Семинар «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с ФГОС до»

Елена Табанакова
Семинар «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с ФГОС до»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Новонукутский детский сад №2

Мастер-класс

«Играем, обучаем, развиваем».

Районный семинар «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

Учитель-логопед: Петунова С. Г.

Педагог-психолог: Табанакова Е. П.

п. Новонукутский 2017г.

Мастер-класс: «Играем, обучаем, развиваем».

Цель:

• Совершенствовать традиционные формы работы с педагогами в организации коррекционной работы с ребенком в дошкольном учреждении.

Задачи:

Совершенствовать педагогическую компетентность воспитателей по проблеме. Закреплять знания и умения педагогов в работе по использованию методов и приемов логопеда и психолога. Деловая игра помогает активизировать компетентные возможности педагогов при проведении любой методической работы, максимально раскрывает профессиональные знания и умения участников. В целях повышения творческой активности воспитателей дошкольных учреждений, создания обстановки творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми.

Ход мастер-класса

Логопед: Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Психолог: Добрый день! Мы рады приветствовать вас на нашем семинаре.Логопед: Нам очень хочется, чтобы вы получили для себя полезную информацию, которую сможете использовать в своей работе.

Психолог: Любой мастер класс начинается со знакомства и приветствия членов группы. Как правило, участники подобных мероприятий могут представляться кем и как угодно. И сегодня у каждого из Вас есть такая возможность.

Логопед: Игра «Давайте познакомимся»:

«Имена прилагательные»

Каждый участник выбирает себе имя прилагательное, характеризующее его положительно. Имя прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя участника. Первый участник называет свое имя в сочетании с именем прилагательным (например, веселая Валентина, ласковая Лариса).

Пример: умный, искренний, надежный, великодушный, внимательный, доброжелательный, порядочный, терпеливый, отзывчивый, естественный, признающий свои ошибки, готовый прощать, уважающий себя, ответственный, доверяющий, мудрый, терпеливый, находчивый, хорошо образованный, с широким кругозором, здоровый, интеллектуальный, игривый, обаятельный и т. д.

Психолог: Упражнение «Разогревки - самооценки»

Цель: снятие напряжение усталости, создание атмосферы психологического и коммуникативного комфорта, пробуждение интереса к коллегам по работе.

Задания:

если вы считаете, что ваше эмоциональное состояние помогает общению с окружающими, похлопайте в ладоши;

если вы умеете слышать только хорошее, независимо от того, какие звуки произносятся вокруг, улыбнитесь соседу;

если вы уверены, что у каждого человека свой индивидуальный стиль внешних проявлений эмоций, дотроньтесь до кончика носа;

если в магазине вы отвергаете предложенную одежду, не примеряя только потому, что вам не улыбнулся продавец, покачайте головой;

если вы полагаете, что при обучении эмоции не столь важны, закройте глаза;

если вы не можете удержаться от спора, когда люди не согласны с вами, топните ногой;

если вы полагаете, что преобладающий знак ваших эмоций зависит только от внешних стимулов, подмигните;

если вы выражаете гнев тем, что стучите кулаком по столу, повернитесь вокруг себя;

если вы можете удивить знакомых неординарным поступком, помашите рукой;

если вы входя в незнакомую комнату и знакомясь с кем –то, мгновенно ощущаете неприязнь или расположение, прикройте рот рукой;

если вы считаете, что не всегда получаете то хорошее, что заслуживаете, подпрыгните;

если вы уверены, что переживаемые вами отрицательные эмоции имеют для вас только нежелательные последствия, кивните головой;

если вы верите в то, что эмоции ваших воспитанников зависят от того эмоциональны ли вы, потанцуйте.

Игра «Блиц-опрос»

Психолог: Назовите интеллектуальные функции (мышление, память, восприятие, внимание, ориентировка в пространстве и во времени).

Логопед: 1) Что такое фонема? (звук).

2) Сколько гласных звуков в русском языке (10).

3) Каким цветом обозначаем гласные звуки?

Психолог: Психотерапевтическая работа с использованием методов изобразительного искусства – это … (Изотерапия)

Логопед: 1) Каким цветом обозначается символ согласного мягкого звука? (зеленым).

2) А согласного твердого?

3) Буквы, которые не составляют звука (Ь, Ъ).

Психолог: Условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающая удобство, спокойствие и уют … (Комфорт)

Логопед: 1) Назовите буквы, которые состоят из двух звуков (я, ё, ю, е).

2) Сколько звуков в слове деньги(5)

Психолог: Какие наказания недопустимы? (телесные)

Логопед: 1) Какая часть речи отвечает на вопросы «Что делает?», «Что делают?».

Психолог: Чувство уверенности, защищенности, способствующее нормальному развитию личности, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим. (Эмоциональное благополучие)

Логопед: Чем кончается «лето» и начинается «осень» (буквой «о»).

Психолог: Психологическое консультирование с использованием сказок – это … (Сказкотерапия)

Логопед: Что такое фонематический слух? (умение повторить (услышав) звуки, слоги, слова).

Психолог: Баланс между внешней и внутренней гармонией человека – это … (Психологическое здоровье)

С прекрасными эмоциями начинаем мастер-класс.

Логопед.

Работа по развитию артикуляционного аппарата

Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, зубы, мягкое и твердое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.

Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной.Такая гимнастика помогает:

улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость)

улучшить подвижность артикуляционных органов;

укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

уменьшить напряжённость артикуляционных органов;

подготавливает базу для чистого звукопроизношения.

Сделаем мы ее для чего? Для того чтоб вы почувствовали, что такое лицевые мышцы, и что они у вас действительно есть. Всего как говорят врачи и косметологи у нас более 200 лицевых мышц. Девушки не бойтесь гримасничать, потому что гримаса застывшая создаёт морщины, а артикуляционная гимнастика, которая постоянно меняет лицо, только укрепляют мышцы, и практически все логопеда долго сохраняют прекрасный овал лица.

Артикуляционную гимнастику с воспитанниками провожу с использованием зеркал.

Вытягиваем и растягиваем максимально губы вперед,при этом проговариваем: ПОНЯТНЕНЬКО – и так 8 раз.

Максимально вытягиваем губы вперед произносим УУУУ, и максимально растягивая обнажая губы произносим ЭЭЭЭ.

«Часики»

"Тик – так, тик – так –

Ходят часики – вот так!

Влево тик,

Вправо так.

Ходят часики – вот так!"

Описание: Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.

«Лопатка»

"Пусть язык наш отдыхает,

Пусть немножко подремает. "

Описание: Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

«Окошко»

"Рот приоткрою я немножко,

Губы сделаю «окошком».

Зубки рядышком стоят

И в окошечко глядят. "

Описание: широко открыть рот — "жарко" закрыть рот — "холодно"

«Варенье»

"Нашей Маше очень смело,

На губу варенье село,

Нужно ей язык поднять,

Чтобы капельку слизать. "

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу и спрятать в рот

«Лошадка»

"Я лошадка – серый бок (цок, цок,

Я копытцем постучу (цок, цок,

Если хочешь, прокачу (цок, цок)."

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к нёбу, пощёлкать кончиком языка. Рот широко открывать (как лошадка цокает копытами).

«Остановить лошадку»: сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них.Губы вибрируют и слышен характерный звук: «тпру-у-у».

«Чистим зубки»

"Рот откройте, улыбнитесь,

Свои зубки покажите,

Чистим верхние и нижние,

Ведь они у нас не лишние. "

Описание: улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы

«Заборчик»

"Широка Нева – река,

И улыбка широка.

Зубки все мои видны –

От краёв и до десны. "

Описание: Улыбнуться, с напряжением так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

«Дудочка»

"На дудочку губы положим,

И даже сыграть на ней сможем.

Ду-Ду-Ду. "

Описание: С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).

«Грибок»

"На лесной опушке,

Где жила кукушка,

Вырос гриб волнушка,

Шляпа на макушке. "

Описание: улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд.

«Орешки»

"Словно белки мы без спешки,

Ловко щёлкаем орешки. "

Описание: рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки, на щеках образуются твердые шарики — "орешки".

«Качели»

"На качелях

Я качаюсь

Вверх – вниз,

Вверх – вниз,

И все выше поднимаюсь,

А потом вниз. "

Описание: Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы.

«Лесенка»

"Раз ступенька – язык обнимает верхнюю губу.

ступенька — язык обнимает верхние зубы.

Три ступенька – язык прыгает за зубки. "

Описание: Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в таком положении 3-5 секунд.

«Гармошка»

"Присосу язык на нёбо,

А теперь смотрите в оба:

Ходит челюсть вверх и вниз –

У неё такой круиз. "

Описание: Улыбнуться, открыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягивают меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.

«Пароход»

"Вывожу язык вперёд,

Закушу его –и вот:

«Ы» — так гудит пароход. "

Описание: Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы»: «ы-ы-ы» (пароход гудит).

«Маляр»

"Язык – как кисточка моя,

И ею нёбо крашу я. "

Описание: Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок», двигаясь то зубов до горлышка.

А теперь скажите, какие у вас ощущения? Чувствуется прилив крови? Покалывание? Это хорошо, мы заставили все наши 200 лицевых мышц работать!

Психолог.

Работа над общей и мелкой моторикой

Помочь организму сопротивляться болезням, почувствовать себя бодрым и полным сил, расслабиться и снять симптомы утомления может пальчиковый массаж. Каждый палец отвечает за работу определённого органа в нашем организме. Большой палец – стимулирует деятельность головного мозга; Указательный – улучшает работу желудка; Средний – кишечник и позвоночник; Безымянный – улучшает работу печени; Мизинец – помогает работе сердца.

Массируются пальцы каждый отдельно по направлению к его основанию по тыльной, ладонной и боковой поверхностям. Начинаем массаж с поглаживания, затем растирание, следующий приём - разминание и заканчиваем снова поглаживанием.

Влияние воздействия руки на мозг человека известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.

Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики.

Игры с пробками от бутылок

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это -«лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах»,делая по шагу на каждый ударный слог:

Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы.

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Если пробки просверлить посередине - можно использовать тоже для нанизывания бус.

Игры с прищепками

Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно)на ударные слоги стиха:

Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться,скажу тебе: «Кыш!».

Логопед

Развитие правильного речевого дыхания

Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание.

С детьми ежедневно проводятся упражнения для развития речевого дыхания. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, рав-номерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю через рот. Вызывая положительные эмоции, такие упражнения повышают инте-рес ребенка к дыхательной гимнастике, которые к тому же способствуют развитию творческого воображения и фантазии.

Необходимо соблюдать последовательность упражнений. Плечи при вдохе не должны подниматься, выдох должен быть целенаправленным (щеки не надувать). Во избежание головокружения продолжительность упражнения 3—4 раза.

«Горох»

Что-то спряталось на дне,

Но пока не видно мне.

На горох подую я

И скажу, что там, друзья.

На дно неглубокой тарелки (крышки) приклеить картинку, насыпать горох.

«Самолетики»

Самолет построил я,

Поиграть зову вас я.

Чей дальше улетит,

Тот пилот и победит.

Готовые бумажные самолетики выставить на столе.

«Дорожка»

Ленту цветную я раскручу,

Длинную дорожку вам покажу.

Мы посмотрим,кто быстрей:

Хлопай, топай веселей.

Дуть на ленточку, скрученную в трубочку.

«Снегопад», «Листопад»

Снежинок много я собрал,

Ветерочком легким стал.

Если очень постараться,

Снежинки дружно разлетятся.

Листьев много я собрал,

Ветерочком легким стал.

Если очень постараться,

Листья дружно разлетятся.

Психолог.

Ещё Л. С. Выготский отмечал, что дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений. То есть, не существует речевых расстройств, при которых не отмечались бы другие психологические нарушения. Вместе они образуют сложный психологический профиль отклонений в психическом развитии у детей, в структуре которого одним из ведущих синдромов являются речевые нарушения. Не случайно списки детей, зачисленных на психологический и логопедический пункты ДОУ, практически совпадают.

Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности часто сопровождаются снижением познавательной активности ребенка, недостаточной ориентировкой в фактах и явлениях окружающей действительности, обеднённостью содержания коммуникативной, игровой и художественно-творческой деятельности. Со стороны эмоционально-волевой сферы часто наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.

Сегодня мы проработаем несколько упражнений, которые помогут вам создать благополучный эмоциональный настрой детей в группе и обеспечить их психологический настрой.

Упражнение «Мы – команда!»

Постройте, используя ваши руки и руки коллег,следующие фигуры:

• квадрат ;

• треугольник ;

• круг;

• птичий косяк ;

Упражнение-раскрепощение «Дотронься до…».

— Дотроньтесь до желтого (шершавого, круглого, бумажного.)

Следующая игра. В этой игре вам необходимо выполнять мои команды очень быстро. Итак, начинаем. В течении трех секунд, найдите себе партнёра и пожмите ему руку. Сейчас я буду говорить вам, чем вы будете очень быстро касаться своего партнёра:

- Нога к ноге!

- Нос к носу!

-Щека к щеке!

Теперь очень быстро подберите себе нового партнёра и крепко сожмите руку.Поприветствуйте друг друга такими частями тела:

- левое колено к левому колену!

- правая ладонь к правой ладони!

- левое плечо к правому плечу!

Игра «Скороговорки»

Задание: Участники поочередно проговаривают скороговорки с заданной интонацией.

Наша серая кошка сидела на крыше, А ваша серая кошка сидела выше. (Грустно)

Валерий кавалерию раскрасил акварелью. Карьером кавалерия скачет у Валерия. (Удивленно)

Добры, бобры идут в боры, Идут бобры в сыры боры, Идут бобры во дворы стары. (Раздраженно).

От топота копыт пыль по полю летит. (Радостно)

Анализ: Скажите, как вам показалась наша игра?

-Какие чувства вы испытали во время игры? (ответы).

-Веселье, азарт, восторг, другими словами как назвать эти состояния? (Эмоции).

Итак, уважаемые коллеги,с помощью этих упражнений нам удалось: преодолеть тревожность, сплотиться и раскрепоститься. Именно игры такой направленности мы используем в работе с детьми.

Логопед.

Развитие зрительной гимнастики.

Зрительная гимнастика - укреплять глазные мышцы, устранять возникающее напряжение, и понижать нарастающее утомление глаз.

«Поучись у животных»

Абсолютно все зверятки

Для глазок делают зарядку.

Терпеливо. Не ленятся.

Начинают заниматься.

Пушистый, серенький зайчишка

Любопытничает слишком.

Взглядом вправо, взглядом влево

Он водит так умело!

Влево - вправо, влево - вправо!

Молодец, зайчонок! Браво!

(движение глазами влево - вправо)

Сидит мартышка выше всех,

Глазами водит, то вниз, то вверх.

Видит, что внизу творится,

И как парят над нею птицы.

Вниз - вверх, вниз – вверх.

Мартышка видит больше всех.

(движение глазами вниз - вверх)

Перепуганный мышонок,

Хоть совсем ещё ребёнок,

Быстро глазками моргает,

Закрывает, открывает.

Моргает быстро: раз – два! Раз – два!

На ножках держится едва.

(быстро поморгать глазками приблизительно 10 секунд)

Плутовка рыжая лисица

Моргать особая мастерица.

Глаза зажмурит, что есть силы,

Потом откроет их красиво.

И снова, снова повторяет,

То сильно жмурит, то открывает.

(Зажмурить глаза на 3 секунды, и открыть. Повторить 5 раз)

Ленивец любит спать, так сладко!

А между снов, для глаз зарядка.

Он медленно их закрывает,

Пару секунд и открывает.

Поспит, поест, потом опять,

Он будет медленно моргать.

(Медленно непринуждённо поморгать около 10 раз)

У белки всёнаоборот:

Движенье глаз – круговорот.

Вращает белочка глаза

По кругу вправо, потом назад.

И снова вправо, снова влево…

По кругу глазки между делом.

(Вращение глаз по кругу в правую а затем в левую сторону)

Так по-разному моргают,

Потому что звери знают,

Что напряженье с глаз снимается,

А зренье улучшается.

(Потянуться, позевать, расслабиться)

Психолог. Упражнение «Подарок»Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.

«Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Нашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. Хотелось бы закончить нашу встречу на позитиве. Хотелось бы подарить ощущение победы и оваций каждому. «Давайте наградим себя аплодисментами!»

Логопед:

Мы благодарим вас за участие в мастер-классе, надеемся, что вы узнали много интересного, а самое главное, что у вас появилось желание поиграть с детьми в такие игры, которые помогут эффективному развитию речи.

Публикации по теме:

Аналитическая справка «Современные подходы к организации патриотического воспитания дошкольников» Сроки проведения: 16.10.17 г. по 27.10.17 г. Цель тематической проверки: определение уровня качества организации воспитательно-образовательной.

Современные технологии организации образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС Доклад на тему: «Современные технологии организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДОУ» Наш педагогический коллектив детского.

Методические рекомендации по организации развивающей деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС  Содержание Введение….…. 2 Теоретическая часть …. 3 Практическая часть «Методические рекомендации.

Организация развивающей предметно-пространственной среды для речевого развития в соответствии с ФГОС План: 1. Предметно – пространственная среда группы, значение для речевого развития. 2. Требования к организации предметно – пространственной.

Семинар для педагогов ДОУ «Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников» Семинар «Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО".

Семинар для педагогов ДОУ «Оснащение процесса музыкально-эстетического развития в соответствии с ФГОС ДО» Известный пианист 19 века Генрих Нейгауз утверждал: «Таланты создавать нельзя, но можно создавать почву, на которой они особенно хорошо.

Презентация «Семинар-практикум для педагогов «Современные подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды» Современные подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды. Воспитатель МБДОУ №10, гр. Орешки: Грасс У. С. План семинара.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Современные технологии речевого развития» .

Современные подходы к осуществлению физического развития дошкольников в ДО Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без движения. Шумные праздники, интересные аттракционы, веселые состязания, спортивные.

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС Тема: «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС» (из опыта.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Семинар «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с ФГОС до»
Опубликовано: 18 января 2018 в 12:03
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 октября. День рождения Джанни Родари

Весёлый, озорной и храбрый Чиполлино – самый известный герой Джанни Родари, участник Клуба весёлых человечков журнала «Весёлые картинки». Его знают и любят уже многие поколения. 23 октября исполняется...

22 октября. Международный день без бумаги

Очередной тематический день посвящен международной акции, которая ежегодно проходит под девизом «Научимся использовать бумагу рационально!». Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы...

Мини-музей «Эмоции»
Аннотация к мини-музею «Эмоции" В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше...
Поделка «Гусеница» из природного материала в средней группе
Цель: учить детей выполнять поделку гусеницу из природного материала- каштанов. Задачи: расширять и уточнять знания детей о насекомых и о самом...
Утренник для детей группы среднего возраста «Зайка на осенней полянке»
Дети с листочками заходят в зал и танцуют «Золотой денек» Ведущий: Какая красивая осень, какой золотистый ковёр! К нам в гости сегодня, ребята, праздник...