МААМ-картинки

Долгосрочный проект в старшей группе «О чем молчат деревья»

Ольга Пахомова
Долгосрочный проект в старшей группе «О чем молчат деревья»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект «О чем молчат деревья для детей старшей группы детского сада

Актуальность

Деревья окружают нас постоянно, но дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Дети не воспринимают деревья, как живые объекты, так как у последних нет способов передвижения, аналогичных тем, которые есть у животных. Может быть, поэтому дети, не задумываясь, ломают ветки, обрывают кору. А став взрослыми, они способны беспощадно уничтожить целые парки и рощи в угоду каменных «джунглей» города и личной наживы.

Публикация «Долгосрочный проект в старшей группе „О чем молчат деревья“» размещена в разделах

Проблема

Дети старшей группы часто ломали ветки деревьев. Беседы и объяснения воспитателя, почему этого делать нельзя, положительного результата не принесли. Вспомнили китайскую пословицу: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы детского сада, ведь каждый ребенок - маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир.

Цель проекта

Расширение и обобщение знаний детей о разнообразии деревьев нашего края в процессе оформления выставки «О чем молчат деревья.

Основные задачи

1. Дать детям представления о разнообразии коры, о защитных функциях, об использовании ее человеком при создании коллекции «Кора деревьев»;

2. В ходе опытно-исследовательской деятельности сформировать экологические знания, доступные пониманию ребенка-дошкольника;

3. Провести наблюдение за изменениями жизни деревьев в разные сезоны года;

4. Привлечь родителей к оформлению гербария «Деревья нашего края» для воспитания экологической культуры в семье.

Участники проекта

Дети 5-6 лет, воспитатели, родители. Срок реализации проекта - 12 месяцев.

Этапы проекта :

Этапы Содержание работы на этапе Сроки реализации этапа

Подгото-

вительный Чтение художественной литературы по теме.

Рассматривание иллюстраций деревьев в разные времена года.

Наблюдения за деревьями на территории детского сада.

Заучивание стихотворений, песен.

Беседа с детьми: «Дерево живое

Анкетирование родителей.

Беседы с родителями.

Разработка листов наблюдения для опытов. Октябрь

Основной Интеграция образовательных областей

Познавательное развитие

Ознакомление с окружающим миром:

«Деревья – друзья наши», «Кора деревьев»,

Опытно-исследовательская деятельность:

«Какое дерево проснется первым, «Почему побледнел листок?», «Художница-кора», «Сколько лет дереву»;

Оформление листов наблюдений;

Создание коллекций:

«Кора деревьев», «Шишки хвойных пород».

Экскурсии в сквер «Солнечный»

Художественно – эстетическое развитие:

Аппликация «Деревья в цветах»;

Рисование «Деревья осенью».

Социально – коммуникативное развитие

Экологические игры:

«Слово на ладошке», «Похлопали – потопали», «Найди свое дерево», «Если бы я был деревом…», «Что будет, если…», «Найди дерево по листочку», «Угадай, что в мешочке»,

Игры с макетом «Дерево на каждый сезон».

Речевое развитие

Беседы:

«Как человек использует кору», «Красная книга», «Для чего дереву солнце», «Для чего деревьям воздух», «Деревья – легкие нашей планеты»;

Сочинение сказки:

«Если бы я был деревом»;

Работа с родителями:

Экологические акции:

«Здесь будет город-сад», «Живая елочка – зеленая иголочка»;

Оформление гербария:

«Деревья нашего края»;

Оформление папки-передвижки для родителей: «Кора лечит»,

Праздник «День дерева». Ноябрь сентябрь

Заключи-

тельный Оформление выставки «О чем молчат деревья Презентация проекта. Сентябрь

Ожидаемые результаты:

1. Дети получили представления о разнообразии коры, о защитных функциях, об использовании ее человеком.

2. В ходе опытно-исследовательской деятельности сформированы экологические знания, доступные пониманию детей.

