Елена Соловьёва
Семинар-практикум для воспитателей ДОО «Прогулка как приоритетное средство развития дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: объединить усилия коллектива МДОУ для повышения уровня организации прогулок, использования в практике достижений передового опыта и педагогической науки.
Задачи:
Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей
Повышать методический уровень педагогов по организации прогулок
Способствовать творческому поиску
Скорректировать работу по организации прогулок в ДОО
Публикация «Семинар-практикум для воспитателей ДОО „Прогулка как приоритетное средство развития дошкольников“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Предварительная работа:
Отбор и изучение литературы по проблемам организации и руководства прогулки.
Консультация для педагогов на тему:
«Организация и методика проведения прогулки в детском саду»
Разработка сценария семинара
Оборудование Конверты с заданиями, листы бумаги, ручки, иллюстрации с зимними видами спорта, кроссворд, памятки для воспитателей, мешочек.
План проведения
1. Упражнение «Образная пластика в парах»
2. Вступительное слово
3. Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста.
4. Практическая часть – «Деловая игра»
• Визитка
• РАЗМИНКА. «Мозговая атака»
• Раунд 1 «Кроссворд»
• Раунд 2 «Кот в мешке»
• Раунд 3 «Ты мне, я – тебе»
• Раунд 4 «Педагогические пазлы»
• Раунд 6 «Практическое мастерство»
• Раунд 7 «Давай поиграем»
• Подведение итогов
Ход семинара
1. Упражнение «Образная пластика в парах»
Цель: способствовать развитию выразительного поведения, побуждать участников быть внимательными к действиям других, искать такие средства самовыражения, которые будут поняты другим.
Ведущий раздает воспитателям карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках.
Нужно прочесть, что написано на карточке и не показывать надпись другим. Потом карточку можно убрать. Задача каждого – найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми средствами, движением тела, мимикой, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки животного.
Когда воспитатели найдут свою пару, нужно остаться рядом, но продолжать молчать, не переговариваться. Потом проверить, что получится.
2. Вступление
Каждый ребенок – маленький исследователь, он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее будет организована детская деятельность на прогулке, тем успешнее будет идти развитие детей, лучше реализуются потенциальные возможности и детские творческие проявления. Поэтому наиболее близкие и естественные для детей виды деятельности, такие как игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, наблюдение, детский труд занимают в ходе прогулки особое место.
На прогулке необходимо интегрирование таких образовательных областей, как
«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Интеграция возможна: в процессе освоения сенсорных эталонов при овладении правилами безопасного поведения; речевыми умениями; опытом общения с детьми и взрослыми; отражении в подвижных играх различных сюжетов; обыгрывании действий персонажей сюжетно-ролевых игр; формировании привычки чередовать малоподвижные виды деятельности с активными двигательным отдыхом; расширении представлений о человеке, его окружении, благоприятных условиях жизни…
3. Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста.
3.1. Основные задачи прогулки.
Прогулка – режимный момент жизнедеятельности детей в детском саду.
Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и
умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.
Задачи прогулки: оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных условиях; - способствовать повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста; - оптимизировать двигательную активность детей; - способствовать познавательно-речевому, художественно-эстетическому, социально-личностному развитию детей.
Значение прогулки для развития детей.
- развивает умственные способности и наблюдательность: получают много новых впечатлений и знаний об окружающем; узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость между явлениями в природе.
- дает возможность знакомить детей с родным городом, его достопримечательностями, трудом взрослых, которые озеленяют его улицы, строят красивые дома, асфальтируют дороги и т. д.
- удовлетворяет естественную биологическую потребность ребенка в движении (движения детей усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит).
- дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми.
- у детей вырабатывается двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.
- на прогулке решаются задачи умственного, нравственного, физического, трудового и эстетического воспитания.
3.2. Интеграция образовательных областей при проведении прогулки в соответствии с ФГОС.
Значение прогулки в настоящее время увеличивается, в связи с тем, ФГОС дошкольного образования предусматривают решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках занятий, но и при проведении режимных моментов.
В ходе прогулки возможно интеграция различных образовательных областей, таких как «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Раздать воспитателям памятки. (Приложение 1)
Деловая игра
Ход игры
Ведущий:
Хорошо, когда с утра
Начинается игра!
Смех, веселье, беготня,
Когда играет ребятня.
Позавидуешь детишкам:
И девчонкам, и мальчишкам.
Но сегодня день особый,
Собрались мы неспроста.
И у нас сегодня, взрослых,
Начинается игра!
В правила игры вникайте,
Что зачем запоминайте!
Сегодняшняя деловая игра поможет вам систематизировать имеющиеся знания по данной проблеме, и возможно узнать что-то новое для себя.
Предлагаю поделиться на 2 команды.
Оценивает «Деловую игру» компетентное жюри: …
Правила игры. Жюри оценивает команды по трехбалльной шкале за все выполняемые задания. Команды по очереди отвечают на вопросы и представляют выполненные задания. Время выполнения заданий
(в зависимости от сложности) от 1 до 5 минут.
И так мы начинаем:
Визитка
Приветствуется творчество, фантазия, смекалка команды
Придумать название и девиз команды в соответствии с темой.
РАЗМИНКА. «Мозговая атака»
Вопрос первый.
Для 1 команды: Как зовут министра образования РФ?
Для 2 команды: Как зовут министра образования Нижегородской области?
Вопрос второй (слайды презентации)
Для 1 команды: назовите виды прогулки (по месту проведения)
(- на участке Детского сада;
- пешеходные прогулки за пределы участка Детского сада (старший дошкольный возраст на расстояние до двух километров);
- в функциональных помещениях Детского сада (в актированные дни).
Для 2 команды: назовите виды прогулок (по содержанию):
- традиционная;
- тематическая;
- целевая (проводится со 2-й младшей группы с выходом за пределы участка детского сада);
- экскурсия (проводится систематически со средней группы не менее 1 раза в месяц);
- поход, пеший переход (с детьми старшего дошкольного возраста).
Раунд 1 «Кроссворд»
Вашему вниманию представлен кроссворд (по 3 вопроса каждой команде). По вертикали будет отвечать 1 команда (название команды, а по горизонтали 2 команда (название команды)
1. (По вертикали) Данный вид деятельности в воспитательно-образовательном процессе практикуется в основном с детьми старшего дошкольного возраста, который помогает формировать познавательный интерес, вникать в суть явлений. (Исследование)
2. (По горизонтали) Многие педагоги считают, что к организации данного вида деятельности они не имеют ни какого отношения. Но на самом деле к нему необходима серьезная подготовка и создание условий: атрибуты, выносной материал, орудия труда для трудовой деятельности и т. д. (Самостоятельный)
3. (По вертикали) Организация данной деятельности в природе, воспитывает любовь, бережное и заботливое отношение к ней. Планируется на веранде или на участке. Данное поручение может быть как индивидуальным, так и групповым. (Труд)
4. (По горизонтали) Это интересное комплексное мероприятие, в процессе которого решаются разные педагогические задачи: оздоровительные, познавательные, природоохранные, эстетические. Совместно разрабатывается план и сценарий данного мероприятия, определяют маршрут и решение разных задач по мере его прохождения. (Поход)
5. (По вертикали) Это короткое (5-12 минут) педагогическое мероприятие познавательного характера, которое проводится с небольшой группой (от 4- до 7) детей в уголке природы или со всей группой на участке. (Наблюдение)
6. (По горизонтали) Еще одно дело повседневной жизни, которое сочетается с наблюдениями. Воспитатель с детьми регулярно фиксирует погоду и состояние живой и неживой природы, когда ведутся наблюдения за ней. (Календарь)
Раунд 2 «Кот в мешке»
Вы «тяните» из мешка карточку с вопросом, я – зачитываю. Если команда готова ответить – звонит в колокольчик. Жюри оценивает правильность ответа.
1. Какие физические упражнения составляют двигательное содержание прогулок в зимний период?
Ответ: спортивные упражнения (ходьба на лыжах, катание на санках, ледяных дорожках, коньках); спортивные игры (хоккей); подвижные игры и игровые упражнения.
2. Назовите формы организации двигательной деятельности в ДОО.
Ответ: (НОД по физическому развитию детей; физкультурно - оздоровительная работа в режиме дня: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультминутки, физкультурные паузы, гимнастика пробуждения после дневного сна, закаливающие мероприятия; Физкультурный уголок в группе; самостоятельная двигательная деятельность детей; активный отдых: физкультурный досуг, физкультурные праздники, дни здоровья).
3. Назовите структурные компоненты прогулки
- наблюдение;
- трудовая деятельность;
- игровая деятельность;
-индивидуальная работа;
-самостоятельная деятельность детей.
4. Какова продолжительность прогулки в ДОУ? Назовите допустимый температурный предел прогулки?
Ответ: 3-4 часа. Прогулка организуется 2 раза в день: в первую половину – до обеда и во вторую половину дня – после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже минус 15 градусов и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже минус 15 градусов и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5-7 лет при температуре воздуха ниже минус 20 градусов и скорости ветра более 15 м/с.
Раунд 3 «Ты мне, я – тебе»
Команды задают друг другу вопросы.
Оценивается как полнота и «заковыристость» вопроса, так и полнота и правильность ответов.
Раунд 4 «Педагогические пазлы»
Педагогам дается задание, составить фразу, предварительно разрезанную на отдельные слова, словосочетания (фраза разрезается по одному, два, три слова). Время выполнения задания – 2 минуты.
Предлагаемые высказывания:
Согласно СанПиН 2013 года, 3-4 часа в день должна составлять прогулка детей дошкольного возраста.
Что должен знать воспитатель, собирающийся с детьми на экскурсию? Точное количество детей, маршрут.
Раунд 5 «Аукцион педагогических идей»
Командам предлагается написать за 1 минуту и потом назвать как можно больше новых слов, словосочетаний, понятий, с которыми ассоциируется слово «Прогулка».
Раунд 6 «Практическое мастерство»
Команды получают иллюстрации зимних видов спорта (хоккей, фигурное катание, конькобежный спорт, санный спорт, прыжки с трамплина, лыжный спорт). Команды по очереди средствами пантомимы показывают их, соперники отгадывают.
Раунд 7 «Давай поиграем»
Каждой команде провести по одной подвижной игре, которую можно использовать на зимней прогулке. "Хвост дракона" "Веселые ребята" и т. д.
Подведение итогов