Лима кулигина
Общение со сверстниками как фактор социального личностного развития детей
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое общение, мы знаем не понаслышке: начиная с рождения человек живет среди других людей. Чем старше становится человек, тем шире круг его общения, тем разнообразнее его контакты.
Воспитатель в общении с ребенком - это не просто человек, который умеет общаться. Компетентность во взаимодействии с ребенком является одной из основных составляющих его профессионализма, поскольку именно в общении происходит развитие ребенка. От того, как построен процесс общения, зависят результаты образования, т. е. направление и уровень развития ребенка. Поэтому педагог строит взаимодействие с ребенком, учитывая как общие законы хорошего общения, так и основные закономерности развития ребенка.
Публикация «Общение со сверстниками как фактор социального личностного развития детей» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Общение со сверстниками чрезвычайно важно для физического и умственного развития ребенка. Уже к двум - трем годам ребенок ощущает себя как личность, а к четырем - пяти годам чувствует себя элементом социальной структуры общества и вступает в разнообразные формы общения со сверстниками.
Надо стараться, чтобы ребенок был задействован в большем количестве «малых групп» : не только детский сад, а еще, например, фигурное катание, художественный кружок, музыкальная школа и т. д. Это не только поможет ему гармонично развиться. Учеными замечено, что успех в одном роде деятельности может неожиданно помочь обрести уверенность в другом, занять более высокое положение в детском социуме.
Одновременно с инстинктом социальным, с потребностью жить в обществе ребенок осознает свое «я». Ребенку надо внушить мысль о том, что он имеет право на уважение к себе, и одновременно привить чувство ответственности перед коллективом. Однако все это должно быть сделано в деликатной форме, чтобы не утратить доверительных отношений с сыном или дочерью.
Ребенок должен научиться не гипертрофировать свои интересы, но и не растворяться в интересах общественных.
Необходимо помочь ребенку в правильной самооценке. Не нужно излишнего тщеславия ни в чем: ни в успехах, ни в одежде, ни в обладании игрушками. Вместе с тем не должно быть робости и неуверенности и у самих родителей, поскольку это «заразительно» для ребенка.
Ссоры между детьми происходят по различным причинам : не поделили игрушки, кто-то хочет первым съехать с горки и прочее. У детей своя логика, свой мир, с нашей взрослой логикой там делать нечего. Если взрослый обрушится на ребенка с наставлениями, что драться нельзя, что тот, кто ссорится, плохой, то он ничего не достигнет, кроме того, что ребенок замкнется в себе и доверительные отношения будут нарушены.
Ребенок постоянно наблюдает, имитирует и моделирует отношения, поведение и деятельность окружающих его взрослых. Такое моделирование оказывает гораздо большее влияние на социальное развитие ребенка, чем словесные инструкции и поучения. В дошкольном возрасте моделирование происходит в виде сюжетно-ролевой игры. В ней через роль взрослого, которую берет на себя ребенок, происходит освоение отношений между людьми. Коллективная игра невозможна без общения детей друг с другом. Контактируя со сверстниками в процессе игры, дошкольники стремятся наладить между собой деловое сотрудничество, у них появляется общее дело, они стараются согласовать свои действия для достижения общей цели.
Развитие общения, установление отношений, формирование дружеских связей со сверстниками - одна из основных составляющих социального развития ребенка. От рождения до семи лет взаимодействие со сверстниками проходит несколько стадий, которые различаются мотивами и формами общения, местом в системе общей жизнедеятельности, а также значением в психическом развитии ребенка.
Условие первое - совместная с другими людьми деятельность ребенка.
В отечественной психологии разработано положение о том, что деятельность человеческого индивида вообще, и ребенка в частности, носит, во всяком случае в своих начальных формах, общественный, коллективный характер и требует для своего осуществления определенных форм общения и сотрудничества с другими людьми. Развитие совместной деятельности ребенка с другими людьми находится в прямой зависимости от развития его форм общения. Если у ребенка появилась и развивается произвольность в общении, то это служит фундаментом для реализации им совместной с другими людьми деятельности. Таким образом, для участия в коллективной деятельности ребенок должен овладеть соответствующими формами общения.
Вторым условием развития произвольности в общении является организация такой совместной продуктивной деятельности, где продукт выполняет функцию наглядной оценки успешности взаимодействия с другими участниками. Дети дошкольного возраста по своим психологическим особенностям активно направлены на получение оценок, нуждаются в них, требуют оценок от взрослого. Прямая оценка со стороны взрослого зачастую неприемлема для детей дошкольного возраста, а косвенная оценка очень часто воспринимается ребенком не как оценка успешности деятельности, а как характеристика его личностных свойств и качеств. Таким образом, при организации общения оценка обязательно нужна, но характер ее должен быть особым. Функцию такой оценки может выполнить продукт, получаемый в совместной деятельности.
Третьим условием является овладение ребенком разными позициями в общении со взрослым и сверстниками в определенной логике и преемственности: ребенок «над» партнером - ребенок «подчинен» партнеру ребенок «на равных» с партнером.
Взрослый играет особую роль в развитии у детей произвольности. Ребенок не приспосабливается к требованиям, предъявляемым взрослым, и не подчиняется им, а изначально присутствует и развивается внутри сферы деятельности взрослого, внутри человеческого общения и в связи с ним. Произвольность должна осознаваться ребенком. В старшем дошкольном возрасте осознание своего поведения формируется в социальном взаимодействии со взрослым, где смысл и средства деятельности передаются ребенку в единстве. Взрослый дает ребенку возможность почувствовать и осознать себя, свое действие. Вне опоры на отношение взрослого ребенок не может знать, что и как он делает. Отношение взрослого к правилу превращает это правило в мотив собственных действий ребенка. Это взаимодействие выводит осознание ребенка за пределы наличной ситуации и позволяет взглянуть на собственное поведение с точки зрения с некоторой внеситуативной стороны, делая поведение ребенка произвольным и осознанным.
Четвертым условием является индивидуальная деятельность детей. Развитие произвольности в общении предполагает не просто совместную деятельность ребенка с другими людьми, а осознание ребенком этой совместности.
Развитие самосознания личности происходит параллельно с осознанием внешнего мира. В старшем дошкольном возрасте детям доступно осознание себя как субъекта коллективных взаимоотношений. Быстрый темп развития самосознания происходит благодаря тому, что ребенок находит готовые представления, знания об окружающем мире в обобщенном виде : языке, науке.
В старшем дошкольном возрасте важно развивать такую мотивацию деятельности, которая обуславливает предпочтение детьми совместной формы ее организации. Это может быть:
• • объективная и субъективная необходимость партнера для достижения общей цели;
• • потребность в обществе сверстников и общении с ними;
• • потребность в положительных эмоциях;
• • адекватная самооценка;
• • высокий уровень развития навыков совместной деятельности.
Это факты, которые способствуют осознанию совместной деятельности. Произвольность в общении следует формировать как можно раньше. Детям младшего и среднего возраста для осознания совместности необходима организация их полноценной индивидуальной деятельности.
Взаимодействие ребенка с равноправными партнерами развивает у него способность свободно вступать в разного рода контакты, координировать свои действия, мысли и чувства с действиями, мыслями и чувствами других, предвидеть причинно-следственные связи в социальных взаимодействиях; снижает когнитивный эгоцентризм в социальных отношениях и совершенствует индивидуальные системы когнитивной координации; способствует развитию рефлексии, формированию социальной чувствительности и моральных установок. В целом общение с ровесниками открывает для детей возможности социоэмоциональной регуляции поведения. Исходя из этого формулируется важный для данного цикла исследований вопрос: что происходит с ребенком, если он по какой-то причине лишается полноценного общения со сверстниками, и каковы последствия социальной изоляции для его развития?
Говоря о социальной изоляции, мы не всегда можем понять, что имеется в виду - собственная изоляция ребенка от других людей или изоляция, являющаяся следствием отвержения его другими. Понятие «социальное отдаление» выступает в качестве обобщающего термина описывающего разные формы одиночного поведения, инициатором которого является сам ребенок, а не его окружение. Социальное отдаление имеет разные лики. Одним из них является застенчивость, которое проявляется в тревоге или в страхе ребенка при встрече с незнакомыми людьми преимущественно в новых ситуациях. Ее мотивация связана с боязнью социальных оценок. Другая форма социального отдаления - скованность, или заторможенность, которую ребенок демонстрирует не только при встрече с незнакомыми людьми, но по отношению к новым ситуациям вообще. Такое отношение соотносимо с осторожным поведением. Его мотивом является боязнь новизны и социальной оценки. Это внутреннее конфликтное поведение, основанное на борьбе мотивов приближения-избегания.
Близким, но не идентичным этой форме «социального отдаления» является «сдержанное поведение». Его можно наблюдать в ситуациях, когда ребенок находится вблизи других людей (знакомых или незнакомых, но не вступает с ними в контакты, ограничиваясь наблюдением за их действиями. Такое поведение отражает тревожность, которую ребенок испытывает перед лицом социальных стимулов. В его основе также лежит конфликт мотивов приближения - избежания. Этот термин относится и к молчаливым детям.