3. Родителями оказана активная помощь в оформлении гербария «Деревья нашего края».

4. Оформлена выставка «О чем молчат деревья.

Значимость проекта :

Формирование у детей экологического мышления.

Развитие умственных способностей детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы.

Понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.

Наблюдение

1. Выбрать дерево, которое нравится больше всего. Узнать, как оно называется.

2. Подумать, на что (или на кого) похоже дерево, и подобрать для него подходящее «имя».

3. Узнать, кто посадил растение. Поинтересоваться, не связана ли с ним какая-нибудь интересная история.

4. Познакомиться со своим деревом (подойти к нему, шепнуть свое имя, сказать, как его теперь зовут, обнять, погладить кору, послушать, что оно прошелестит в ответ).

Практическая работа «Здравствуй, дерево

• Ведутся наблюдения за жизнью дерева (например, за сезонными изменениями в его облике, за птицами, которые к нему прилетают).

Весна.

• Ранней весной начали наблюдения за почками, из которых развиваются листья. Отметили дату их появления. Ребята осторожно потрогали объект исследований. Какие почки? (Пушистые, гладкие, клейкие, мягкие.) Можно ли к ним приклеиться? Чем они пахнут?

Отметили время появления первых листьев. Измерили размеры листа в начале весны и в конце лета. Как он увеличился за лето?

Лето.

• Выяснения, может ли тень дерева двигаться. Солнечным утром отметили контур тени (обвели его на земле палкой.) В течение дня следили за тем, как изменяется очертания тени, отмечали ее движение на земле. Обсудили с ребятами, почему тень движется.

Выяснили, где приятнее находиться в жаркий день. Постояли несколько минут на открытом месте, а потом спрятались в тени дерева. Обсуждение: Где жарче — под листвой или на открытом месте? Где больше солнечных лучей?

Летом отметили, есть ли пыль на листочках дерева. Сначала дети просто протерли их пальцем и посмотрели, осталась ли на нем грязь. Обнаружили пыль, спросили у ребят, откуда она могла взяться. Хорошо ли дереву жить в таком месте?

• Проводятся разнообразные исследования (детально изучаются листья, кора и другие части дерева, почва под ним, ее обитатели).

• Дети также участвуют в трудовой деятельности и в случае необходимости оказывают растению помощь, создавая для него благоприятную среду (уход за деревом, изготовление кормушек, скворечников и т. п.).

• Исследования листьев своего дерева. Предложили ребятам погладить листочек руками: сначала сверху, а потом снизу. Какой он? (Гладкий, пушистый, шершавый, колючий, волосатый, твердый, мягкий.) Есть ли на нем волоски? (Если да, рассмотрите их через лупу.) Предоставили возможность каждому ребенку потрогать кончик листа: он острый или тупой? Мягкий или твердый? провели пальчиком по его окружности. Какой у него край: ровный или с зубчиками, выемками? Что напоминает лист?

Комментарий. При выполнении этого задания листья не срывали. Пользовались листьями, которые сбивает ветер.

• Опыт. В листьях есть особая «краска», которая делает их зелеными. (Дети только наблюдали) Положили зеленые листья в емкость со спиртом. Жидкость позеленеет, а листья побледнеют (хлорофилл растворился). Добавили немного бензина и взболтали. Жидкость при этом разделилась на два слоя: более легкий бензин оказался сверху и остался зеленым, а более тяжелый спирт опустился в нижнюю часть емкости и стал желтым. На примере этого опыта хорошо видно, что в листе есть различные «краски».

Осень.

Осенью солнце светит по-другому, и зеленый цвет постепенно исчезает, желтый же становится заметнее.

Нашли опавший листик и аккуратно растерли в руках его небольшой кусочек. Ребята определили, чем он пахнет.

Сравнили цвет, форму «своего» листа и листьев других деревьев.

Комментарий. Осенью для выполнения этого задания мы использовали опавшие листья, раскладывали их прямо на земле.

В осенний период обсудили с детьми, куда деваются листья, опадающие на землю каждый год. Для того чтобы выяснить это, попытались отыскать под деревом разные по цвету листья: от темных, совсем старых, прошлогодних, поверхность которых уже превратилась в «паутину» из жилок, до совсем свежих, зеленых, молодых. Предложили детям рассортировать их по цвету и по степени «старости» : сначала — зеленый лист, потом — желтый или красный, потом — слегка почерневший, коричневый и т. д. Создать своеобразный «круг жизни», в котором самый молодой и зеленый лист соседствует со старым, похожим на темно-коричневую паутину. (Последний, превращаясь в почву, дает жизнь новому растению.)

НОД - экскурсия «Осенние краски»

Цель: Познакомить детей с основными лесообразующими породами, явлением листопада, научить смешивать основные краски, развивать любовь к живому.

Оборудование: Кисти, краски, бумага, лист полиэтилена или клеенки.

Ход НОД:

1. Игра «Приметы осени». Дети делятся на две группы, каждая группа поочередно называет приметы осени.

2. Поиск листьев. Каждая группа получает задание и выполняет его:

а) найдите три желтых листа, разных по форме,

б) найдите три красных листа, разных по форме,

в) найдите три зеленых листа, разных по форме

г) найдите три бурых листа, разных по форме,

д) найдите семя, умеющее летать,

е) найдите три любых семени,

ж) найдите дерево без листьев,

з) найдите самое зеленое дерево.

3. Определите, каким растениям принадлежат найденные вами листья. Для определения можно использовать гербарные листы и подсказки экскурсовода.

4. Обсуждение. Дети садятся в круг и обсуждают, почему осенью листья меняют окраску и опадают. Также выстраивается график, отражающий время наступления листопада у разных деревьев (какие деревья теряют листья раньше, какие позже).

5. «Радуга». Дети выкладывают все собранные листья на клеенку в порядке изменения цвета – от зеленого до коричневого. Представители от каждой команды называют цвета (желтый, темно-желтый, золотой, светло-коричневый, красный, бордовый и т. д.)

6. Занятие переносится в помещение, где дети получают цвета путем смешивания красок и рисуют осенние листья. Здесь же можно красочно оформить график

Экологические игры

"Слово на ладошке".

Воспитатель (темп медленный) : Сейчас я буду называть деревья и кустарники, а вы попробуйте выбрать те из них, которые растут в нашем краю. И если растут - хлопните в ладоши, а если нет - молчите. (Яблоня, груша, малина, мимоза, ель, облепиха, береза, вишня, черемуха, лимон, апельсин, липа, баобаб.).

Воспитатель (темп быстрый) : Приготовьтесь, будьте внимательнее. Я буду называть еще быстрее. (Слива, осина, рябина, каштан, кофе, дуб, кипарис, алыча, тополь, сосна, калина.)

Игра «Похлопали – потопали».

Ведущий рассказывает о деревьях.

Если он говорит правду, дети хлопают, если нет – топают. Например,

Деревья умеют ходить, бегать и прыгать.

– Они прочно удерживаются корнями, уходящими глубоко в землю.

– Зимой деревья одеты в зеленый наряд из листьев.

– Внутри деревьев течет сок.

– В лесу много разных деревьев.

– Если все деревья вырубить, то наша Земля будет красивее.

«Найди свое дерево».

Дети делятся на пары. Один из играющих закрывает глаза (если есть возможность, то глаза закрываются повязкой, а второй подводит его к дереву и просит потрогать его. При этом он может задавать вопросы о структуре коры, наростах, предполагаемых размерах дерева, его возрасте и т. д. После нескольких минут знакомства «слепого» отводят от дерева, снимают повязку и просят найти свое дерево. Затем игроки меняются ролями.

«Если бы я был деревом.

Предложите участникам проекта изобразить своих новых друзей.

В одном из заданий подготовительного этапа уже указывалось, что у ребенка есть части тела, которые можно сравнить с частями растения: ноги похожи на корни, туловище — на ствол, руки — на ветки, пальцы — на листья. Так, изображая старый дуб с большими, толстыми корнями, ребенок широко расставит ноги; показывая плакучую иву, опустит руки. Пусть дети вспомнят, как шумела листва в ветреную погоду, и воспроизведут эти звуки; представят, что на ветви садятся птицы, идет дождь (или светит солнце, пришел человек и сломал ветку. Ситуации можно придумать самые разнообразные, главное, чтобы они были связаны с проводившимися наблюдениями. Главная задача детей — так или иначе отразить особенности дерева в предлагаемых педагогом ситуациях.

Игра «Что будет, если.».

Педагог предлагает детям подумать и ответить, что случится с их деревом

если. (исчезнут птицы, дождевые черви, грибы; если перестанет идти дождик; если снег не укроет его корни; не прилетят пчелы; человек повредит кору и т. п.).

Публикации по теме:

«Азбука безопасности». Долгосрочный познавательно-игровой проект в младшей разновозрастной группе«Азбука безопасности». Долгосрочный познавательно-игровой проект в младшей разновозрастной группе Выполнил: воспитатель, Гунькина В. В. Актуальность: Дети с самого раннего возраста для собственной безопасности должны чётко знать правила.

Долгосрочный проект по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «Круглый год»Долгосрочный проект по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «Круглый год» Центр Экологического воспитания. «Круглый год». Хочу поделится опытом оформления экологического центра в нашей группе и реализуемым в.

Детско-родительский информационный проект «Деревья нашего края» в старшей группе ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «ДЕРЕВЬЯ НАШЕГО КРАЯ» Вид проекта: информационный Продолжительность: долгосрочный Участники: дети.

Долгосрочный проект «Что за прелесть эти сказки…» Тип проекта: творческий, долгосрочный. Участники проекта: педагоги ДОУ, дети, родители. Сроки проекта: сентябрь 2016 по май2017. Актуальность:.

Долгосрочный проект «Дом пуговки» Проект «Дом пуговки» (долгосрочный) Средняя группа Филимонова Е. В. Октябрь, 2016 – май 2017 г Цели проекта «Дом пуговки»: Сформировать.

Долгосрочный проект «Красная книга РФ»Долгосрочный проект «Красная книга РФ» Вид проекта:Познавательно - образовательный, творческий. Продолжительность: долгосрочный, октябрь 2015г. – май 2016г. Цель проекта:Формировать.

Долгосрочный проект «Наш огород»Долгосрочный проект «Наш огород» Актуальность. Самое лучшее открытие- это то открытие, которое ребенок делает сам. В нашем современном мире, а тем-более в городах, экологическое.

Долгосрочный проект «Путешествие по континентам» в средней группе • Проект «Путешествие по континентам» • Автор: Мумбер Елена Викторовна • Воспитатель АНО ДОРР «Медвежонок» • Средняя группа №12 "Совята".

Долгосрочный проект в младшей группе по нетрадиционным техникам рисованияДолгосрочный проект в младшей группе по нетрадиционным техникам рисования Долгосрочный проект в младшей группе «Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник в рисовании». Вид.

Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе. Долгосрочный эксперимент «Мусор в землю закопаем»Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе. Долгосрочный эксперимент «Мусор в землю закопаем» Цель: выявить уровень разложения отходов. Оборудование: пластиковые емкости с крышками 7 штук, грунт, предметы для исследования (кора.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Долгосрочный проект в старшей группе «О чем молчат деревья»
Опубликовано: 17 октября 2021 в 17:37
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Долгосрочный проект в старшей группе «О чем молчат деревья»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Пахомова (УИ 1567492) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД