Семинар для воспитателей «Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития речи дошкольников»

Евгения Башкова
Семинар для воспитателей «Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития речи дошкольников»

Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития речи дошкольников

Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом,

на которую обстановка не оказывала бы влияния,

нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости

от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира.

Тот, кому удастся создать такую обстановку,

облегчит свой труд в высшей степени.

Среди нее ребенок будет жить-развиваться

собственной самодовлеющей жизнью,

его духовный рост будет совершаться

из самого себя, от природы.

Е. И. Тихеева

Слайд 1

Предметный мир детства — это не только игровая среда, но и среда развития всех специфических детских видов деятельности (А. В. Запорожец, ни одна из которых не может полноценно развиваться вне предметной организации. Современный детский сад — это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе детского сада предметно-пространственной развивающей среды. Развивающая среда образовательного учреждения является источником становления субъектного опыта ребенка. Каждый ее компонент способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками.

Слайд 2

Созданная развивающая предметно-пространственная среда любой возрастной группы в ДОУ, учитывает психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Под, развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами.

Активность ребенка в условиях обогащенной развивающей среды стимулируется свободой выбора деятельности. Ребенок играет, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению; занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов.

Такая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, а ведь именно оно определяет особенности личностного развития на ступени дошкольного детства.

Слайд3

Речь- ведущая средство общения сопровождает все виды деятельности

Речевая деятельность немыслима без познания, без освоения ребенком окружающего мира

В пустых стенах ребенок не заговорит – заметила в свое время Елена Ивановна Тихеева.

Слайд 4

Психолого – педагогические требования к созданию предметно-пространственной развивающей среды.

Насыщенность, полифункциональная, трансформированная, доступная, безопасная и вариативная

Слайд 5

Насыщая групповое пространство, наши педагоги заботятся в первую очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками. Группы детского сада оснащены современным игровым и дидактическим оборудованием, которое включает наглядный, раздаточный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательно-речевого развития детей.

Педагогами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: картотеки и пособия для проведения артикуляционных гимнастик, комплексы пальчиковых игр, игрушки и игровые пособия для развития правильного речевого дыхания, тематические альбомы, игры для обогащения пассивного и активного словаря, формирования грамматически правильного строя речи, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики.

Слайд 6

– полифункциональность, предусматривающая обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно- пространственной развивающей среды. Данный принцип реализуется в детском саду благодаря комплексно-тематическому планированию и интеграции образовательных областей. Предметно- пространственная развивающая среда преобразуется в соответствии с темой недели – оформляются уголки, детям предоставляется игровой материал, который служит развитию и закреплению определенных познавательно-речевых способностей.

Слайд7

Трансформируемость предметно-пространственной развивающей среды наших групп происходит в основном за счет рационального размещения столов, использования мольбертов. Если воспитатель планирует индивидуальную работу, закрепление навыков организованности, то столы стоят рядами. Если планируется совместная деятельность, которая требует терпения и настойчивости, мебель располагают в виде полукруга, или квадрата. Часто воспитателиобходятся и вовсе без столов: во время беседы, дидактических игр, дети садятся прямо на ковер. Планируем использовать переносные легкие ширмы и домик-перегородку для разделения пространства группы, что в свою очередь повысит заинтересованность детей и предоставит возможность развить коммуникативные умения.

Слайд 8

вариативность, которая определяется общеразвивающим видом образовательного учреждения, в нашем случае, приоритетным речевым направлением в развитии дошкольников, региональными особенностями, культурными традициями. Наш детский сад имеет 5 групп компенсирующей направленности, в каждой из которых работает учитель-логопед. В соответствии с приоритетным направлением деятельности дошкольного учреждения, педагоги уделяют большое внимание речевым уголкам оформлению помещений приемной и группы, привлекая к этой деятельности детей и родителей. Регулярно в приемной группы оформляются выставки с творческими семейными работами воспитанников, в которых отражается тематика нашего региона. Региональные особенности также учитываются в оформлении группы, в игровых и иллюстративных материалах, которые способствуют развитию познавательно-речевых навыков дошкольников.

Слайд 9

Доступность среды нашего детского сада предполагает:

Доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность

Свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности

Исправность и сохранность материалов и оборудования

Слайд 10

Безопасность среды

Соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности

Важно, что развивающая предметно-пространственная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся.Практика подсказывает: полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, что мы и делаем. Только тогда среда способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности.

Заключение

В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития. Развитие познавательно-речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Одно из важнейших познавательных процессов человека эта речь. Решение этих задач невозможно без создания современной развивающей предметно-пространственной среды.

Организация «Развивающей предметно- пространственной среды» в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы.

Педагоги нашего детского сада особое внимание уделяют предметной среде, прежде всего ее развивающему характеру. Одной из основных задач считается обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, речевую, двигательную и иную активность детей.

Слайд 11

Спасибо за внимание

Список литературы:

1. Анохина Т. Как организовать современную предметно-развивающую среду [Текст] : /Т. Анохина //Дошкольное воспитание. - 1999. - №5. – С. 32 – 34.

2. Железнова С. В. К вопросу об организации развивающей предметной среды в дошкольном учреждении / Дошк. образоват. учрежд. № 122 “Солнышко” г. Тольятти [Текст]: /С. В. Железнова, Т. А. Фалькова. - Ульяновск, 2001. - 72 с.

3. Новоселова С. Развивающая предметная среда [Текст] : Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн - проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах /С. Новоселова. – М.: Просвещение, 2001. – 89 с.

4. Родионова О. Р. Педагогические условия организации развивающей предметной среды в дошкольном образовательном учреждении [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук /О. Р. Родионова. - М., 2000. - 18 с.

5. Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений [Текст] : /Н. А. Рыжова. - М.: Линка-Пресс, 2004. -174 с.

Публикации по теме:

Развивающая предметно-пространственная среда как одно из условий гендерного воспитания дошкольников «Развивающая предметно-пространственная среда как одно из условий гендерного воспитания дошкольников» (на экране висит 1 слайд с названием.

«Современная развивающая предметно-пространственная среда как средство достижения воспитанниками целевых ориентиров» Современная образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, которые необходимы для полноценного проживания.

Оформление группы. Предметно-развивающая среда как фактор эстетического развития дошкольниковОформление группы. Предметно-развивающая среда как фактор эстетического развития дошкольников Предметно-развивающая среда как фактор эстетического развития дошкольниковВ этом году мы набрали новую группу малышей и поведем их до школьного.

Предметно-пространственная среда, как средство сенсорного развития ребёнка Средний возраст ребенка относится к так называемому сензитивному периоду- особой восприимчивости к тем или иным способам, видам деятельности,.

Развивающая предметно-пространственная среда — необходимое условие развития ребенка Развивающая предметно-пространственная среда – это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления.

Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду как условие экологического воспитания дошкольников Природа – это самая лучшая из книг, написанная на особом языке. Этот язык надо изучать. Н. Г. Гарин-Михайловский Экологическое образование.

Развивающая среда как средство развития математических представлений дошкольников Развивающая среда как средство развития математических представлений дошкольников Подготовила: Ерастова Марина Геннадьевна Что же такое.

Семинар-практикум для воспитателей ДОО «Прогулка как приоритетное средство развития дошкольников» Цель: объединить усилия коллектива МДОУ для повышения уровня организации прогулок, использования в практике достижений передового опыта.

Семинар-практикум «Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду как условие реализации ФГОС ДО» Цель:выявление и обобщение знаний педагогов о создании развивающей предметно-пространственной среды в группах в соответствии с ФГОС дошкольного.

Стендовый доклад «Предметно-развивающая среда как средство развития экологической культуры дошкольника» Захаренко Оксана Александровна воспитатель МКДОУ Конёвский детский сад Краснозёрского района Новосибирской области Предметно-развивающая.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Изучаем цвета
  • Изучаем цвета
Автор публикации:
Семинар для воспитателей «Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития речи дошкольников»
Опубликовано: 2 апреля 2017 в 14:10
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 февраля. День юных скульпторов на МААМ

Очередной тематический день предлагаем посвятить знакомству детей с важным видом искусства – скульптурой; с декоративной и монументальной её разновидностями. Разумеется, кроме познавательных занятий сто...

27 февраля. Международный день полярного медведя

«Белый лед и мишка — бел, шубку теплую надел» — очередной тематический день посвящен хозяину Севера, белому медведю. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям об...

Конкурсная работа «Умка»
В объединении «Умелые руки» разрабатываются различные формы взаимодействия с семьями. Одной из результативных форм работы с родителями являются конкурсы...
Сюжетно-ролевая игра «Магазин-Елецкие кружева»
Цель: развитие интереса у детей к самостоятельной игровой деятельности и формирование положительных взаимоотношений между детьми. Задачи: 1. Продолжать...
Фотоотчет «Прогулка в зимнее время года как средство укрепления здоровья детей»
Прогулка в зимнее время года необходима детям. Цель прогулки: укрепление здоровья детей. Задачи: - Формировать стремление к здоровому образу жизни,...