МААМ-картинки

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи как фактор развития личности ребенка дошкольного возраста

Алла Волкова
Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи как фактор развития личности ребенка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно- воспитательного процесса.

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Положительный результат, может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства (ЕОП, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.

Публикация «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи как фактор развития личности ребенка дошкольного возраста» размещена в разделах

Важнейшим признаком ЕОП и одновременно условием его создания служат определение и принятие участниками педагогического процесса общих целей и задач воспитания дошкольников, которые формируются в единой программе воспитания, обучения и развития детей.

Современные программы образования дошкольников строятся на основе Концепции дошкольного воспитания, достижений психологий и педагогики. Однако родители, выступающие социальными заказчиками образовательных услуг, часто не обладают глубокими знаниями в этой области. Поэтому цель и задачи общественного воспитания должны быть предметом детального обсуждения педагогами и родителями, в ходе которого педагогу необходимо донести до семьи свое видение результата воспитания ребенка и согласовать его с педагогическими установками родителей. Следующим признаком и условием создания ЕОП должны стать выработка и принятие единых требований, предъявляемых к ребенку дома и в ДОУ. Это способствует не только созданию психологического комфорта для ребенка, но и укреплению авторитета родителей и педагогов.

Не менее важным признаком и условием создания ЕОП становятся выработка общего подхода к решению проблем воспитания, выделение, обобщение и согласование педагогических методов и приемов на основе изучения воспитательного опыта семьи и передача родителям информации о технологиях образовательного процесса.

В связи с этим была поставлена цель:

Цель: Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Которая решалась следующими задачами:

- Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.

- Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей.

- Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду

- Создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями;

- Повышение педагогической грамотности родителей ;

- Повышение профессиональной компетентности педагогов в работе с родителями;

- Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов;

- Обеспечить совместное участие в данном процессе педагогов, родителей и детей.

Таким образом, современность ставит перед ДОУ достаточно сложные задачи и предъявляет высокие требования к профессионализму педагогов.

2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Как утверждает Т. А. Куликова (профессор кафедры педагогики и психологии дошкольного воспитания Московского городского педагогического университета) «Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой».

Охарактеризуем, из чего складывается открытость дошкольного учреждения, включающая «открытость внутрь» и «открытость наружу».

По мнению Т. А. Куликовой, придать дошкольному учреждению «открытость внутрь» значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т. д.

«Открытость детского сада внутрь» — это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье. Одни родители с удовольствием организуют экскурсию, «поход» в ближайший лес, другие помогут в оснащении педагогического процесса, третьи — чему-то научат детей.

Некоторые родители и другие члены семьи включаются в проводимую систематически образовательную, оздоровительную работу с детьми. Например, ведут кружки, студии, обучают малышей некоторым ремеслам, рукоделию, занимаются театрализованной деятельностью и т. д.

«Открытость детского сада наружу» означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, своего микрорайона, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами, как-то: общеобразовательная школа, музыкальная школа, спортивный комплекс, библиотека и др.

Содержание работы детского сада в микросоциуме может быть весьма разнообразным, во многом определяется его спецификой. Ее несомненная ценность — в упрочении связи с семьей, расширении социального опыта детей, инициировании активности и творчества сотрудников детского сада, что в свою очередь работает на авторитет дошкольного учреждения, общественного воспитания в целом.

В условиях открытого детского сада родители имеют возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок, поиграть с детьми и т. д.

Итак, отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь и наружу.

Для установления контактов работы с родителями был проведен социальный опрос- анкета из которой стало известно, что родители воспитанников ДОУ делятся на:благополучные семьи, неполные семьи, молодые семьи, проблемные семьи. Эти результаты помогли нам более точно разработать условия работы с родителями воспитанников.

3. Теоретическая база опыта.

Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности : семья или общественное воспитание. Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям.

После установления в России советской власти дошкольное воспитание стало делом государственной важности. Основная цель — формирование гражданина советского государства. Педагоги начала советского периода (Д. А. Лазуркина, А. В. Луначарский) рассматривали семью не как потенциального или реального союзника, а скорее как мешающий правильному воспитанию детей фактор, который надо подчинить обществу и с которым надо бороться.

Дальнейшее развитие подобного рода идеи получили в трудах А. С. Макаренко: «Семьи бывают хорошие и плохие. Поручиться за то, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание».

В 40-60-е годы проблема «борьбы» дошкольного учреждения и семьи уже не ставилось так остро, но основная тенденция — стремление подчинить семью влиянию дошкольного учреждения — сохранилась.

Согласно прогнозам академика С. Г. Струмилина (1960, в будущем «каждый советский гражданин, уже выходя из родильного дома, получит направления в детские сады с круглосуточным содержанием или детский дом, затем - в школу-интернат, а из него отправится с путевкой в самостоятельную жизнь.»

В различных лабораториях НИИ АПН СССР рассматривались проблемы развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста, уделялось внимание и изучению вопросов семейного воспитания дошкольников. Исследователи пришли к выводу, что ни один из них не может быть успешно решен детским садом без сотрудничества с семьей (Е. П. Арнаутова и В. М. Иванова) Как система пропаганды педагогических знаний, в 70-80-е годы существовал педагогический всеобуч для родителей, целью которого было повышение педагогической культуры родителей.

В 70-е годы под руководством Т. А. Марковой - заместителя директора по научной работе НИИ дошкольного воспитания АПН СССР - организуется лаборатория семейного воспитания. Д. Д. Бакиевой, С. М. Гарбей, Д. О. Дзинтере, Л. В. Загик, М. И. Иззатовой и др. были сделаны попытки определить содержание педагогических знаний и умений, необходимых родителям для успешного решения ряда задач нравственного воспитания. Исследуя проблему педагогического всеобуча, О. Л. Зверева выявила, что он проводился далеко не во всех детских садах из-за недостаточной подготовленности педагогов к работе с родителями. Практическими работниками использовались разнообразные ее формы : групповые и общие родительские собрания, оформление стендов для родителей, папок-передвижек и т. д. Воспитатели отмечали тот факт, что родителям хочется получить, прежде всего, конкретные знания именно о своем ребенке.

Более глубокие изменения во взаимодействии семьи и дошкольного учреждения произошли в 90-е годы. Это было связано с реформой образования, которая отразилась и на системе дошкольного воспитания. Изменение государственной политики в области образования повлекло за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней.

В 90-х годах, в соответствии с «Концепцией дошкольного воспитания» (1989) начали разрабатываться новые подходы к сотрудничеству с родителями, которые базируются на взаимосвязи двух систем - детского сада и семьи, сообществе семьи и детского сада (Л. М. Кларина). Сущность данного подхода состоит в объединении усилий дошкольных учреждений и семьи для развития личности как детей, так и взрослых с учетом интересов и особенностей каждого члена сообщества, его прав и обязанностей. Л. М. Клариной разработан целый комплекс становления и развития содержательных и организационных направлений сообщества детского сада и семьи (дети, родители, профессионалы, например, создание в детском саду методического кабинета, оснащенного психолого-педагогической литературой для родителей, совместное обсуждение с ними прочитанного с целью возможного использования приобретенных таким образом знаний в условиях детского сада, открытие на этой основе дискуссионного клуба профессионалов и родителей, библиотеки детской литературы, которая может быть использована как в детском саду, так и в семье, организация спортивной секции для детей и родителей, разнообразных клубов по интересам и др.

Итак, можно сделать вывод: педагогика начала советского периода признавала роль семьи в воспитании дошкольников, но это вело не к признанию необходимости сотрудничества дошкольного учреждения с семьей, а скорее к взглядам на семью, как на такой социальный институт, который противостоит обществу в целом и дошкольному учреждению в частности. В те годы отмечалось также, что семью надо изучать, но изучать не как потенциального или реального союзника, а скорее как некий мешающий правильному воспитанию детей фактор, который желательно подчинить обществу и с влиянием которого нужно бороться.

В настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания, и в центре этой перестройки стоят гуманизация и деидеологизация педагогического процесса. Целью его отныне признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности, а целью работы с семьёй является создание единого образовательного пространства на основе Федеральных государственных образовательных стандартов.

4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержания, методы, приемы.

Педагогический коллектив детского сада целенаправленно и планомерно работает над повышением качества образования через обновление его содержания; внедрение современных технологий, которые способствуют созданию благоприятных условий для самореализации участников воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения. Процесс обновления образования, его проектирование, запуск и поддержка будут тем эффективней, чем больше новых форм работы с родителям будет использоватся. Установление партнёрских отношений педагогов и родителей для создания единой гуманной доброжелательной воспитательной среды в ДОУ и в семье.

Привлечение родителей к активному участию в управлении образовательным процессом. Нормативно-правовая регуляция системы взаимоотношений с родителями. В соответствии с одним из требованием ФГОС о сотрудничестве Организации с семьей были определены принципы организации педагогического опыта:

• Демократичность

• Гуманность

• Доступность

• Интеграция

• Импровизация

• Систематизация

• Целостность

Культуросообразность

• Толерантность

Исходя из принципов были определены направления педагогической работы с родителями по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семьи как фактора развития личности ребенка дошкольного возраста :

Первое направление – повышение уровня педагогической компетентности родителей через специальные лекции, семинары, пособия, родительские уголки, индивидуальные беседы, групповые консультации, дискуссии, круглые столы.

Второе направление – привлечение родителей к работе детского сада посредством организации досуговых мероприятий.

Оказание индивидуальной помощи родителям в проблемах семьи и семейного воспитания используем беседы, консультации, рекомендации:

*Внеплановые индивидуальные беседы;

*Рекомендации по изучению педагогической литературы;

*Рекомендации по использованию методических пособий;

*Консультации врача;

*Консультации педагога-психолога;

*Консультации инструктора по физкультуре;

*Консультации музыкального руководителя.

*Педагогические чтения.

Используя наглядность.

*Рекламно-информационный стенд;

*Подборка лекций педагогов-специалистов;

*Подборка рекомендаций педагогов-специалистов;

*Результаты детской изобразительной и конструктивной деятельности;

*Подарки и приглашения к праздникам.

Для создания системы психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания, вовлечение родителей в педагогическое самообразование, изучение и внедрение лучшего опыта семейного воспитания, проводятся организационные мероприятия.

*День открытых дверей;

*День здоровья;

*Родительские собрания по проблемам воспитания детей;

*Родительские конференции;

*Школа молодых родителей;

*Педсоветы.

*Открытые педагогической недели.

Эти мероприятия сопровождаются наглядностью:

*Рекламно-информационный стенд;

*Подборка лекций педагогов-специалистов;

*Подборка рекомендаций педагогов-специалистов;

*Результаты детской изобразительной и конструктивной деятельности;

*Подарки и приглашения к праздникам.

Для пропаганды педагогических рекомендаций по использованию в семье игр, игрушек, находок народной педагогики используем выставки:

*Выставки детского творчества;

*Выставки творчества взрослых;

*Выставка игрушек для игр дома;

*Выставка детской литературы для семейного чтения;

*Выставка педагогической литературы для семейного чтения.

Для накопления опыта сотворчества детей и родителей в досуговых и оздоровительных мероприятиях, клубной работе, краеведческой деятельности, рефлексия полученного опыта организуются праздники и развлечения.

*Подготовка детей;

*Изготовление костюмов и атрибутов;

*Исполнение ведущих ролей;

*Организация дней рождения детей;

*Участие в спортивных развлечениях;

*Фотографирование детей, видеосъемка.

*Оформление развивающей среды;

*Изготовление пособий и атрибутов для занятий;

*Ремонт мебели и оборудования;

*Ремонт групповой комнаты;

*Ведение кружков по интересам детей;

*Организация экскурсий;

*Спонсорская помощь.

Отличительные черты нашего педагогического коллектива - стабильность, работоспособность, профессионализм, инициативность, коллектив педагогов постоянно нацелен на новый, лучший результат. Разработка и применение вышеперечисленных технологий, форм и методов в системе нашего дошкольного учреждения способствует развитию профессиональной компетентности педагогов, повышению их мастерства и педагогической культуры. Практика показала, что внедрение форм методического и психологического сопровождения педагогов позволяет повысить качество образования и мастерство наших педагогов, улучшить взаимопонимание между семьями и дошкольным учреждением.

5. Анализ результативности.

В ДОУ созданы условия для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующих развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми, возникновению чувства единения радости, гордости за полученные результаты.

Привлекаем семьи воспитанников к участию совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в ДОУ, районе, городе.

Внедряем лучший опыт воспитания детей дошкольного возраста в семье, раскрывающий средства, формы и методы развития важных интегративных качеств личности ребенка (любознательности, эмоциональной отзывчивости, способности выстраивать взаимодействия со взрослыми и сверстниками и др.)

Создаем положительный эмоциональный микроклимат взаимодействия с родителями.

Повышаем педагогическую грамотность родителей на основе федеральных государственных образовательных стандартов.

Повышаем профессиональную компетентность педагогов.

Обогащаем опыт межличностного общения детей, родителей и педагогов.

Взаимодействие воспитателей и родителей стало необходимым условием всестороннего развития ребёнка, позволило глубже узнать его индивидуальные способности и возможности.

Многие из родителей осознали важность сотрудничества с воспитателями. Если раньше степень включённости родителей в организацию образовательного процесса была такова: пассивные наблюдатели – 85%, активные участники – 15%, то на данный момент пассивными остаются лишь 20% родителей.

Индивидуальные собеседования с родителями показывают. Что многие из них смогли повысить уровень педагогических знаний, умений и навыков.

Постоянный контакт с семьёй позволил пробудить чувство расположения и доверие родителей к детскому саду, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.

6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья заставляет искать новые формы взаимодействия. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Но папам и мамам необходимо помнить, что детский сад только помощник в воспитании ребенка и поэтому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательного процесса.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Часто на практике встречается такая картина: родители обладают теоретическими знаниями по вопросам воспитания и развития детей, но применить эти знания на практике не всегда умеют. Здесь и важна помощь педагога ДОУ, который способен теоретические знания родителей перевести в практику радостного общения с ребёнком. Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания ребенка-дошкольника могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Установление контактов с родителями – дело важное и непростое, требующее внимания, такта. Для этого надо хорошо знать семью, её воспитательные возможности, лучший способ воздействия через самого ребёнка.

Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Отношение родителей к источникам информации, откуда они черпают её :

15% родителей пользуются своей интуицией

21% пользуются педагогической литературой и литературой по психологии

64% берут информацию у воспитателей.

Малым доверием пользуются консультации педагога, советы других родителей, друзей.

От детского сада родители хотели бы получить:

86% максимально полную информацию от ребёнка

48% советы по общению с ребёнком

22% советы психолога.

Мало заинтересованы родители в том, чтобы участвовать в самодеятельности детского сада, возможность большего общения с родителями других детей.

Трудности, которые испытывают родители при воспитании детей.

31% - ребёнок плохо ест

20% - не слушается родителей

13% - родители проявляют неуверенность в себе, испытывают страхи.

За помощью к педагогам детского сада родители обращаются только в :

35% - не обращаются, потому что:

33% считают, что справятся сами

17% не придают особого значения этим трудностям

Безусловно, что решение этих сложных и многоплановых вопросов не произойдёт само по себе. Для этого коллектив ДОУпродолжает систематическую и целенаправленную работу по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семьи как фактора развития личности ребенка дошкольного возраста.

7. Адресные рекомендации по использованию опыта «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи как фактор развития личности ребенка дошкольного возраста»

Система работы дошкольного учреждения позволяет успешно реализовывать инновационную деятельность ДОУ, обеспечивать развитие профессиональной компетентности педагогов и повышение педагогической грамотности родителей, направленной на взаимосотрудничество дошкольного учреждения и семьи. Полученные результатыимеют практическую ценность:

- для педагогов дошкольных образовательных учреждений

- для родителей в плане организации совместной деятельности с ребенком в домашних условиях;

Наиболее приемлемыми формами трансляции опыта работы считаю:

- информационные брошюры, содержащие описание и иллюстративный материал методики проведения всех организованных форм непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми и родителями;

- мастер-классы, мероприятия и НОД для педагогов города

- консультации;

- дни открытых дверей для родителей и педагогов других дошкольных образовательных учреждений;

- сайты ДОУ и личный.

Публикации по теме:

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей».Дифференцированный подход к родителям с учетом их педагогической подготовленности. В.

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей по физическому воспитанию Тип проекта: практико-ориентированный, средней продолжительности, (1 сентября-30 ноября). Участники проекта: педагоги, воспитанники средней.

Формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения Многолетний опыт работы показывает, что семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны,.

Инновационные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения В связи с перестройкой системы дошкольного воспитания, педагоги в ДОУ ищут новые, нетрадиционные формы работы с родителями, которые, должны.

Коррекционно-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения как средство развития ребёнка с комплексными дефектами Реалией сегодняшнего дня является увеличивающееся количество детей, имеющих хронические заболевания и отклонения в развитии. Особое беспокойство.

Психологический климат в коллективе — фактор развития творческого потенциала педагогов образовательного учреждения Семирякова Елена Геннадьевна старший воспитатель ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ – ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ.

Социализация личности ребенка-дошкольника на основе взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения С самого рождения человека окружают люди. Это мама, папа, бабушки, дедушки, сестры, врач, соседи т. д. В первые дни своей жизни ребенок включен.

Современные подходы к организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи .

Взаимодействие дошкольного учреждения с социальными партнерами как условие развития и воспитание ребенка в современном мире «От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в.

Взаимодействие семьи дошкольного образовательного учреждения в целях обеспечения качества образования Улучшение качества дошкольного образования – вот задача, которая стоит одной из главных в настоящее время. Центральное место в формировании.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи как фактор развития личности ребенка дошкольного возраста
Опубликовано: 7 февраля 2018 в 20:51
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи как фактор развития личности ребенка дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Алла Волкова (УИ 1030648) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД