Ольга Тюфякова
Долгосрочный проект по здоровьесбережению «Малыши-крепыши»
▼ Скачать + Заказать документы
ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ
«Малыши – крепыши»
(смешанная первая младшая – вторая младшая группа)
Участники проекта : воспитанники смешанной первой младшей – второй младшей группы, их семьи, воспитатели, специалист по физическому воспитанию, медицинская сестра.
Вид проекта : долгосрочный.
Сроки реализации: 1.09.2017-30.05.2018 года.
Актуальность проекта
Публикация «Долгосрочный проект по здоровьесбережению „Малыши-крепыши“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Здоровый ребёнок характеризуется гармоничным, соответствующим возрасту физическим, интеллектуальным, эмоционально-волевым, нравственным и социальным развитием. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.
Проблема:
1. Неосведомлённость родителей о важности совместной двигательной деятельности с детьми;
2. Недостаточность знаний родителей и детей о физических навыках и умениях детей данного возраста;
3. Невнимание родителей к здоровому образу жизни в семье.
Тип проекта : познавательно – оздоровительный.
Цель проекта : довести до сознания детей и родителей важность здорового образа жизни.
Задачи проекта :
•Воспитывать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать культурно-гигиенические навыки и простейшие навыки самообслуживания.
•Содействовать гармоничному физическому развитию детей
•Способствовать становлению и обогащению двигательного опыта
•Развитие физических качеств.
•Развивать у детей потребность в двигательной активности, интерес к физическим упражнениям.
Формы организации деятельности:
* игровые;
* практический
* наглядные;
* словесные.
Методы проекта :
* Тематические физкультурные занятия;
* Праздники, досуги, развлечения
Ожидаемый результат:
Дети: укрепление здоровья; повышение двигательной активности; обогащение двигательного опыта; развитие культурно-гигиенических навыков, культуры питания; формирование элементарных основ безопасности и сохранения своего здоровья.
Родители: обогащение родительского опыта приёмами взаимодействия и сотрудничества с ребёнком в семье; повышение компетентности родителей в вопросах физического воспитания и оздоровления детей.
Содержание проектной деятельности
Этап работы Виды деятельности
1 этап - организационный 1. Подборка методического и дидактического материала.
2. Подборка художественной литературы.
3. Оформление папок-передвижек, консультаций, буклетов для родителей по теме проекта.
4. Подбор пословиц, поговорок, загадок по теме проекта.
5. Подборка дидактических, подвижных, сюжетно - ролевых игр по теме проекта и атрибутов к ним.
6. Разработка анкеты для родителей: «Здоровый образ жизни в вашей семье»
7. Привлечение родителей к реализации проекта.
8. Опрос детей на тему "Что понимают они под словом "здоровье";
2 этап - практический Ежедневная работа с детьми:
• Утренняя гимнастика.
• Артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастика
• Гимнастика пробуждения. Хождение по «Дорожке здоровья»
• Физкультминутки
• Закаливающие процедуры
• Подвижные игры в группе, на улице
• Воспитание культурно-гигиенических навыков.
• Воспитание культуры поведения за столом.
3 этап - заключительный Анализ полученных результатов.
Рекомендации родителям.
Итоговые мероприятия:
Коллективная аппликация детей «Витаминки для ребят».
Выставка семейных газет «Мы - за здоровый образ жизни!»
Проведение физкультурного развлечения «Папа, мама, я – команда одна!»
Выставка нетрадиционного оборудования, изготовленных родителями воспитанников.
Перспективный план.
Организация совместной деятельности воспитателя и детей (через виды детской деятельности)
Физическое развитие.
Ежедневные мероприятия: утренняя гимнастика, прогулки, физминутки, водные процедуры, гимнастика после сна, пальчиковая гимнастика, подвижные игры, самомассаж; профилактическая гимнастика: плоскостопия, дыхательная, для глаз, улучшения осанки.
Двигательная деятельность. Физические упражнения: пролезание в обруч боком; метение в даль левой и правой рукой; прыжки из обруча в обруч; прыжки в длину с места; бросание мяча вверх, ловля двумя руками; ходьба и бег друг за другом со сменой ведущего; ходьба с перешагиванием через кубики; прыжки через кубики; ходьба по массажной дорожке Развивать физические навыки; вызвать интерес к физической активности; упражнять разные части тела.
Подвижные игры:
«Кошки и мышки» - Научить имитировать звуки, издаваемые мышками, бегать легко, ка мышки. Воспитатели и дети.
«Птички летают» - Научить детей спрыгивать с невысоких предметов, бегать врассыпную, действовать только по сигналу, приучать детей помогать друг другу.
«Поезд» - Научить детей ходить и бегать друг за другом небольшими группами.
«Веснянка» - Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.
«Поймай хвост» - Научить бегу в колонне, держась правой рукой за плечо впереди стоящего.
«Ловишки с ленточками» - Тренировать в беге врассыпную, научить уворачиваться от водящего, развивать навыки пространственной ориентации.
