Папки-передвижки

Долгосрочный проект по финансовой грамотности «Юный финансист» для детей 5–6 лет

Ольга Козелина
Долгосрочный проект по финансовой грамотности «Юный финансист» для детей 5–6 лет

Долгосрочный проект

по формированию основ финансовой грамотности

детей старшего дошкольного возраста

«Юный финансист»

на 2022 -2023 учебный год.

Разработала воспитатель:

Козелина О. С.

г. Шуя 2022г.

Публикация «Долгосрочный проект по финансовой грамотности „Юный финансист“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах

Проект по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Юный финансист».

Образовательный проект «Юный финансист» разработан в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста. Требования современного общества сделали проблему экономического образования актуальной относительно данной возрастной группы.

Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.

Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Участники проекта : воспитатели и воспитанники старшего дошкольного возраста

5 – 7 лет.

Срок реализации: с сентября 2022г. по май 2023г.

Предмет проекта : финансовая грамотность.

Тип проекта : информационно-практико-ориентированный.

Основная образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: познавательно-исследовательское направление, социокультурная деятельность, художественно – эстетическое, социально-коммуникативное направление.

Актуальность проблемы

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.

Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста – когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребенок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.

Цель проекта : формирование финансовой культуры и основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;

- раскрыть взаимосвязь понятий: труд- продукт- деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать;

- сформировать начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;

- подготовить к принятию своих первых финансовых решений;

- заложить основы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;

- научить соотносить понятия надо, хочу и могу;

- развивать ответственность, предприимчивость, расчетливость, самостоятельность;

- сформировать у детей положительную мотивацию к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью.

Основное содержание и методы реализации проекта.

Этапы реализации проекта

Организационный этап:

1. Определение проблемы, цели и задачи проекта

2. Изучение литературы, подбор материала.

Практический этап:

Реализация проектных мероприятий.

Заключительный этап:

Подведение итогов реализации проекта

Принципы реализации проекта :

• принцип наглядности;

• принцип доступности;

• принцип систематичности и последовательности;

• принцип научности;

• принцип целенаправленности;

• принцип новизны;

• принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

Форма и методы работы с детьми:

- словесные (беседа, объяснение, рассуждения, рассказ взрослого, чтение и обсуждение художественной литературы, пояснение и др.);

- игровые (деловые, сюжетно-ролевые, настольные игры с экономическим содержанием, интерактивные игры и др.);

- наглядные (наблюдения, просмотр фильмов, рассматривание предметов, плакатов, картин и др.);

- практические (экскурсии, исследование, экспериментирование и др.)

Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня.

Предполагаемые результаты:

По завершению проектных мероприятий дети могут:

-Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).

-Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.

-Получить представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд.

-Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.

-Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей

-Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.

-Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.

-Осознание детьми на доступном уровне взаимосвязи понятий: «труд – продукт -деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества», признание авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, расчетливость, экономность, трудолюбие - и вместе с тем щедрость, честность, отзывчивость, доброта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Коннова, З. П., Развитие игровой активности дошкольников / З. П. Коннова, И. В. Малышева, Л. А. Пенькова, С. В. Пыркова – Москва: Сфера; – 2010.

2. Козлова, С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников социальной действительностью / С. А. Козлова – Москва, 1998.

3. Смоленцева, А. А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие/ А. А. Смоленцева. – Москва, 2016.

4. Шатова, А. Д. Программа «Дошкольник и … экономика»/А. Д. Шатова – Москва, 2018.

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Дети и деньги [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.fsmcapital.ru/uspeh/mykinder.shtml

2. Ребенок и его мир [Электронный ресурс].– Режим доступа: https://worldofchildren.ru/

3. Интеллектуальный клуб [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.klubkontakt.net/

План проектных мероприятий с детьми.

Дата Тема Направление работы, цель и задачи

Сентябрь

«Азбука финансов».

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Что такое потребности? Виды потребностей.

Потребности семьи.

Что и сколько нужно человеку. Потребности и возможности, желание и капризы.

Итоговое занятие по теме «Путешествие Незнайки и Знайки».

Сформировать представление о потребностях человека и их видах (материальные, духовные, материальные)

Сформировать у воспитанников представление о потребностях семьи.

Сформировать представление, что и сколько нужно человеку для жизни.

Закрепить понятия «потребность», виды потребностей по признакам «материальные» и «духовные».

Октябрь

«Труд – основа жизни».

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Мир профессий.

Что такое труд? Для чего нужно трудиться?

Зачем всему надо учиться?

Кем я хочу стать и почему?

Итоговое занятие по теме: «Путешествие в страну Трудолюбию.»

Закреплять с детьми названия профессий, их значение для людей. Формировать уважение к людям труда

Объяснить,что такое труд, его значение в жизни каждого человека.

Объяснить детям, зачем нужно учиться, зачем нужно получать профессию.

Закрепить представление о разных видах труда, формировать уважительное отношение к труду, желание трудиться.

Ноябрь.

«Результат труда человека – товар».

1 неделя.

2 неделя.

3 неделя.

4 неделя.

Услуги и товары. Что это?

Магазины и покупки: товар и его

стоимость.

Магазины и покупки: где

продают товары и услуги.

Итоговое мероприятие по теме «Юные предприниматели».

Формировать у детей первоначальные представления о результате труда, товаре.

Формировать представления о том, что любой товар имеет свою цену, рассказать о том, от чего зависит цена товара.

Расширить представление о том, что такое магазин, рынок, ярмарка, базар, киоск.

Закреплять понимание взаимосвязи понятий «труд – продукт- деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества».

Декабрь.

«Деньги- для чего они нужны» .

1 неделя.

2 неделя.

3 неделя.

4 неделя.

Понятие «Деньги, монета, купюра, пластиковая карта».

Денежные единицы разных стран.

Где хранят деньги? Банк. Виды услуг.

Квест – игра «Три копейки – это много?»

Раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закрепить знания о внешнем виде современных денег.

Знакомство дошкольников с денежными знаками разных стран.

Познакомить детей с работой банка.

Расширить знания по финансовой грамотности, закрепить понятия «деньги», «монета», «купюра»,»пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги.

Январь.

«Реклама: желание и возможности».

1 неделя

2 неделя.

3 неделя.

4 неделя.

Что такое реклама?

Реклама бывает разная.

Какая реклама лучше. Что быстрее купят?

«Рекламное агентство».(Придумываем рекламу).

Дать представление о рекламе, ее истории, разновидности.

Учить детей правильно воспринимать рекламу, поощрять у них объективное отношение к рекламе.

Создать условия для формирования представления о рекламе.

Закрепить знания детей о необходимости использования рекламы для реализации продуктов труда.

Февраль.

«Семейная экономика».

1 неделя.

2 неделя.

3 неделя.

4 неделя.

Семейный бюджет. Как приходят деньги в семью.

Распределение семейного бюджета. (Семейные расходы)

Личные деньги. Копилка.

Путешествие в страну «Экономоград».

Знакомство с понятием «Семейный бюджет»

Способствовать формированию знаний и умений планирования расходов семьи.

Что такое личные деньги, принцип накопления. Что такое копилка? Изготовление копилки.

Формировать умение правильно делать покупки.

Март.

«Учимся занимать и отдавать долги».

1 неделя.

2 неделя.

3 неделя.

4 неделя.

Занимаем и одалживаем.

Долги.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Ты мне – я тебе.

Досуг «Долг и ответственность».

Знакомимся с понятиями «одалживать», «занимать». Занять – взять что-то взаймы на время, одолжить – дать что-то взаймы на время.

Знакомимся с рассказом Валентины Осеевой «Долг» и русской поговоркой «долги к земле придавили». Выясняем, что долг может быть не только денежным, невыполненные обещания – это тоже долг.

Кто такой друг? Для чего нужны друзья? Когда друзья помогают в беде?

Закрепление материала. Воспитываем ответственность: если не уверен – лучше не обещать и не занимать. Долг – это серьезное обязательство.

Апрель.

«Богатство – бедность. Жадность – щедрость».

1 неделя.

2 неделя.

3 неделя.

4 неделя.

Что такое богатство? Что важнее денег?

Щедрость и жадность.

Бережливость – главное богатство.

Творческое занятие: изображаем щедрость жадность

Дать представление о богатстве как о сумме ценности всего имущества семьи, показать различное отношение людей к богатству.

Способствовать формированию у дошкольников щедрости, как нравственной добродетели.

Формировать навык и умение рационально использовать доступные материальные ценности.

Обсуждаем такое качество как щедрость, жадности и изображаем при помощи художественных приё мов: рисунков, лепки из пластилина.

Май.

«Учимся планировать».

1 неделя.

2 неделя.

3 неделя.

4 неделя.

Всё по плану.

Ставим цели.

Сделал дело- гуляй смело.

Деловая игра «Финансовая азбука» (итоговая)

Знакомство с понятием план, учить составлять план.

Воспитывать желание и умение ставить перед собой цели, строить планы действовать по плану.

Учить подводить итоги всего, что делали и планировали, анализировать поступки, искать решения.

Закрепление знаний, полученных за весь учебный год.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по формированию основ финансовой грамотности «Магазин» для детей 5–6 летДидактическая игра по формированию основ финансовой грамотности «Магазин» для детей 5–6 лет Цель: дать представление об ограниченности ресурсов при неограниченных потребностях. Задачи: • Дать представление детям о том, что товары.

Фотоотчет о проекте «Основы финансовой грамотности для детей подготовительной группы»Фотоотчет о проекте «Основы финансовой грамотности для детей подготовительной группы» Уважаемые коллеги! Доброго времени суток! Хочу представить Вамфотоотчет по ознакомлению старших дошкольников с основами финансовой.

Игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возрастаИгры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста Предложенные игры познакомят самых маленьких участников с основами финансовой грамотности. "Создай свой дом" Цель: формировать навыки.

Дидактические игры по формированию финансовой грамотности у детей младшего дошкольного возрастаДидактические игры по формированию финансовой грамотности у детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра «Что можно и нельзя купить за деньги?». Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей младшего дошкольного.

Конспект занятия по финансовой грамотности «По дорожкам финансовой грамотности» «По дорожкам финансовой грамотности» для детей 5 лет, уже изучивших азы финансовой грамотности. Цель: содействие финансовому просвещению.

План-конспект занятия по обучению дошкольников финансовой грамотности «На пароходе поплывём, страну «Доход-Расход» найдём» «На пароходе поплывём, страну «Доход- Расход», найдём» Цель: знакомство детей с экономическим понятием «доход-расход»; формирование навыков.

План-конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей старшей группы Тема: «Юные финансисты» (для детей старшей группы) Цель: формировать у детей старшего дошкольного возраста первичные элементарные экономические.

План проведения недели финансовой грамотности для детей и родителей подготовительной группыПлан проведения недели финансовой грамотности для детей и родителей подготовительной группы План проведения недели финансовой грамотности для детей и родителей подготовительной группы Цель: Формирование основ финансовой грамотности.

Проект по финансовой грамотности «Деньги-помощники»Проект по финансовой грамотности «Деньги-помощники» Хочется поделиться с коллегами и родителями,которые посещают мою страничку, о том, что мы с воспитанниками начали проект по финансовой.

Проект по финансовой грамотности «Моя реклама» в старшей группеПроект по финансовой грамотности «Моя реклама» в старшей группе С целью формирования представлений о рекламе – как продукте деятельности человека, как средства сообщения информации о различных товарах,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Долгосрочный проект по финансовой грамотности «Юный финансист» для детей 5–6 лет
Опубликовано: 24 октября 2022 в 22:38
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД