Анна Горелкина
Долгосрочный познавательный проект «Путь хлеба к нашему столу».
▼ Скачать + Заказать документы
Долгосрочный познавательный проект
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Ягодка»
«Путь хлеба к нашему столу».
Воспитатель:
Горелкина А. Ф.
с. Александровское 2009г
Проект
Публикация «Долгосрочный познавательный проект „Путь хлеба к нашему столу“,» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013
«Путь хлеба к нашему столу».
Чтобы хлебушком насладиться, надо долго потрудиться. Каждый день с хлебом.
Цель проекта :
• Дать понятие, что хлеб является ежедневным продуктом; откуда берется хлеб, как его производят, кто его растит и печет.
• Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.
Модель трё х вопросов:
1. Что мы знаем?
2. Что мы хотим узнать?
-Где и как растят хлеб?
-Откуда берется хлеб?
-Как пекут?
3. Что нужно сделать, для того, чтобы узнать?
-Спросить у взрослых?
-Подобрать и почитать книги (энциклопедию).
-Сходить на экскурсию в хлебный отдел магазина; в библиотеку; в пекарню.
-Посмотреть телепередач
и (мультимедийные подборки, фотографии, мультфильмы, документальные фильмы)
-Оформить альбом» Как хлеб на стол пришёл».
Планирование паутинки
1. Центр искусства:
-Рисование «Как колосок стал хлебом?».
-Лепка «Баранки и плетёнки», «Каравай».
-Аппликация «Колосок». (Альбом» Хлеб - всему голова»).
2. Центр математики:
-Таблицы-панно о хлебе «Что сначала, что потом».
-Счёт-цепочка «Каждый день с хлебом»
Хлебные изделия (макеты, настоящие или
заменители».
3. Дидактическая игра
«Дополни картинку»
( цепочка: вода-мука-яйцо-соль-сахар-дрожжи).
4. Центр движения:
-Игра-хоровод» Каравай»,»Праздник урожая».
5. Центр книги:
-Чтение сказки»Колосок»
-Стихотворения о хлебе : «Рожь поспевает» С. Жупанин;
«Как колосок стал хлебом»,
«День рождения каравая»,
«Как Маша хлеб берегла»,
«Хлеб - всему голова».
6. Центр игры:
-Сюжетно- ролевая игра «Супермаркет» (хлебный отдел).
-Дидактическая игра «Каждый день с хлебом»
(последовательные картинки, «Колобки".
Системная паутинка по проекту :
«Путь хлеба к нашему столу».
Отчёт по проекту
Тема: «Путь хлеба к нашему столу».
Актуальность
Хлеб – величайшее изобретение человечества, общечеловеческий символ достатка и благополучия. История хлеба насчитывает более 15 тысячи лет.
Особенно любили и почитали хлеб в России. Очень часто он упоминается вкупе с такими основными понятиями, как жизнь, земля, Родина. За стол без хлеба никто не садился. Особое отношение к хлебу доказывают пословицы, сложенные народом о нем: «Не будет хлеба, не будет и обеда», «Хлеба ни куска, так и в тереме тоска, а хлеба каравай, так и под елью рай».
В давние времена к севу относились как к священному действу, готовились заранее: мылись в бане, надевали чистую рубаху и с лукошком выходили в поле.
В современном мире на смену ручному труду пришли машины, новейшие технологии и как следствие повысилась урожайность. Но отношение к хлебу изменилось. К сожалению можно увидеть, как вместе с мусором люди выбрасывают хлеб, а дети играют кусками хлеба за столом. Люди, которые знают, как трудно растить хлеб, знают его древнейшую историю, понимают его истинную цену и поэтому берегут его.
Через проектную деятельность мы пытаемся изменить отношение детей и родителей к хлебу.
Цель:
Познакомить детей с историей зарождения и развития земледелия (выращивание хлеба).
Дать понятие, что хлеб является ежедневным продуктом; откуда берется хлеб, как его производят, кто его растит и печет.
Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.
Задачи:
1. Знакомить детей со злаковыми растениями.
2. Дать представление о том, что хлеб – основной продукт питания человека.
3. Познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину.
4. Уточнить знания детей о некоторых особенностях выращивания хлеба, о труде хлеборобов в настоящее время; о национальных сортах хлебобулочных изделий.
5. Развивать познавательные способности детей.
6. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду хлеборобов.
7. Обогащать словарный запас, упражнять в словообразовании.
Тип проекта :
информационно-исследовательский
Участники проекта :
дети 4-6 лет, воспитатели, родители.
Предшествующая работа:
• Подобрать педагогическую и детскую литературу, репродукции картин: "На пашне" с картины М. К. Клодт, "Сеятель" с картины Г. Г. Мясоедова, "Рожь" с картины И. И. Шишкина, "Жатва" с картины ГГ. Мясоедова, картинки по теме «Хлеб», дидактические игры.
• Оформить «Музей хлеба» (колоски пшеницы, ржи, овса, зерна данных злаков, мука, крупы).
• Разработка пособий с использованием ИКТ по теме «История хлеба».
• Чтение сказок «Колосок», «Легкий хлеб», «Лисичкин хлеб», «Откуда хлеб пришёл?», «Петушок и бобовое зёрнышко»,«Где родится каравай».
• Обсуждение пословиц и поговорок о хлебе.
• просмотр мультфильмов «Пирожок», «Про девочку, которая наступила на хлеб», «Чудо-мельница», «Круть и Верть», «Колобок», «Пряник».
• Разучивание стихотворений о хлебе; «Рожь поспевает»; С. Жупанин»; «День рождения каравая»; «Как мама хлеб берегла».
• Д/и «Дополни картинку» ( цепочка: вода-мука-яйцо-соль-сахар-дрожжи -). «Каждый день с хлебом»; «Колобки».
• Хороводная игра «Каравай»; «Праздник урожая».
• Экскурсия в хлебный отдел магазина «Дружба»; в пекарню; в библиотеку.
• Оформить альбом «Как хлеб на стол пришел»; «Наши помощники» - фотовыставка.
•
Содержание проекта
• Провести экскурсии.
• Провести комплексные и обобщающие занятия, беседы расширяющие представления детей о хлебе, о том как выращивают хлеб.
• Экспериментально-исследовательская деятельность детей.
• Праздник «Хлеб да каша-пища наша!».
•
Реализация проекта
1. Занятия познавательного цикла :
-«Хлеб - всему голова» №1,№2;
-«Откуда к нам хлеб пришел?»№1,№2;
-«Как рождается хлеб»;
-«Как хлеб к нам на стол попал?»№1, №2;
2. Беседы:
-«Когда и где родился хлеб» Цель: дать детям элементарные представления о появлении хлеба на земле в виде зерновой каши и лепешки.
-«Виды хлеба у разных народов» («Национальные сорта хлебобулочных изделий»);
- «Хлеб - всему голова» (формировать понимание жизненных ценностей человеческого существования).
3. Экскурсии:
Экскурсия в магазин в хлебобулочный отдел.
Цель: познакомить детей с многообразием хлебобулочных изделий, расширить представления о труде продавца, кассира, грузчика; развивать диалогическую речь, умение делать покупки; воспитывать уважение к труду людей, уточнить правила поведения в общественных местах и умение применять их на практике.
4. Использование ИКТ:
Презентации по теме «История хлеба» («Хлебобулочные изделия КАФЕ «САМОВАР»; «Каравай, каравай, какой хочешь - выбирай!», «Хлеба к обеду в меру бери».)
5. Занятия по изодеятельности:
1. Занятия по лепке «Хлебобулочные изделия» (тестопластика);
2. Аппликация «Колосок»;
3. Ручной труд «Пшеничное поле» (мини-панно из зерен пшеницы, овса и ржи на картонной основе, обмазанной пластилином).
6. Чтение, заучивание наизусть:
-Я. Тайц «Все здесь»;
-Н. Нуждина из энциклопедии для малышей Чудо-всюду мир растений и животных «Пшеница», «Рожь»;
-Чтение стихотворения С. Погореловского «Урожай», рассказов А. Майкова «Ночь на жниве» и (или) «Сенокос»; С. Погореловский «Слава хлебу на столе»; Я. Аким «Хлеб ржаной.»
Совместная деятельность детей и родителей
1. Изготовление книжек-малышек
«Я пеку, пеку, пеку…»;
2. «Национальные сорта хлебобулочных изделий», «Интересные факты о хлебе» (поиск информации о хлебе в Интернете).
3. Праздник «Хлеб да каша - пища наша!».
Исследовательская деятельность
Опыт по выращиванию зерен злаков в разных условиях (почве, песке, камнях).
Цель: расширять представления детей о развитии растений в разных условиях, упражнять в умении вести наблюдения и отмечать результаты.
Дидактические игры
• Игра «Третий лишний». Найти отгадку на картинках и убрать «лишний» предмет, объяснить, почему он «лишний».
• Игра «Угадай на вкус». Дети с закрытыми глазами пробуют кусочки хлеба, определяя по вкусу, белый он или чёрный.
• Игра «Что сначала, что потом?».
Дети рассматривают сюжетные картины из серии «Откуда хлеб пришел?», размещают их в логической последовательности.
• Игра «Дополни картинку»
( цепочка: вода-мука-яйцо-соль-сахар-дрожжи-). «Каждый день с хлебом»; «Колобки»;
• Игра «Кто назовёт больше блюд?». Дети перечисляют известные им блюда, при приготовлении которых используются крупы и мука.
• Игра «Назовите пословицы и поговорки о земле, хлебе».
Дети поочерёдно вспоминают знакомые пословицы и поговорки.
• Упражнение в словообразовании относительных прилагательных от слов пшеница, рожь по данному образцу и согласовании их с существительными.
• Упражнение в образовании родственных слов к слову хлеб (хлебушек, хлебный, хлебница, хлебороб)