«Паровозик» - Научить детей двигаться в разном темпе, менять направление, показывать предметы, передавать характерные движения животных, птиц.
«Огуречик, огуречик» - научить детей ходить стайкой на цыпочках, соотносить слова и действия, бегать не толкаясь. Воспитатели и дети.
«Пузырь». Научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами.
«День – ночь». Развивать быстроту, ловкость, навыки пространственной ориентации.
«Самолёты». Научить бегать детей в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, приучать их внимательно слушать сигнал и начинать движение.
«По ровненькой дорожке». Научить ходить в колонне по одному, выполнять движения в соответствии с текстом.
«Мой весёлый, звонкий мяч». Научить детей подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать текст и убегать только тогда, когда будут произнесены последние слова.
«Мыши водят хоровод». Научить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, ориентироваться в пространстве.
Познавательное развитие
Ознакомление с окружающим миром.
«Кто нас лечит?» Задачи: познакомить детей с профессией врача, подвести к пониманию того, что они наши друзья. Дать представление о роли лекарств в лечении болезни, формировать сознательное отношение к собственному здоровью. Развивать способности преодолевать страх по отношению к врачу, не бояться белого халата, медицинских инструментов. Дать детям общее представление о здоровье как ценности, о которой необходимо постоянно заботиться.
Наблюдение вовремя прогулки за тем, как одеваются люди – закрепить знания детей об умении выбирать одежду по сезонам года.
Дидактическое упражнение «Соберём овощи и фрукты в корзинки». Задачи: Способствовать пониманию, что грязные овощи и фрукты вредны для здоровья. Расширять кругозор детей в области спорта. Дать представления о правилах здорового образа жизни.
Дидактическая игра «Покажем мишке, как надо одеваться, чтобы не простудиться» - закрепить название весенней одежды и порядок одевания; формировать представление о необходимости заботиться о своём здоровье. Воспитатель и дети.
Дидактическая игра «Запомни движение» - закрепить знания об основных видах движений (ходьба, бег, метание, лазанье, прыжки) и их разновидностях (в соответствии с программными требованиями для данного возраста); упражнять в умении осознавать, запоминать и воспроизводить показанные движения; развивать зрительную и моторную память, внимание; продолжать формировать представление о пользе занятий физкультурой и спортом. Воспитатель и дети.
Дидактическая игра «Угадай вид спорта по показу» - закреплять умение выполнять движения, характерные для некоторых видов спорта, и узнавать их по показу. Воспитатель и дети.
Рассматривание иллюстраций, фотографий о спорте. Задачи: расширять кругозор детей в области спорта, дать представления о правилах здорового образа жизни.
Дидактические игры: «Разрезные картинки» - Учить правильно составлять целостную картинку из частей; закреплять знания об овощах и фруктах, определять их по разным признакам.
Экскурсия по детскому саду «Кто заботится о детях в детском саду» -уточнить знания о работе сотрудников детского сада, закрепить названия профессий: воспитатель, помощник воспитателя, медсестра, прачка»; дать понятие о том, что все взрослые в детском саду заботятся, чтобы детям было весело и интересно, чтобы они были здоровыми.
Ситуативный разговор «Где живут витамины?» - рассказать детям о витаминах в доступной форме и их пользе для здоровья, уточнить знания детей о полезных продуктах, их значении для здоровья.
Д/и «Угадай на вкус» - закреплять знания об овощах и фруктах, умение определять их на вкус.
Рассматривание «Алгоритма умывания» при КГН - формировать умение пользоваться алгоритмом при умывании, проговаривать действия.
Рассматривание картинок «Предметы личной гигиены» - закреплять название и функции различных гигиенических предметов
Лото «Овощи, фрукты и ягоды» - закреплять знание названий овощей, фруктов и ягод; пополнять словарный запас детей; развивать память, концентрацию внимания.
Речевое развитие.
Рассматривание и беседа по картинкам «Дети моют руки», «Мама моет дочку» - учить самостоятельно мыть и вытирать руки, знать местонахождение своего полотенца, закрепить культурно-гигиенические навыки умывания.
Беседа: «Полезно – не полезно» - учить различать полезную и неполезную пищу для здоровья.
Беседа: «Чтобы быть здоровым, надо хорошо кушать» - закрепить знание о правильном режиме питания, о полезной и здоровой пище.
Беседа: «Осторожно, лекарства!» - закрепить понятие о запрете брать лекарства.
Беседа «На зарядку, становись!» - закрепить понимание о необходимости начинать день с зарядки.
Беседа «Кто спортом занимается» - знакомить со спортивным оборудованием, воспитывать любовь к спорту, желание заниматься, быть спортивным.
Ознакомление и заучивание пословиц и поговорок о здоровье.
Отгадывание загадок о гигиенических принадлежностях, о полезных и вредных продуктах - развивать воображение, мышление, речь; закреплять знания о пользе тех или иных продуктов.
Беседа: «Кто такие микробы и где они живут?» - формировать осознанное отношение к необходимости вести здоровый образ жизни.
Беседа: «Солнце, воздух и вода мои лучшие друзья» - Знакомить детей с понятием «здоровье», «здоровый человек»; воспитывать желание быть здоровым, стремление к соблюдению режима и чистоты.
Д/И «4-й лишний» (овощи, фрукты, ягоды, посуда, предметы личной гигиены) - развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать. Закреплять названия предметов и продуктов, полезных для здоровья.
Социально-коммуникативное развитие
Сюжетно-ролевые игры: «Больница» - дать представление о том, что врач – нужная и полезная профессия; воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.
«Котенок заболел» - учить детей в игре отражать знания о профессии врача, формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре; воспитывать дружеские взаимоотношения в игре; использовать во время игры медицинские инструменты и называть их.
Игровая ситуация «Филя простудился» - задачи: формировать у детей представления о простудных заболеваниях, о правилах их предупреждения, о том, как нужно себя вести во время болезни и в период выздоровления.
«Овощной магазин» - применять в игре знания о полезных продуктах.
«Полезный завтрак» - формировать у детей представления о полезных продуктах, формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре.
Художественно-эстетическое развитие.
Рисование «Веточка смородины», «Гроздь рябины» - дать представление о том, что полезные для здоровья витамины находятся в овощах, фруктах и ягодах.
Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования. Показать приемы получения точек.
Рисование «Мой весёлый звонкий мяч» - закреплять умение рисовать круг (гуашь); закреплять умение различать геометрические фигуры круг и шар.
Аппликация (коллективная) «Витаминки для детишек» - закрепить представление о пользе для здоровья овощей и фруктов; получать радость от коллективного труда.
Рисование по трафарету овощей и фруктов (карандашами, фломастерами) - закреплять знания о полезных продуктах, развивать мелкую моторику рук.
Лепка «Мыло для куклы» - закрепить навыки лепки из пластилина, узнавать предметы личной гигиены.
Чтение художественной литературы
Потешки: «Водичка, водичка.», «Расти, коса…»
Чтение художественной литературы: К. Чуковского «Мойдодыр», З. Александровой «Купанье», К. Чуковский «Федорино горе», С. Михалков «Ах, ты, девочка чумазая», В. Берестова «Больная кукла» - формировать стойкую привычку к ЗОЖ через литературные произведения, учить сопоставлять свои действия с действиями героев. Обогащение знаний детей о элементах здорового образа жизни с применением художественного слова, воспитывать желание соблюдать КГН.
Работа с родителями:
* консультация в виде папки – передвижки на тему о здоровом образе жизни «Профилактика плоскостопия», «Активный отдых с детьми», «Как правильно одеть ребёнка на прогулку»
* буклет на тему «Как сформировать правильную осанку»
* день открытых дверей – посещение родителей занятий по физической культуре
*семинар - практикум «Игры детей и взрослых на свежем воздухе»
* совместная деятельность детей и родителей. Художественно-творческая деятельность: выставка творческих работ (рисунки, плакаты, книжки-малышки) по теме «Мы выбираем здоровый образ жизни» - закрепить понимание значения здорового образа жизни.
* изготовление нетрадиционного спортивного оборудования.
*Анкетирование родителей «Здоровый образ жизни в вашей семье» - выявление отношения родителей к здоровому образу жизни, соблюдению принципов здорового образа жизни в семье.
Создание рубрики в родительском уголке «Если хочешь быть здоров» - ознакомление родителей со способами оздоровления детей в семье.
Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
Дополнить атрибуты в уголке «Больница» (деревянные шпатели, баночки от витаминов, цветные талоны и т. д.).
Изготовить детский костюм Доктора для сюжетно – ролевых игр. Приобрести игрушечного доктора.
Подобрать художественную литературу в книжный уголок на тему «ЗОЖ».
Разнообразить иллюстративный материал для самостоятельного рассматривания на тему: «Дети занимаются спортом»; подобрать дидактические игры: «Разрезные картинки», «Кому что нужно для работы?».
Разнообразить атрибуты в физкультурном уголке (гантели, дорожки здоровья, флажки, кольцебросы и др.).
III этап - заключительный
1. Проведение физкультурного развлечения «Папа, мама, я – команда одна!»
2. Выставка семейных газет «Мы - за здоровый образ жизни».
Результативность
* у детей повысится интерес и желание заниматься гимнастикой, физкультурой, принимать участие в закаливающих процедурах, ухаживать за собой.
* повысится сопротивляемость организма к простудным заболеваниям, улучшится показатель социального здоровья.
* у детей и их родителей повысятся знания о сохранении и укреплении здоровья, значимости здорового образа жизни. Расширится представление о закаливающих мероприятиях, о полезных продуктах питания.
* повысится активность родителей воспитанников, проявляющееся в участии в физкультурно-оздоровительных мероприятиях вместе с детьми, проводимых в ДОУ.
Перспектива: С целью повышения интереса к здоровому образу жизни необходимо продолжать систематическую работу в данном направлении через совместные мероприятия по формированию культуры здоровья у детей, сохранению и укреплению их здоровья, и использование интегрированного подхода в этом направлении.