Надежда Дементьева
Театрализованная деятельность как средство оптимизации социально-личностного развития старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с ФГОС ребёнок 7 лет, освоивший основную общеобразовательную программу дошкольного образования, обладает определенными интегративными качествами. Формирование данных интегративных качеств выпускника происходит при условии обеспечения социально-личностного развития ребёнка и устойчивого проявления творческой инициативы.
В нашем детском саду на протяжении 8-ми лет я руковожу театральным кружком «Театральный салон», где веду планомерную работу по развитию творческой инициативы и театрально-игрового творчества. Программа театрального кружка имеет рецензию Н. Д. Чистяковой, как программа по дополнительному образованию. Она направлена на раскрытие духовного и творческого потенциала личности ребёнка-дошкольника, на создание максимально комфортных условий для полноценного и продуктивного общения со сверстниками, педагогами, взрослыми, и на успешную социализацию в современном мире.
Публикация «Театрализованная деятельность как средство оптимизации социально-личностного развития старших дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
Практическая ценность программы заключается в том, что она является интегративной, т. е. составлена с учетом реализации межпредметных связей по всем образовательным областям программы «Детство» : «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Познание», «Художественное творчество», «Труд»).
Цель программы – развитие творческой инициативы ребёнка через театрально-игровую деятельность.
Задачи программы:
1. Развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
2. Развивать художественно-творческие способности;
3. Формировать интегративно-личностные качества старшего дошкольника;
4. Продолжать приобщать детей к культурным ценностям.
Основные методы и приё мы работы:
1. Проблемные ситуации, где ведущими являются приёмы драматизации и инсценировки. Предлагаю детям через литературные образы (Золушки, Карабаса-Барабаса, Артемона, Мальвины, Пьеро, Айболита) обыграть конкретные ситуации, попытаться поставить себя на их место. Например, «Справедливо ли распределила задания «Мачеха» между дочками и Золушкой?», «Распредели справедливо заработанные монеты между куклами Карабаса-Барабаса», «Раздели микстуру Айболита на всех поровну». Затем предлагаю по справедливости оценить характеры героев, их поступки. Благодаря таким ситуациям, каждый из детей анализирует свои намерения и желания, рассказывают о том, что бы почувствовал каждый из них, находясь на месте сказочного героя.
В проблемной ситуации «Порадуем друга в день его рождения», направленной на обогащение социального опыта ребенка, прочитала старшим дошкольникам письмо от малышей с просьбой приготовить праздничный подарок ко дню рождения именинника. Обсудив с детьми проблему, дети стали предлагать варианты подарков. В качестве подсказки предлагала детям на выбор схематические карточки с концертными номерами: песенка, танец, стихотворение, игра, драматизация сказки. Уточнив, какой подарок они будут готовить для именинника, дети объединились в подгруппы с помощью жребия, стали договариваться о том, чем будет заниматься каждая подгруппа. Работая в подгруппах, дети обсуждали этапы работы и за тем приступали к изготовлению подарка для именинника: 1 подгруппа, используя технику коллажа, оформляла поздравительную открытку; 2 подгруппа готовилась к показу мини-концерта, подбирала костюмы, маски-шапочки, декорации для сценки «Мышата», музыку для танца мышат. Затем все дети презентовали свои подарки имениннице.
2. Слушание и проигрывание коротких этических сказок, басен и стихотворений раскрывают перед детьми разные нравственные категории и моральные понятия. Дети эмоционально переживают содержание сказки, а затем творчески отображают через героев сказки, происходящие в ней события. Данный метод даёт мне возможность тонко воздействовать на личность старшего дошкольника, побуждать его к размышлению, выбору собственной позиции. Детьми старшего дошкольного возраста разыгрывались такие этические сказки и басни, как «Стрекоза и муравей», «Два барана», «Две козы», «Старик и сыновья».
3. Творческие задания, направленные на разыгрывание жизненных ситуаций для формирования положительного образа девочки/женщины (доброй, умной, работящей, отзывчивой к чужому горю, заботящейся о близких) и мальчика/мужчины (сильного, смелого, ловкого, находчивого, способного защитить своих близких). Детям предлагалось выполнить различные творческие задания, например:
* покажите, как «папа» дарит «маме» цветы, говорит ей приятные слова;
* покажите, как «мама» наряжает «папу» к празднику;
* произнеси от лица «мамы» фразу: «Почему ты не убрала за собой игрушки?» - возмущённо, удивлённо, с грустью, тихо, громко, передай позой, что в данный момент делает мама и т. д.
4. Игры и упражнения, направленные на повышение значимости и уникальности каждого ребёнка. Например, предлагаю детям провести необычный «Конкурс хвастунов». Объясняю, что выиграет тот, кто лучше всех будет хвастаться но, не своими достоинствами, а успехами своего соседа справа. Предлагаю детям посмотреть внимательно на своего соседа справа, подумать, какой он? Что он умеет делать лучше всего? После того как все похвастались, мы выбрали победителя и обсудили, кому что понравилось больше – хвастаться о соседе или слушать, как о нём самом рассказывают.
5. Метод сказкотерапия использую для развития творческой инициативы, умения преодолевать детские страхи, для снижения тревожности и агрессивности, накопления положительного опыта общения в коллективе сверстников. Например, при знакомстве с эмоцией «страх», рассказав сказку-страшилку «Белый рояль», спросила у детей, было ли её страшно слушать и почему? Для выяснения причин детских страхов, предлагала детям нарисовать свой собственный Страх. Дети рисовали змей, собак, пауков, светящуюся тыкву к празднику Хеллуин и т. д., затем я предложила разорвать рисунки на мелкие кусочки, вложить их в воздушный шарик и отпустить его на улицу, представив, что туда уходит Страх.
6. Для развития умения владеть собой в проблемных или травмирующих ситуациях использую театральные этюды, в которых ребёнок проигрывает роли слабых, напуганных, робких, смелых и уверенных: «Угадай и изобрази эмоцию», «Вредное колечко», «Смелый мальчик», «Змей Горыныч», «В тёмной норе».
7. Метод обратной связи или (рефлексия, который направлен на отражение эмоционального отношения детей к произошедшему событию в театральной группе через рисование, составление рассказов, высказывание своих впечатлений.
Успешность овладения детьми творческой инициативой во многом зависит от заинтересованности родителей. Повысить интерес родителей к театрализованной деятельности помогли театральные встречи, где родители были активными участниками и партнёрами по исполнению ролей в спектаклях, изготовлению костюмов для детей. Ежегодно в нашем детском саду проводится «Фестиваль добрых дел», который подводит итог проделанной работы театрального кружка.
Для реализации поставленной выше цели и задач программы театрального кружка в начале и в конце года было организовано наблюдение за развитием творческой инициативы детей 6-7 года жизни по технологии Коротковой, Нежнова. Результаты проведённой диагностики позволили убедиться в правильности выбранной линии развития творческой инициативности детей старшего дошкольного возраста. В настоящее время дети активно откликаются на изготовление афиш, пригласительных билетов в театр, самостоятельно распределяют между собой обязанности по оформлению сцены, подбору костюмов, распределяют игровые роли, активно используют ролевую речь, пантомиму во время диалогов с партнёрами по театральной деятельности, в спокойном режиме могут заменить отсутствующего партнёра по театральной постановке.
Таким образом, работа театрального кружка является оптимальным средством социально-личностного развития старших дошкольников.