Получи документы

Творческое рассказывание как средство развития связной монологической речи старших дошкольников

Вера Витальевна Новикова
Творческое рассказывание как средство развития связной монологической речи старших дошкольников

Обучение детей творческому рассказыванию начинается в старшем возрасте. У детей уже развиты речевые навыки, умение самостоятельно выбирать развитие сюжета. Сейчас необходимо научить детей выстраивать предметно – логические связи, определённую композицию, подбирать нужные слова.

Публикация «Творческое рассказывание как средство развития связной монологической речи старших дошкольников» размещена в разделах

Под творческим принято понимать рассказывание

• по предложенным сюжетам ;

• по вымышленным ситуациям, которых на самом деле не было;

• дети самостоятельно придумывают сказки или рассказы.

В сентябре проведена диагностика, предложенная «Личным кабинетом дошкольника». В критериях «Я сочинитель» использовали показатель «Составляет связный рассказ». Анализ показал, что 50% детей сочинили рассказ, 35% детей сочинили рассказ с помощью воспитателя по наводящим вопросам, 15% детей затруднились сочинить рассказ. Выявили, что дети затрудняются:

1) в составлении рассказа, сохраняя все структурные элементы;

2) рассказать начало и продолжение истории;

3) сочинить сказку на заданную тему;

4) использовать сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.

По этим задачам построена дальнейшая работа. Много времени уделено индивидуальной работе с детьми, которые затруднились сочинении рассказов, в подборе нужных слов, в построении сложных предложений. Использовала дидактические игры: «Отгадай-ка!»,» Радио». Дети описывали предмет,выделяя существенные признаки, использовали сложные предложения, находили нужные слова /прилагательные/. Следующий вариант- придумывание загадки о этом предмете. Усложнялось задание придумыванием истории, начало которой известно, завершилась эта игра придумыванием сказки по схеме воспитателя. В дидактической игре «Радио» учились рассказывать о событиях. Которые были на самом деле. Это праздники в детском саду, спортивные соревнования между группами. Побуждала наводящими вопросами к использованию в рассказах сложных предложений, подбирали определения, чтобы рассказы были красивые и интересные. Сначала роль диктора была моей. Вместе с детьми разбирали структуру моего рассказа / начало, середина, конец /. Роль передавалась ребёнку, который сочинял свой рассказ, не повторяя рассказ воспитателя. Усложнилось задание тем,что дети сочинили истории, которых не было на самом деле, но было известно начало истории. Так по этапам игр в индивидуальной работе дети учатся сочинять творческие рассказы.

Большое значение в обучении творческому рассказыванию имеет предварительная работа с детьми. В играх, предложенных О. С. Ушаковой «Как сказать правильно?», «Что сначала, что потом?», «Кто больше увидит и назовёт?» дети учились строить разные типы высказываний / описание, повествование, рассуждения /, соблюдать их структуру. Использовали наглядность : картины сюжетные, серии картинок, силуэты, геометрические символы, модели- схемы. Дети самостоятельно могут создать модель- схему какого - либо рассказа. Используя беседы с детьми по наводящим вопросам, учила видеть не только то что изображено на картине, но и додумывать предыдущие и последующие события /что произошло? что случилось дальше? чем закончилось?. / На коротком рассказе Бианки «Купание медвежат» и р. н. сказке «Лиса и козёл» учились составлять модели – схемы условными рисунками. Используя их, дети легко пересказали сюжет этих произведений. Составление схем символами перенесли на сочинение творческих рассказов.

Методика обучения дошкольников творческому рассказыванию на занятии включает сочинение повествовательного рассказа. Дети могут ориентироваться на реальные предметы или картины. Так перед составлением рассказа «На лесной полянке» опирались на опыт детей. В беседе вспомнили то, что дети видели, когда с родителями ходили в лес и оказались на лесной полянке. Рассматривали картинки, иллюстрации полянок, учились подбирать нужные слова, строить сложные предложения. Анализируя рассказ воспитателя, познакомились со структурой рассказа \ начало –завязка, середина – кульминация, как развивается действие, конец – развязка \. После предварительной работы проведено диагностическое занятие на данную тему. Начало и конец рассказа одинаковые для всех, середину рассказа дети рисовали модель- схему условными символами. Условие- рассказ должен быть коротким и интересным, план- схема умещаться на одной полосе листа. После самостоятельного творческого процесса заслушали рассказы детей. После рассказов давалась оценка самим автором и товарищами. \ Каким получился рассказ? Помогла ли тебе план- схема? Сможешь ли рассказать маме? твоему другу?\ Рассказы всех детей записала и оформила в книжку. Проведена повторная диагностика. Самостоятельно сочинили рассказ- 65% детей, 25%-сочинили с помощью воспитателя по наводящим вопросам, затруднились в сочинении рассказа- 10%. С отстающими детьми проведена индивидуальная работа по составлению плана- схемы и сочинению по нему рассказа.

Продолжая работу по составлению творческого рассказа, использовала серию сюжетных картин о осени. Предложила детям поделиться на пять групп по симпатии, выбрать сюжетную картинку и сочинить по ней рассказ. Каждая группа рассказала о своей картине несколькими предложениями. Записала рассказ и прочитала детям. Дали оценку коллективному творчеству по вопросам : Есть ли у рассказа начало, середина, конец? Последовательно ли рассказали? Каким получился рассказ? На следующем занятии использовала эти же картины. По модель- схеме воспитателя дети придумывали начало и конец рассказа.

Чтобы подготовить детей к придумыванию сказок, обратилась к творчеству по аналогии. Вспомнили с детьми любимую сказку «Красная шапочка». В предварительной работе пересказали её по картинкам. Рассмотрели силуэты этих картинок. Проведено занятие «Маленькие сочинители», на котором дети придумывали новые истории к этой сказке, модель- схему которых выкладывала силуэтами. Так на одном занятии мы сочинили несколько вариантов сказки.

Написала и провела КОП по творческому рассказыванию «Как Ёжик Зайца выручил» с целью придумывание сказки на заданную тему. Обратилась к модели – круг, объяснила детям, что начало \ н\ и конец \ к \ занимают малую часть круга, они короткие. Середина сказки- большая часть круга,в ней происходят сказочные истории Ежа и Зайца. Договорились, какими символами нарисуем героев, их действия, а последовательность укажем стрелкой. Задание выполнили все дети, с интересом слушали сказки друзей, дали положительные оценки. Все сказки записала и оформила в книжку.

Привлекли родителей к нашему творческому процессу. Дома с детьми родители составили рассказ из личного опыта «Летние истории», записали его, нарисовали, оформили в книжку. В группе дети рассказали по книжке о летних историях.

Работа по творческому рассказыванию продолжается. Мониторинг показал, что 75%детей самостоятельно сочиняют рассказы и сказки, 15%- сочиняют по наводящим вопросам, 10%- затрудняются в сочинении. Дети знакомы со структурой рассказа и сказки, сочиняют начало и продолжение истории, сочиняют сказку на заданную тему, используют в речи сложные предложения.

Публикации по теме:

Моделирование, как средство развития связной речи дошкольников «Моделирование, как средство развития связной речи дошкольников» Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (П. Я. Гальперин,.

Русские народные сказки как средство развития связной речи старших дошкольников План самообразования по теме: 1. Ф. И. О педагога-Пономаренко Олеся Анатольевна 2. Образование-высшее ЛПИ 2003г 3. Тема самообразования: «Русские.

Конспект занятия по развитию связной речи «Творческое рассказывание «Как птицы домой добирались» Конспект занятия по развитию связной речи по лексической теме: «Перелётные птицы» Тема: «Творческое рассказывание как птицы домой добирались».

План самообразования «Театрализованная деятельность, как средство развития связной речи у старших дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 388» Утверждено: Заведующий МБДОУ «Детский сад № 388» Дрягина.

Фольклор как средство развития речи старших дошкольников «ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ» ГБОУ Школа 1359 Воспитатель : Морозова Наталья Андреевна Москва.

Рассказывание, как средство развития речи В статье рассматривается проблема недостаточного общения дошкольников, в связи с ограниченным запасом слов. Автор характеризует возможные.

Сибирская сказка как средство развития образной речи старших дошкольников Жамбалова Г. Д. воспитатель МДОУ «Берёзка», с. Хоринск, Республика Бурятия Сибирская сказка как средство развития образной речи старших.

Сказка, как средство развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи Сказка как средство развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,.

Сказки как средство развития связной речи старших дошкольников Воспитатель МБДОУ д/с № 7 Гущина И. Н. Сказки как средство развития связной речи старших дошкольников «Сказки могут помочь воспитать ум,.

Конспект сюжетно-ролевой игры «День рождение» как средство развития связной речи у старших дошкольников Цели: • развитие у детей связной речи в процессе игры; • формирование умения общаться в коллективе Задачи: • развивать связную речь,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческое рассказывание как средство развития связной монологической речи старших дошкольников
Опубликовано: 19 апреля 2018 в 17:48
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД