Надежда Попова
Современные подходы к организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация:Рассмотренынеобходимость совершенствования форм и способов взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей.
Annotation :Discussed the need to improve the forms and methods of interaction kindergarten and family, teachers and parents.
В настоящее время, заметно возрос интерес педагогов и руководителей дошкольных учреждений к работе с семьей. Масштабные преобразования в обществе, сложные социально-экономические и экологические условия современности диктуют необходимость поиска и разработки новых подходов к реализации задач воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Согласно Концепции модернизации российского образования семья должна быть активным субъектом образовательной политики. Достижение стратегических целей модернизации образования возможно только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с различными представителями,
Публикация «Современные подходы к организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи» размещена в разделах
в том числе с семьёй как социальным институтом.
Усиление воспитательной и образовательной функции дошкольного учреждения, а также изменения, происходящие в жизни общества, обуславливают необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.
Современные условия деятельности дошкольного образовательного учреждения выдвигают взаимодействие с родителями на одно из ведущих мест. Родители являются основными заказчиками услуг дошкольного образовательного учреждения. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
Существующая в детских садах практика показывает необходимость совершенствования форм взаимодействия педагогов и родителей. Результаты исследований Н. Ф. Виноградовой, В. Н. Гребенниковой, Т. Н. Дороновой, Г. Н Зверевой, Т. А. Куликовой убеждают в том, что наиболее распространённой и эффективной формой установления контакта с семьями воспитанников является родительское собрание. В тоже время практика показывает, что проведение родительских собраний по старой структуре не оправдывает ожидания родителей. Воспитатели не всегда умеют поставить конкретные задачи, наполнить их соответствующим содержанием, выбрать методы: содержание родительских собраний недостаточно дифференцированно, воспитатели не учитывают возможностей и условий жизни конкретных семей. [1].
Сегодня перед большинством детских садов стоит сложная задача - привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком, уйдя при этом от скучных шаблонов.
Семейное воспитание всегда играло определяющую роль в становлении личности маленького ребёнка. В то же время на развитие ребёнка оказывает влияние та среда, в которой он находится, а именно дошкольное образовательное учреждение. В детском саду вся жизнь ребё нка подчинена целой системе правил и требований: правилам организации и жизнедеятельности, поведения в коллективе сверстников и т. д. Так же, как и каждая семья, дошкольное учреждение имеет сложившуюся систему ценностей и традиций. Иногда они не только не совпадают, но и полностью противоположны им. Воспитательные функции у них различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. В связи с этим возникает острая необходимость в налаживании тесного контакта между детским садом и семьёй.
В последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное.
Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что дошкольное учреждение всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будет учитываться мнение семьи по взаимодействию с ребенком. Педагоги заручаются пониманием со стороны родителей в решении различных проблем: от педагогических до финансово-хозяйственных. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие.
Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.
В-третьих, родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужны. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.
В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в дошкольном учреждении и семье.
Система работы педагога с родителями дошкольников подразумевает планомерную, хорошо продуманную программу работы, рассчитанную на довольно продолжительный период. [2]
Взаимодействие педагогов детского сада и семьи в едином воспитательном процессе базируется на общих основаниях. Объектом воспитательного взаимодействия является формирующаяся личность. И детский сад, и семья осуществляют в воспитании одни и те же функции: информационную, собственно воспитательную, контролирующую. Т. П. Колодяжная выделила основные аспекты такой работы:
- изучение ребенка, особенностей его развития, возможностей и способностей; изучение социального окружения ребёнка;
- определение цели и задач воспитания;
- определение основных направлений содержания воспитательного процесса, организация деятельности воспитуемого;
- своевременный обмен с родителями информацией о продуктивности воспитательного процесса;
- выработка единого подхода к пониманию сущности воспитания, роли и значения социальной среды, взаимодействия и сотрудничества в воспитании;
- коррекция воспитательных усилий педагога и родителей на основе анализа результатов педагогического воздействия, оценки уровня развития и воспитанности ребенка. [3].
В. А. Сластёнин считает, что работа с родителями результативна, если строится поэтапно, исходя из таких принципов, как:
- доверительность отношений - этот принцип предполагает обеспечение веры родителей в профессиональную компетентность, тактичность и доброжелательность педагогов, их умение понять и помочь решить проблемы семейного воспитания;
- личностная заинтересованность родителей – определяя этот принцип, мы исходим из постулата педагогической деятельности, согласно которому «никого ничему нельзя заставить научиться, человек должен сам захотеть именно этому и именно у меня научиться», т. е. в своем педагогическом образовании (просвещении) родители должны увидеть личностный смысл, который поможет им правильно строить общение и совместную деятельность с ребенком, сделать педагогическую позицию адекватной, гибкой, подвижной ипрогностичной;
- подход к родителям не как к объектам воспитания, а как к активным субъектам процесса взаимодействия – во-первых, определяя содержание, формы работы с родителями, необходимо исходить из того факта, что именно родители для нас являются социальными заказчиками; во - вторых, они для нас не ученики, а партнеры, мы им помогаем, а не учим воспитывать собственных детей. Следовательно, то, что мы им предлагаем, должно быть интересно и полезно взрослым;
- утверждение их самоценности – только уважающие себя родители могут воспитать здоровую и свободную личность – этот принцип, во–первых, предполагает проявление предельного уважения к каждому родителю, признание его индивидуальности и неповторимости, права на ошибки и заблуждения, во - вторых, отказ от судейской позиции по отношению к ним, оказание им поддержки; в – третьих, создание условий, при которых родители смогут наиболее максимально и плодотворно проявить свои положительные качества и способности;
- эмансипация родителей – этот принцип предполагает, во - первых, освобождение родителей от прежних взглядов, установок на воспитание и самого ребенка как на несмышленого малыша, которому надо постоянно подсказывать, помогать, поведением которого надо руководить, во – вторых, пробуждение их желания лучше познать самих себя, что в конечном итоге поможет им лучше понять своих детей. [4]
Самыми актуальными методами взаимодействия по изучению семьи Р. П. Дешеулина, А. В. Козлова считают:
- знакомство с каждой семьей (беседы, посещение семьи на дому, анкеты, тестирование);
- установление контакта с родителями (доброжелательный разговор, конкретные, точные ответы на вопросы родителей);
- выявление структуры семьи и ее психологического климата (сбор информации, наблюдение за взаимоотношениями родителей и детей во время приема и ухода детей).
Изучение семьи воспитанника позволяет педагогу ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями. Но следует помнить, что изучение семьи - дело деликатное, тонкое, требующее от педагога проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей.
Взаимодействие с родителями строится на принципах преемственности семьи и дошкольного образовательного учреждения [5].
Целесообразно организованное взаимодействие педагога и родителей осуществляется поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей. Эффективность воспитательной системы дошкольного образовательного учреждения характеризуется среди прочих факторов и тем, что родители, наряду с педагогами и детьми, рассматриваются в качестве субъекта целостного образовательного процесса. Значительное место в системе работы воспитателя с родителями отводится психолого-педагогическому просвещению.
Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определённая дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы, которые могут привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, и мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Анализ сложившейся ситуации показывает, что в настоящий момент существует ряд противоречий:
между низким уровнем педагогической культуры и недостаточными знаниями основ психологии родителями и отсутствием системы обучения их в дошкольном учреждении;
между стремлением родителей к активной деятельности в ДОУ и строго регламентирующим характером деятельности учреждения;
между правами и обязанностями родителей и неумением ими пользоваться;
между необходимостью построения работы с семьей на основе взаимодействия и сотрудничества и неумением педагогов вести эту работу.
В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений. Наивысшей точкой взаимодействия ДОУ с семьёй является содружество, которое подразумевает объединение кого-либо, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов, и предполагает, прежде всего, открытость навстречу друг другу.
Таким образом, главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» - тесное сотрудничество и личностное взаимодействие педагога ДОУ и родителей в процессе воспитания ребенка. Родительская любовь даёт человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищённости. Воспитатели - первые помощники родителей, в их руках дети становятся любознательными, активными, творческими.
Таким образом, в настоящее время, существуют разные подходы к взаимодействию педагогов ДОУ и родителей. Основная цель такого взаимодействия - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение в одну команду, потребность делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Литература:
1. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 1. - С. 60 - 68.
2. Давыдова О., Майер А. Детский сад – семья : инновационный потенциал традиционных форм работы с позиций компетентностного подхода // Дошкольное воспитание. – 2011. - № 5. – С. 52 – 55.
3. Внешняя среда и психическое развитие ребёнка // Под ред. Р. Б. Тонковой – Ямпольской и др. – М. : Медицина, 1984. – 248 с.
4. Сластёнин В. А. Методика воспитательной работы. Учебное пособие для вузов. – М. : Академия, 2004.- 144 с.
5. Громова У. Ясли VKONTAKTE … Родительское собрание на дому? Возможно ли такое? // Дошкольное воспитание – 2012. - № 1. – С. 41 – 43.