависимости от ответов может переходить к новой порции сведений или давать дополнительные разъяснения.
• Лекция с элементами «мозгового штурма» предполагает порождение идей, гипотез по изучаемой проблеме с последующим обобщением ответов преподавателем.
• Лекция с разбором ситуаций из практики с привлечением слушателей. Большую активность вызывает анализ ситуаций, предложенных самими слушателями.
• Лекция-консультация включает краткое изложение материала и ответы на вопросы слушателей.
• Лекция с привлечением специалистов по изучаемой проблеме. Заранее письменно собираются вопросы к ним, преподаватель знакомит специалистов с вопросами по лекции.
При формировании умений и навыков используются следующие методы:
• анализа конкретных ситуаций;
• решение ситуационных задач;
• инсценировки, деловые игры;
• анализ и обобщение рабочих материалов (проектов, документов);
• стажировка на рабочих местах и должностях;
• выполнение практических заданий.
Активизация познавательной деятельности слушателей (педагогов) может быть достигнута такими формами организации обучения как «Мозговая атака», «Круглый стол», «Брифинг», «Педагогический ринг».
Активные групповые методы обучения условно объединены в три блока:
А) дискуссионные методы (групповая дискуссия, разбор казусов из практики, регламентированная дискуссия, анализ ситуации морального выбора и др.)
В) игровые методы (дидактические и творческие игры, деловые и ролевые игры).
С) тренинг (тренировка межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства).
Уважаемые коллеги, я коротко рассказала о существующих активных методах подробное содержание каждого из них вы можете самостоятельно познакомиться (материалы прилагаются).
Для эффективности последующей работы предлагаю всем сделать отметки в «Листах ожидания», по результатам, которых мы сделаем выводы, на каких методах стоит остановиться подробнее.
Тренинги в методической работе старшего воспитателя являются неотъемлемой частью работы по повышению уровня профессиональной компетентности педагогов. Выбор методов активизации педагогов при проведении методических мероприятий определяется целями и задачами, особенностями содержания, контингентом педагогов, конкретным состоянием учебно-воспитательного процесса в ДОУ по проблеме.
Слайд
Слайд
Слайд
Слайд
Слайд
Слайд
слайд
слайд
Практическая часть.
1. Тренинг.
Одна из проблем наших детей, да и педагогов – это эмоциональность, неумение невербальным способом передавать какую-то информацию.
Задание: Представьте себе, что все мы едем в автобусах: одна группа в одном, другая в другом. Автобусы остановились в транспортном заторе. Вы сидите у окна и видите, что в другом автобусе прямо напротив вас и тоже у окна сидит ваш знакомый. Это большая удача, потому что вам срочно надо передать ему важную информацию, и вы, воспользовавшись ситуацией, делаете это. Но сделать это вы можете только молча, без слов, невербально. Времени на это у вас немного. Тот кому передают информацию, должен понять, ему сообщает его знакомый.
Р. С какими трудностями столкнулись, почему? Где можно применить данный тренинг?
2. Тренинг.
«Развитие речи» Закрепление рода.
Задание: нарисовать за одну минуту как можно больше предметов по признакам.
1. Кислый, кислая, кислое.
2. Сладкий, сладкая, сладкое.
3. Солёный, солёная, солёное.
Р. С какими трудностями столкнулись, почему? Где можно применить данный тренинг?
3. Тренинг.
«Творческая ошибка» Дети очень часто изобретают новые слова, если приглядеться, они могут стать поводом для множества забавных историй.
Задание:за 2 минуты придумать новое значение слова (можно несколько значений) и изобразить его.
«бабака»
«лесапед»
«колоток»
Р. С какими трудностями столкнулись, почему? Где можно применить данный тренинг?
Карточка с заданием.
Три маркера, три листа, карточка с заданием.
Три маркера, три листа, карточка с заданием
Подведение итогов.
Вернёмся к принципам развивающего обучения взрослых. Какие были реализованы сегодня? Докажите, (раздаю по два принципа каждой команде).
«ДРЕВО ПОЗНАНИЯ»
Уважаемые педагоги, помогите оценить наш семинар. Для этого необходимо разместить свои ягоды на древе познания, оставив на ягоде только одно оценивающее высказывание.
Наше древо познания имеет три уровня:
1. Зрелые плоды. Я получил информацию в полном объёме, смогу применить на практике.
2. Нежные бутоны. Я заинтересовался полученной информацией, но имеются пробелы, необходимо уточнить некоторые данные.
3. Падалица. Это для меня не актуально. Я не владею информацией.
Слайд.