МААМ-картинки

Презентация «Развитие представлений ребенка о профессиях как важный фактор социального развития»

Еремина Надежда
Презентация «Развитие представлений ребенка о профессиях как важный фактор социального развития»

«Как хорошо, когда у человека есть возможность выбрать себе профессию не по необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями»

А. Апшерони

Актуальность

В условиях перехода дошкольных образовательных организаций на ФГОС перед воспитателями ставятся задачи развития детей в соответствии с новыми стандартами, формирование общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности.

Публикация «Презентация „Развитие представлений ребенка о профессиях как важный фактор социального развития“» размещена в разделах

Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее

радость ему самому и приносящее пользу людям. Как выбрать профессию, которая бы всю жизнь приносила удовлетворение? Профессия человеку нужна не сама по себе. Она необходима ему не только для того, чтобы кормить себя и свою семью, быть востребованным обществом и получать от него признание. Она нужна в первую очередь для того, чтобы создать свой имидж,

отражающий уникальность человека, достичь определенного социального

статуса. Человек существует не ради самого себя, а для того, чтобы состояться, быть самостоятельным.

В наши дни профессий стало очень много. И все время появляются все новые и новые. Подрастающему поколению очень трудно ориентироваться в мире профессий. Трудно выбрать профессию своей жизни. Очень часто не только дошкольники, но и школьники имеют весьма смутные представления о мире профессий взрослых. Даже если ребенок и был на работе у мамы или папы, он так и не понял сути их профессиональной деятельности. Необходимо способствовать социализации и адаптации подрастающего поколения в окружающем мире.

Однако сам ребенок реализовать себя может не всегда. Осознать значимость

труда, войти во взрослую жизнь с уже сформированными представлениями о труде и уметь ориентироваться в мире профессий, ему должны помочь взрослые, которые находятся рядом с ним с самого рождения (родители,

воспитатели, педагоги).

Часто родители, спрашивают: в каком возрасте лучше ориентировать детей на выбор будущей профессии?

Я считаю, очень важно с детского сада знакомить ребенка с профессиями, рассказывать о тех качествах характера, которые требует то или иное занятие. Часто дети выбирают те же профессии, которые имеют их родители. Так рождаются династии врачей, учителей, рабочих, ученых, артистов и др. Поэтому, основное направление в работе с детьми дошкольного возраста я ориентирую на:

выявление на ранних ступенях развития способностей детей дошкольного возраста к разным видам деятельности;

обеспечение реализации интересов, способностей, склонностей дошкольников.

Работая с детьми по этой теме, я опиралась на следующие нормативно-правовые документы:

• Конституция Российской Федерации;

• Конвенция ООН о правах ребёнка;

• Закон РФ "Об образовании",

• Федерально-государственный образовательный стандарт" (Приказ

№1155 от 17 октября 2013 года)

Высокую значимость трудового воспитания в становлении личности

отмечало большинство выдающихся педагогов прошлого, как западных (Я.

А. Каменский, И. Г. Песталоцци, Ж. -Ж. Руссо и др., так и отечественных (П. П. Блонский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский К. Д. Ушинский, С. Т.

Шацкий и др.).

Современные ученые-педагоги исследовали различные стороны трудового воспитания. Теория и практика трудового обучения и воспитания основывается на трудах Ю. К. Бабанского, М. И. Махмутова, В. А. Полякова, Н. Н. Чистякова, Ю. Л. Холтунцева и др.

Я также увидела необходимость приучения детей с ранних лет к простейшим, доступным им видам труда, замечая, что таким путем они знакомятся со свойствами материалов, учатся приемам работы с различными инструментами. В труде дети проявляют активность, смекалку, настойчивость, стремление достичь результата, у них формируется желание оказывать посильную помощь взрослым.

Ещё Н. К. Крупская придавала объединению детей в труде, указывая, что «совместную работу детей надо особенно ценить, — это зачатки коллективного труда. В этом коллективном труде развертываются лучше всего силы ребенка».

Цель моей работы: расширить и обогатить знания детей о многообразии профессий взрослых, используя для этого разные формы работы. Для достижения поставленной цели я выделила ряд задач:

расширять у детей представления о разнообразии профессий на основе ситуативно-имитационного моделирования, представлении о структуре труда

• сформировать отчетливые представления о роли современной техники в трудовой деятельности человека

развивать коммуникативные навыки; развивать связную речь; активизировать и актуализировать словарь; сформировать познавательный интерес к профессиям, востребованным в нашей местности

развивать игровую деятельность детей, формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности

Организация работы строится с учетом принципов, которые взаимосвязаны и реализуются в единстве:

Принцип системности. Организация последовательных мероприятий в течение отведенного времени на реализацию проекта. Адресный подход, который предполагает учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Принцип интеграции. Содержание программного материала может естественно и ограничено интегрировать в целостный педагогический процесс.

Принцип наглядности состоит в обогащении воспитанников чувственным познавательным опытом, необходимым для полноценного овладения абстрактными понятиями.

Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи. Формирование у детей представления о разных профессиях невозможно только в рамках детского сада, поэтому особое место отвожу работе с родителями.

Дошкольное детство является начальным этапом формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к труду, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям (Т. А. Виноградова, Л. А. Каменева, Т. А. Маркова др.). Психолого-педагогические исследования по трудовому воспитанию дошкольников посвящены формированию у детей дошкольного возраста системных знаний о труде. Исследователи доказали, что освоение детьми системных знаний существенно влияет на становление у них правильного отношения к труду взрослых и собственному труду, формирует любознательность к миру профессий

В докторском исследовании В. И. Логиновой были определены этапы формирования системных знаний о труде взрослых у дошкольников. Эти этапы позволили определить логику и условия построения системных знаний о профессиях :

-формирование отношения к труду;

- воспитание потребности трудиться;

-усвоение трудовых знаний, умений, навыков в основных видах труда.

Одним из путей формирования у дошкольников представления о значимости труда является ознакомление с профессиями. Сюда включаются элементарные знания о труде окружающих ребенка людей, видах и орудиях труда, труде людей на фабриках, заводах, средствах сообщения, в сельском хозяйстве. Знания о трудовой деятельности являются центральными. Усвоение детьми определенных знаний о труде людей различных профессий приводит к возникновению у них нового типа поведения, который опосредуется сложившимися представлениями о трудовых и общественных функциях людей, об отношениях к труду и друг к другу.

Более сложной задачей является вычленение результатов труда. Я заметила, что многие дети смешивают результат с процессом труда (врач – «лечит людей», воспитатель – «воспитывает детей». В процессе формирования преставлений у детей о труде взрослых наиболее актуальными являются представления о социальной значимости труда. Важность результатов труда различных профессий дети старшего дошкольного возраста понимают в основном правильно, знают, зачем нужна работа воспитателя и врача, шофера и строителя.

Формирование обобщенных представлений о важности труда взрослых требует наличия у детей, прежде всего, четких понятий о том, что в каждом конкретном процессе достигается результат, имеющий точное назначение – удовлетворить ту или иную потребность. Следовательно, знание назначения вещи позволяет ребенку понять конкретную ценность каждого процесса (мытья посуды, стирки одежды). На основе конкретных представлений о результативности отдельных процессов труда я формирую обобщенные представления о необходимости того или иного вида деятельности человека определенной профессии. Помощник воспитателя вымыла посуду – посуда чистая; накрыла столы к обеду – можно есть; приготовила кровати – можно детям ложиться спать и т. д., т. е. она заботится о детях в отсутствие родителей. Повар готовит суп, котлеты, компот – заботится о том, чтобы все были сыты. Такие представления позволяют сформировать отношение к конкретным людям, представителям той или иной профессии, бережное отношение к результатам их труда. На основе этих первичных обобщений можно формировать более сложные представления о том, что разные виды труда позволяют обеспечивать разные потребности людей.

Я оформила трудовой уголок, в котором есть «методическая копилка» дидактических игр по ознакомлению с трудом взрослых; картотека дидактических игр-упражнений, загадок по ознакомлению с трудом взрослых; трудовая лесенка с набором карточек по разным профессиям; иллюстративный материал по ознакомлению с трудом взрослых; художественная литература по ознакомлению с профессиями; тематические альбомы: «Все профессии нужны», «Где работают мои родители», «Кем быть?»

Подготовлены атрибуты для сюжетно-ролевых игр; картотеки подвижных игр, физминуток, артикуляционных гимнастик, пословиц, поговорок о труде, о различных профессиях.

Современные дошкольники получают большой объем информации о профессиях взрослых из телепередач, художественной литературы, однако эти сведения разрозненные. Моя задача состоит в том, чтобы в процессе обучения актуализировать этот запас знаний и привести его в систему через разнообразные виды детской деятельности. Педагогическими средствами могут быть и материальные объекты, и предметы духовной культуры, предназначенные для организации и осуществления педагогического процесса, а также разнообразная деятельность: труд, игра, общение.

Средствами формирования у дошкольников знаний о профессиях могут быть и литература, и музыка, и поэзия, и искусство, а также непосредственно сама непрерывная образовательная деятельность.

Считаю наиболее действенными способами ознакомления детей с трудом взрослых – наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми познаний. Так, например дети младшего дошкольного возраста знакомятся с профессиями, наблюдая за работой няни, повара, дворника, а дети старшего дошкольного возраста через экскурсии на почту в школу, библиотеку и т. д. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений, экскурсий. Это дает возможность чувственного познания, накопление конкретных сведений о профессиях. С их помощью ребенок удовлетворяет свое любопытство, расширяет кругозор и повышает свой познавательный интерес.

Эффективной формой работы с детьми является использование

информационно – коммуникационных технологий – компьютерных программ

с познавательными заданиями и проблемными ситуациями, видеофильмы

Использование ИКТ в формировании у детей представлений о разных

профессиях имеет огромное значение, так как информационно-

коммуникативные средства – это то, что требует современная модель

обучения на современном этапе образования.

Одним из новых средств по ознакомлению детей с трудом взрослых являются интерактивные игры, мультимедийные презентации и развивающиеся мультфильмы.

Так, например, при знакомстве с трудом строителей была создана презентация «Кто построил этот дом», где в игровой форме с показом развивающего мультфильма и интерактивной игры детям были даны знания о труде строителей.

Дидактические упражнения и игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться, способствуют систематизации знаний о мире труда и профессий. Так, например, в среднем дошкольном возрасте мною была проведена игра «Что нужно доктору», а в старшем дошкольном возрасте - более усложненный вариант «Кому что нужно для труда», где детям предложено несколько профессий, набор карточек с различными орудиями труда.

Разыгрывая тот или иной сюжет в игре, дети моделируют взаимоотношения взрослых людей, а при помощи предметов, используемых в качестве игровых заместителей, создают модели, которые отображают взаимосвязи реальных предметов и действий.

Педагогическая технология использования моделирования весьма эффективна, она позволяет ребенку наглядно увидеть последовательность включения компонентов в трудовой процесс, осознать существующие между ними связи и зависимости. В формировании у детей системных знаний о труде взрослых используются предметно-схематические модели. Здесь существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков. Модель упрощает объект, представляет его лишь отдельные стороны, и поэтому без подачи общего представления о профессии невозможно рассматривать структуру трудового процесса. Так, например, во второй младшей группе детского сада начинают знакомить детей с профессиями сотрудников детского сада, то есть с профессиями ближайшего окружения детей. Вместе с этим, знакомлю детей со схематичным изображением профессии. Предлагаю детям творческую продуктивную деятельность: нарисовать, изобразить знаками тот или иной предмет, наклеить модель из готовых знаков, конструирование.

Результативность опыта

Для того, чтобы выяснить, что усвоили дети о мире труда и профессий у я использую тестирование:

Тест «Знаешь ли ты профессии включают в себя вопросы и три варианта ответа, из которых дети выбирают один, который более всего соответствует их

представлениям.

В качестве мониторинга я предлагаю рассказать о том, какую бы профессию он хотел выбрать, что он знает об этой профессии, каковы ее особенности.

Использую методику неоконченных предложений : ребенку предлагаются незаконченные предложения, которые он должен продолжить.

Считаю очень важным – заручиться поддержкой родителей. Они помогают изготавливать атрибуты, шьют костюмы, активно участвуют в конкурсах и выставках.

Как результат моей работы - дети показывают оптимальный уровень сформированности представлений о мире труда и профессий :

У моих воспитанников имеются осознанные знания о трудовой

деятельности людей.

Дети знают основные профессии, их особенности,

понимают значимость данной профессии для людей, положительно относятся

к трудовой деятельности взрослых людей и к их профессиям, а также у детей

выражены интересы к учебной и профессиональной деятельности, они

мечтают получить в будущем какую-то профессию, могут объяснить свой

выбор.

Опыт работы доказал, что трудовое воспитание - это процесс, интегрирующий все сферы развития и становления личности.

Таким образом, системная работа по ознакомлению детей с трудом взрослых способствует формированию позитивных установок к различным видом труда, становлению самостоятельности, саморегуляции собственной деятельности, воспитанию положительного отношения к труду, желания трудиться.

Прикреплённые файлы:

pedideja_tilsk.pptx | 16024,46 Кб
 
Публикации по теме:

Презентация «Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребенка» Значение театрализованной деятельности Театрализованная деятельность помогает: Сформировать правильную модель поведения в современном мире:.

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи как фактор развития личности ребенка дошкольного возраста 1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно- воспитательного процесса. Изменения, происходящие.

Физическое развитие как важный фактор воспитания будущего гражданина В этом году группа «Солнышко» набрала вновь пришедших в детский сад детей. В годовом плане воспитательной работы Доу было выделено 2 направления:.

Консультация для воспитателей «Игровая деятельность — это основной фактор развития ребенка» В педагогической литературе утверждается, что игровая деятельность – это главный вид деятельности ребенка, точнее будет, что вся жизнь детей.

Развитие речевых коммуникаций педагога как фактор успешного развития речи ребёнка 1. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ КОММУНИКАЦИЙ ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ 2. «На земле есть самая большая роскошь, доступная.

Презентация «Развивающая предметно-пространственная среда как основное условие развития ребенка» Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) как основное условие развития ребенка. Развивающая предметно-пространственная образовательная.

Семья, как фактор развития и формирования личности ребенка Проблемой в современном обществе было и остается влияние воспитания родителей на формирование личности их ребенка. Потому как семья для.

Социально-нравственное воспитание — важный фактор социализации воспитанников в условиях реализации ФГОС до В общих положениях ФГОС отмечено: Одним из основных принципов ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества.

Консультация «Общение — важный фактор общего психического развития ребенка» Общение - важный фактор общего психического развития ребенка. “ Речевая культура человека – это зеркало его духовной культуры”. В. А. Сухомлинский.

Презентация «Творческий отчёт «Взаимодействие детского сада и семьи как условие развития музыкальных способностей ребенка» Для полноценного развития комплекса музыкальных способностей у дошкольников необходима помощь родителей. Семья - первая социальная общность,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Презентация «Развитие представлений ребенка о профессиях как важный фактор социального развития»
Опубликовано: 9 сентября 2018 в 18:31
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД