Лучший педагог года

Развитие речи как фактор социально-личностного развития старших дошкольников

Татьяна Гицевич
Развитие речи как фактор социально-личностного развития старших дошкольников

Способность членораздельной речи является

одним из наиболее значительных и

характерных проявлений человеческой личности.

Е. И. Тихеев

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогики как узел, в котором сходятся различные линии психического развития : мышление, воображение, память, мышление. Развитие речи влияет на все психические процессы. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребёнок будет им пользоваться в дальнейшем для выражения своих мыслей, чувств, эмоций. Ему будет легче строить свои отношения с людьми, вести переговоры, выражать своё"Я".

Публикация «Развитие речи как фактор социально-личностного развития старших дошкольников» размещена в разделах

Речь это не только средство человеческого общения, познания действительности, но и канал приобщения человека к ценностям духовной культуры.

Поэтому от развития речи зависит социализация ребёнка. Чем успешнее она будет, тем гармоничнее будут отношения с самим собой и с обществом.

Проблема развития речи детей дошкольного возраста является комплексной. Её решение зависит от возрастных этапов и программы ДОУ. Программа "Детство", которую использует наш детский сад, акцентирует внимание на создание в каждой возрастной группе развивающей среды именно для развития речи. В старшей группе к книжному уголку присоединяется "Полочка умных книг", куда ставят познавательные книги и периодически их меняют по темам недели. Книги красочные, с иллюстрациями, для того чтобы привлечь детей. В подготовительной группе мы организуем библиотеку "Читаем сами", откуда дети могут взять домой понравившуюся книгу. Главным требованием к книге: шрифт, красочность. Шрифт должен быть крупным, лучше использовать книжки из серии" Читаем сами". Они наиболее подходят для детей старшего дошкольного возраста. Важным моментом является доступность и возможность взять в руки и посмотреть иллюстрации в любой момент. В группе должно быть несколько книг с рассказами или сказками, которые дети очень любят.

По желанию детей можно перечитывать эти произведения по несколько раз. Это помогает детям ещё раз пережить приключения с любимыми героями, и создаёт у детей благоприятное эмоциональное состояние. После чтения всегда происходит обсуждение произведения. При этом воспитатель задаёт только вопросы, не высказывая своего отношения к героям, пытаясь определить позицию ребёнка.

Работа по данной проблеме ведё тся и на занятиях по двум направлениям: работа над связной речью и элементарное приобщение к русскому языку как к сложной системе.

Важным условием развития речи детей является общение. Собеседниками ребёнка должны быть как дети, так и взрослые. Но особенно необходимо чтобы ребёнок общался со своими сверстниками. Играя, обменивался мыслями, чувствами. Поэтому необходимо, при сегодняшней загруженности детей в детских садах, выделять им время для самостоятельной деятельности. Никакое духовное и словесное общение детей со взрослыми не может заменить общение со сверстниками. Никогда дети не говорят так много, охотно, непринуждённо обо всём том, что им ближе и дороже всего как в своём детском обществе. Так в общении и развивается речь детей.

Таким образом, дошкольный возраст -это период активного усвоения ребёнком разговорной речи : фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания.

Литература.

1. Тихеева Е. И. Развитие речи детей : Пособие для воспитателей детского сада. - М. : Просвещение, 2007

2. Гербоваа В. В. Учусь говорить:- Метод. рекомендации для воспитателей- М. - Просвещение, 20011

Публикации по теме:

Консультация «Сказкотерапия как средство развития речи старших дошкольников»Консультация «Сказкотерапия как средство развития речи старших дошкольников» «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и.

Театрализованная деятельность как средство развития связной речи у старших дошкольников Конспект занятия по театрализованной деятельности в старшей группе Тема: "Путешествие в мир Театралию"Цель: вызвать интерес к театрально-игровой.

Трудовая деятельность, как эффективное средство социально-коммуникативного развития старших дошкольников Труд – важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе труда формируется личность ребенка, складываются коллективные.

Игровая технология  «синквейн» как средство развития речи старших дошкольников Игровая технология - «синквейн», как средство развития речи старших дошкольников. «Изучая родной язык, ребенок усваивает не только слова,.

Консультация «Развитие мелкой моторики с использованием различных технологий как фактор успешного развития дошкольников» В федеральных государственных стандартах описаны интегративные качества ребёнка, которые он может приобрести в результате освоения программы.

Презентация «Общение как основа социально-личностного развития» 1. слайд. Общение – это деятельность, которая предполагает взаимодействие нескольких людей между собой с целью налаживания взаимоотношений,.

Организация игровой деятельности дошкольников как метод социально личностного развития ребенка (старшая группа детей с ОНР) Игра-это деятельность детей, в которой они берут на себя "взрослые" роли и в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения.

Программа профессионально-личностного саморазвития «Театр как средство развития речи у детей» Программа профессионально-личностного саморазвития педагога Рожковой Надежды Евгеньевны на 2018 – 2019 учебные года Методическая тема:.

Развитие речевых коммуникаций педагога как фактор успешного развития речи ребёнка 1. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ КОММУНИКАЦИЙ ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ 2. «На земле есть самая большая роскошь, доступная.

Творческое рассказывание как средство развития связной монологической речи старших дошкольников Обучение детей творческому рассказыванию начинается в старшем возрасте. У детей уже развиты речевые навыки, умение самостоятельно выбирать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи как фактор социально-личностного развития старших дошкольников
Опубликовано: 12 декабря 2018 в 15:36
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД