Папки-передвижки

Театрализованная деятельность как средство оптимизации социально-личностного развития старших дошкольников

Надежда Дементьева
Театрализованная деятельность как средство оптимизации социально-личностного развития старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

В соответствии с ФГОС ребёнок 7 лет, освоивший основную общеобразовательную программу дошкольного образования, обладает определенными интегративными качествами. Формирование данных интегративных качеств выпускника происходит при условии обеспечения социально-личностного развития ребёнка и устойчивого проявления творческой инициативы.

В нашем детском саду на протяжении 8-ми лет я руковожу театральным кружком «Театральный салон», где веду планомерную работу по развитию творческой инициативы и театрально-игрового творчества. Программа театрального кружка имеет рецензию Н. Д. Чистяковой, как программа по дополнительному образованию. Она направлена на раскрытие духовного и творческого потенциала личности ребёнка-дошкольника, на создание максимально комфортных условий для полноценного и продуктивного общения со сверстниками, педагогами, взрослыми, и на успешную социализацию в современном мире.

Публикация «Театрализованная деятельность как средство оптимизации социально-личностного развития старших дошкольников» размещена в разделах

Практическая ценность программы заключается в том, что она является интегративной, т. е. составлена с учетом реализации межпредметных связей по всем образовательным областям программы «Детство» : «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Познание», «Художественное творчество», «Труд»).

Цель программы – развитие творческой инициативы ребёнка через театрально-игровую деятельность.

Задачи программы:

1. Развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;

2. Развивать художественно-творческие способности;

3. Формировать интегративно-личностные качества старшего дошкольника;

4. Продолжать приобщать детей к культурным ценностям.

Основные методы и приё мы работы:

1. Проблемные ситуации, где ведущими являются приёмы драматизации и инсценировки. Предлагаю детям через литературные образы (Золушки, Карабаса-Барабаса, Артемона, Мальвины, Пьеро, Айболита) обыграть конкретные ситуации, попытаться поставить себя на их место. Например, «Справедливо ли распределила задания «Мачеха» между дочками и Золушкой?», «Распредели справедливо заработанные монеты между куклами Карабаса-Барабаса», «Раздели микстуру Айболита на всех поровну». Затем предлагаю по справедливости оценить характеры героев, их поступки. Благодаря таким ситуациям, каждый из детей анализирует свои намерения и желания, рассказывают о том, что бы почувствовал каждый из них, находясь на месте сказочного героя.

В проблемной ситуации «Порадуем друга в день его рождения», направленной на обогащение социального опыта ребенка, прочитала старшим дошкольникам письмо от малышей с просьбой приготовить праздничный подарок ко дню рождения именинника. Обсудив с детьми проблему, дети стали предлагать варианты подарков. В качестве подсказки предлагала детям на выбор схематические карточки с концертными номерами: песенка, танец, стихотворение, игра, драматизация сказки. Уточнив, какой подарок они будут готовить для именинника, дети объединились в подгруппы с помощью жребия, стали договариваться о том, чем будет заниматься каждая подгруппа. Работая в подгруппах, дети обсуждали этапы работы и за тем приступали к изготовлению подарка для именинника: 1 подгруппа, используя технику коллажа, оформляла поздравительную открытку; 2 подгруппа готовилась к показу мини-концерта, подбирала костюмы, маски-шапочки, декорации для сценки «Мышата», музыку для танца мышат. Затем все дети презентовали свои подарки имениннице.

2. Слушание и проигрывание коротких этических сказок, басен и стихотворений раскрывают перед детьми разные нравственные категории и моральные понятия. Дети эмоционально переживают содержание сказки, а затем творчески отображают через героев сказки, происходящие в ней события. Данный метод даёт мне возможность тонко воздействовать на личность старшего дошкольника, побуждать его к размышлению, выбору собственной позиции. Детьми старшего дошкольного возраста разыгрывались такие этические сказки и басни, как «Стрекоза и муравей», «Два барана», «Две козы», «Старик и сыновья».

3. Творческие задания, направленные на разыгрывание жизненных ситуаций для формирования положительного образа девочки/женщины (доброй, умной, работящей, отзывчивой к чужому горю, заботящейся о близких) и мальчика/мужчины (сильного, смелого, ловкого, находчивого, способного защитить своих близких). Детям предлагалось выполнить различные творческие задания, например:

* покажите, как «папа» дарит «маме» цветы, говорит ей приятные слова;

* покажите, как «мама» наряжает «папу» к празднику;

* произнеси от лица «мамы» фразу: «Почему ты не убрала за собой игрушки?» - возмущённо, удивлённо, с грустью, тихо, громко, передай позой, что в данный момент делает мама и т. д.

4. Игры и упражнения, направленные на повышение значимости и уникальности каждого ребёнка. Например, предлагаю детям провести необычный «Конкурс хвастунов». Объясняю, что выиграет тот, кто лучше всех будет хвастаться но, не своими достоинствами, а успехами своего соседа справа. Предлагаю детям посмотреть внимательно на своего соседа справа, подумать, какой он? Что он умеет делать лучше всего? После того как все похвастались, мы выбрали победителя и обсудили, кому что понравилось больше – хвастаться о соседе или слушать, как о нём самом рассказывают.

5. Метод сказкотерапия использую для развития творческой инициативы, умения преодолевать детские страхи, для снижения тревожности и агрессивности, накопления положительного опыта общения в коллективе сверстников. Например, при знакомстве с эмоцией «страх», рассказав сказку-страшилку «Белый рояль», спросила у детей, было ли её страшно слушать и почему? Для выяснения причин детских страхов, предлагала детям нарисовать свой собственный Страх. Дети рисовали змей, собак, пауков, светящуюся тыкву к празднику Хеллуин и т. д., затем я предложила разорвать рисунки на мелкие кусочки, вложить их в воздушный шарик и отпустить его на улицу, представив, что туда уходит Страх.

6. Для развития умения владеть собой в проблемных или травмирующих ситуациях использую театральные этюды, в которых ребёнок проигрывает роли слабых, напуганных, робких, смелых и уверенных: «Угадай и изобрази эмоцию», «Вредное колечко», «Смелый мальчик», «Змей Горыныч», «В тёмной норе».

7. Метод обратной связи или (рефлексия, который направлен на отражение эмоционального отношения детей к произошедшему событию в театральной группе через рисование, составление рассказов, высказывание своих впечатлений.

Успешность овладения детьми творческой инициативой во многом зависит от заинтересованности родителей. Повысить интерес родителей к театрализованной деятельности помогли театральные встречи, где родители были активными участниками и партнёрами по исполнению ролей в спектаклях, изготовлению костюмов для детей. Ежегодно в нашем детском саду проводится «Фестиваль добрых дел», который подводит итог проделанной работы театрального кружка.

Для реализации поставленной выше цели и задач программы театрального кружка в начале и в конце года было организовано наблюдение за развитием творческой инициативы детей 6-7 года жизни по технологии Коротковой, Нежнова. Результаты проведённой диагностики позволили убедиться в правильности выбранной линии развития творческой инициативности детей старшего дошкольного возраста. В настоящее время дети активно откликаются на изготовление афиш, пригласительных билетов в театр, самостоятельно распределяют между собой обязанности по оформлению сцены, подбору костюмов, распределяют игровые роли, активно используют ролевую речь, пантомиму во время диалогов с партнёрами по театральной деятельности, в спокойном режиме могут заменить отсутствующего партнёра по театральной постановке.

Таким образом, работа театрального кружка является оптимальным средством социально-личностного развития старших дошкольников.

Публикации по теме:

Музыкально-театрализованная деятельность как средство развития творческого воображения детей «Музыкально-театрализованная деятельность, как средство развития творческого воображения детей» Актуальность данной определяется необходимостью.

Театрализованная деятельность как средство развития связной речи у старших дошкольников Конспект занятия по театрализованной деятельности в старшей группе Тема: "Путешествие в мир Театралию"Цель: вызвать интерес к театрально-игровой.

Театрализованная деятельность, как средство развития творческих способностей дошкольников «Театрализованная деятельность, как средство развития творческих способностей дошкольников» Слайд 2 Цель: раскрепостить.

Мастер-класс для родителей «Театрализованная деятельность как средство развития речи и психических процессов дошкольников» Цель:повышение компетентности родителей в применении театрализованной деятельности в детском саду, развитие фантазии и творческих способностей.

Педагогический опыт работы «Театрализованная деятельность как средство социально-нравственного воспитания дошкольников» С первых минут рождения, жизнь каждого человека вплетена в ткань человеческих отношений. Человек не может жить без общения с другими людьми,.

Проект на тему «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников» старшая-подготовительная группа Содержание 1. Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников».

Проект «Театрализованная деятельность как средство развития способностей детей» Театрализованная деятельность - как средство развития способностей детей. Сегодня перед педагогом поставлена задача совершенствования традиционных.

Развитие речи как фактор социально-личностного развития старших дошкольников Способность членораздельной речи является одним из наиболее значительных и характерных проявлений человеческой личности. Е. И. Тихеев Язык.

Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребенка Любовь Сеидова Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребенка В динамичном, быстро меняющемся мире, общество.

Театрализованная деятельность как средство развития воображения у детей с ОВЗ Воображение- это присущая только человеку возможность создания новых образов путем переработки предшествующего опыта. Воображение может.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Театрализованная деятельность как средство оптимизации социально-личностного развития старших дошкольников
Опубликовано: 12 февраля 2019 в 15:49
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Театрализованная деятельность как средство оптимизации социально-личностного развития старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Дементьева (УИ 339550) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД