Ольга Кириленко
Коррекционно-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения как средство развития ребёнка с комплексными дефектами
▼ Скачать + Заказать документы
Реалией сегодняшнего дня является увеличивающееся количество детей, имеющих хронические заболевания и отклонения в развитии. Особое беспокойство вызывают дети с комплексными дефектами, испытывающие большие трудности в развитии и обучении.
Публикация «Коррекционно-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения как средство развития ребёнка с комплексными дефектами» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В нашем центре идёт постоянный поиск нетрадиционных подходов к организации коррекционной работы с группами детей, имеющих различные отклонения. Мы стремимся к созданию системы комплексного подхода к коррекции нарушений слуха и речи, основными звеньями которой являются: построение коррекционно-развивающей среды, сочетание лечебно-восстановительных мероприятий со специфическими методами психолого-педагогического воздействия, преемственности в работе всех специалистов коррекционного процесса.
Одно из главных направлений деятельности нашего коллектива – создание развивающей среды как фактора эмоционально-эстетического воспитания и личностного становления ребёнка. Под развивающей средой понимается :
1) атмосфера психологической защищённости, способствующая развитию индивидуальности ребёнка;
2) необычные, эстетически оформленные интерьеры групп, всего помещения дошкольного учреждения.
Особое значение придаётся дизайну зоны ближайшего окружения ребёнка : его предметно-игровой среде. В группах созданы зоны с визуальной и пространственной изоляцией, в которой ребёнок может уединиться.
В группах есть множество атрибутов для игр, например, кукольная одежда и кукольное постельное бельё, одежда для ряжения, атрибуты к различным сюжетно ролевым играм («Врач», «Парикмахерская», «Рынок», «Магазин», «Школа» и т. д.). Физкультурный и музыкальный залы, групповые, способные дать пищу эстетическим чувствам детей, создать разный эмоциональный настрой. Разнообразят среду пребывания детей маленькие островки зелени, организованные в группах.
В обстановку коррекционно-развивающей среды вносятся элементы домашнего уюта. Ландшафт территории центра неповторим в любое время суток, в любое время года, при любой погоде. Умело использованы естественные посадки.
В любое время участки снабжены разнообразным выносным материалом. Длительной и холодной зимой не затихают игры и развлечения детей на участках, которые выглядят также ярко и привлекательно.
Таким образом, в организации быта, создании эстетически воздействующей среды заложен большой потенциал для систематического и ежедневного влияния на формирование эстетических идеалов и развития психических функций. Коррекционно-развивающий этап включает в себя систему специально разрабатываемых воспитателями занятий. Хочу особо отметить роль воспитательских занятий. Они призваны отрабатывать программный материал в различных моделях коммуникативного общения. Речь идёт о развитии у детей навыков и умений самостоятельного адекватного поведения.