Светлана Вершель
Развитие у дошкольников интереса к художественной литературе. Долгосрочный проект для старшей группы «Волшебный рюкзачок»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта: «Волшебный рюкзачок!».
Тип проекта: информационно – познавательный, творческий.
Участники проекта: дети, их родители, воспитатель группы, старший воспитатель, музыкальный руководитель, воспитатель изодеятельности, руководитель карельского языка, сотрудники библиотеки.
Сроки реализации проекта: долгострочный, годовой. Длился с октября 2013 года – по май 2014 года.
Публикация «Развитие у дошкольников интереса к художественной литературе, Долгосрочный проект для старшей группы „Волшебный рюкзачок“» размещена в разделах
Цель: Развитие устойчивого интереса к художественной литературе, возрождение семейного чтения в семье.
Задачи проекта:
• Воспитывать активное тяготение к книге, развивать интерес и любовь к книге.
• Воспитывать бережное отношение к книге как результату труда многих людей.
• Развивать читательскую активность детей дошкольного возраста и их родителей.
• Способствовать возрождению, поддержанию и сохранению традиций семейного чтения.
• Совершенствовать стиль партнёрских отношений семьи с детской библиотекой, способствующей воспитанию у детей интереса к художественной литературе.
• Развивать творческие способности при постоянном обращении с книгой. В ролевых играх по литературным сюжетам, в инсценировках и драматизациях, в выразительном чтении стихов.
• Способствовать выражению своего отношения к литературным произведениям в разных видах художественно – творческой деятельности (лепке, рисовании, конструировании, аппликации).
1 этап. Предварительная работа:
• Подбор литературы, для реализации проекта.
• Подбор информации для оформления родительского уголка.
• Договорённость с детской библиотекой, о совместном проведении проекта.
• На родительском собрании объявили родителям о начале проекта «Волшебный рюкзачок».
• Провели анкетирование родителей о наличии и предпочтениях художественной литературы дома.
• Родителям было предложено принять участие в изготовлении книги, написать ЭССЕ на тему: «Любимая книга моего детства», на доступном для детей языке.
2 этап. Выполнение проекта:
• Проектная деятельность началась с беседы на тему: «Откуда пришла книга». Дети узнали, как делается книга, какой длинный и трудоёмкий путь проходит, перед тем как попасть на прилавок магазина, и как много людей трудится над её изготовлением.
• Далее провели беседу на тему: «Бережное отношение к книгам». Рассмотрели книги в группе, пришли к выводу, чтобы продлить жизнь состарившимся книжкам, их нужно починить. Мы организовали сюжетно – ролевую игру «Книжкина больница». Выявив больные книжки, мы организовали мастерскую по ремонту книг, вырезали полоски из бумажного скотча, цветной и белой бумаги, и ими обклеивали рваные и потёртые странички.
• После ознакомления с творчеством художника и писателя Евгения Чарушина, на аппликации мы занялись изготовлением обложки для книжки «Кошка Маруська», учились вырезать кошку из бумаги сложенной пополам, по самостоятельно нарисованному контуру.
• В группе состоялся конкурс лучших чтецов. Детям предлагали выучить стихотворение и выразительно рассказать перед группой. Лучшим чтецам было предложено выступить на общем родительском собрании.
• В ноябре состоялось творческая встреча «Литературная гостиная» с детской писательницей Верой Петровной Линьковой.
Писательница рассказала о своём творчестве, что её вдохновляет, очень выразительно читала стихи, рассказы, играла с нами, даже предложила детям самостоятельно сочинить стих. Встреча прошла в эмоционально весёлой, познавательной обстановке.
• В декабре стартовал творческий этап проекта. Деткам предлагали взять рюкзачок с русскими народными сказками «Заяц – хваста», «По щучьему велению» домой, для совместного чтения с родителями. После прочтения нужно было зарисовать понравившийся сюжет сказки. Дети с большой радостью и гордостью брали рюкзачок домой, одевали на плечи, и спешили на улицу, как школьники. Родители с большой ответственностью и энтузиазмом отнеслись к домашнему заданию. Кто – то из детей самостоятельно рисовали рисунок, кому – то рисовали мамы, папы, бабушки, дедушки, старшие братья и сестры, а детки самостоятельно раскрашивали героев сюжета. В некоторых семьях нарисовать рисунок не получилось не у ребёнка, не у родителей, они выходили из положения с помощью интернета, находили картинки, раскраски и обводили их, а ребёнок самостоятельно раскрашивал. Самое главное, родители с детьми были заняты общим делом и, конечно сотворчество сблизило детей и родителей, и принесло чувство удовлетворения результатами от совместной творческой деятельности. Дети несли свои рисунки в группу, рассказывали, как рисовали, кто помогал, почему выбрали именно этот сюжет. В раздевалке мы устроили выставку «Мои любимые сюжеты из прочитанных сказок!»
• В преддверии нового года заучивали наизусть стихотворение О. Высотской «Снежный кролик», по мотивам стихотворения лепили кролика из солёного теста, игрушками украсили новогоднюю ёлочку в раздевалке.
• Накануне новогоднего торжества мы беседовали о православном празднике «Рождество Христово», ознакомились с Рождественской легендой. В течение недели, в свободной деятельности, по мотивам рождественской сказки занимались изготовлением "вертепа" – используя технику папье - маше, конструировали из картона и цветной бумаги - ёлочку, лепили героев: деву Марию, старца Иосифа, младенца Христоса, волхва с ягнятами, ангелочков, цветы - которыми украшали жилице героев - "вертеп".
Свою поделку отправили на XIII Международный конкурс творческих работ детей и юношества «Волшебное Рождество в северных странах», город Петрозаводск, где стали победителями, получили диплом и небольшие ценные подарки.
• В январе провели общее родительское собрание по теме: «Книга в вашем доме», на собрание были приглашены родители, представители детской библиотеки. Обсуждалось актуальность темы, состоялась выставка книг детской литературы XX века и современной детской литературы. Выступили победители конкурса чтецов из разных возрастных групп, с нашей группы выступали трое деток и были награждены красочными книжками.
• В феврале состоялось спортивное развлечение ко Дню защитника Отечества, деткам были предложены индивидуальные стихи для заучивания наизусть.
• В марте заучивали индивидуальные стихи о маме и бабушке к празднику 8 марта.
• В конце марта закончился творческий этап проекта. В течение четырёх месяцев каждый ребёнок имел возможность взять домой «Волшебный рюкзачок», для совместного чтения с родителями и рисования сюжетного рисунка по понравившемуся произведению. Рисунки мы передали в городскую детскую библиотеку, для оформления выставки «Библиотека, книжка, я – вместе верные друзья!».
• В апреле ознакомились со стихотворением Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы», на лепке составляли коллективную сюжетную композицию по мотивам стихотворения.
• В течение учебного года мы с детками постоянно читали стихи, рассказы, сказки, беседовали об их содержании, заучивали наизусть, обыгрывали в драматизации и инсценировании. В группе создан богатый уголок театрализации, в котором есть костюмы, шапочки, атрибуты, большое количество театров по разным сказкам.
3 этап. Заключительный:
• В апреле состоялась «Литературная викторина» по прочитанным произведениям в городской детской библиотеке. Как только мы зашли в читательский зал, на стене увидели выставку наших рисунков, чему были приятно удивлены. Сотрудники библиотеки приготовили для нас множество сюрпризов: загадки, шарады, драматизации знакомых сказок, стишков и потешек с помощью кукол би – ба – бо. Было очень весело.
Как оказалось из 16 человек 8 деток уже имеют свои формуляры в библиотеке и регулярно её посещают. Детки, которые первый раз посетили библиотеку, обязательно обещали вернуться с мамами, чтобы записаться и приходить в гости к книжкам, и брать книжки к себе в гости домой.
• В мае, состоялось итоговое родительское собрание, для родителей детки, посещающие театрализованный кружок выступили с показом инсценировки р. н. сказки «Теремок» на новый лад, что вызвало бурю радостных эмоций.
Сотрудница детской библиотеки поблагодарила детей и родителей за активное участие в проекте «Волшебный рюкзачок», за возрождение, поддержание и сохранение традиции семейного чтения; мне как организатору проекта, вручила благодарственное письмо за активное содействие в продвижении семейного чтения.
• В заключение проекта, в группе состоялся карельский праздник «Карельские посиделки у Деда и Бабы», кроме песен, стихов, танцев и игр, детки инсценировали сказку «Колобок», для родителей на карельском языке. После развлечения состоялось чаепитие с настоящими карельскими калитками.
• В саду создана книга: «Любимая книга моего детства», содержащая ЭССЕ родителей, которые написаны на доступном языке для детей дошкольного возраста и иллюстрирована яркими, сюжетными рисунками по сказкам, нарисованными детьми с помощью родителей.