Лучший педагог года

Дополнительная образовательная программа естественнонаучной направленности «Развивайка»

Юлия Браилова
Дополнительная образовательная программа естественнонаучной направленности «Развивайка»

Дополнительная образовательная программа

естественнонаучной направленности

«Развивайка»

Программа разработана :

Браиловой Ю. В.,

воспитателем 1 категории

Пояснительная записка

Рабочая программа дополнительного образования по познавательному развитию «Развивайка» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №5» разработана в соответствии с:

Публикация «Дополнительная образовательная программа естественнонаучной направленности „Развивайка“» размещена в разделах

• Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка организациии осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172 – 14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержания и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

• Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р);

• Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242);

• Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования : утвержден приказом Министерства Образования и науки РФ от 17.10.2013 г., №1155;

• Постановлением правительства Российской Федерации № 706 от 15.08.13 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг».

Дополнительное образование в кружке «Развивайка» осуществляется только по желанию родителей законных представителей на договорной основе и не оказывает вместо основной образовательной деятельности учреждения.

Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, т. к. полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Развитое логическое мышление – это залог успешного обучения дошкольника.

Во многих странах мира успешно используется дидактический материал «Логические блоки», разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешом. Опыт педагогов показал эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного возраста. Блоки Дьенеша предназначены для детей от трёх лет. Игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Они развивают у детей логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение, творческие способности, а также – восприятие, память, внимание и воображение. Играя с блоками Дьенеша, ребёнок выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку, выкладывают ряды по заданному алгоритму. Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 фигур, которые различаются четырьмя свойствами: формой (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные, цветом (красные, жёлтые, синие, размером (большие и маленькие, толщиной (толстые и тонкие). В наборе нет двух фигур, одинаковых по всем свойствам.

Детей младшего дошкольного возраста в большей мере привлекают логические блоки, так как они обеспечивают выполнение более разнообразных предметных действий. В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определённым правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». В играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.

Игры с логическими блоками по методике Дьенеша учат малыша не только думать, следить за координацией движений, но и говорить, способствуют развитию речи. Дети начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнений, отрицаний и сочетании однородных предметов.

Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предметов к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе различных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине т. д., несколько позже – по трём (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырём свойствам (цвету, форме, размеру и толщине). При этом в одном и том же упражнении легко можно менять степень сложности задания с учётом возможностей детей.

Цель: Развитие логического мышления у детей младшего дошкольного возраста с использованием логических блоков Дьенеша

Задачи:

Образовательные :

Познакомить детей с формой, цветом, размером, толщиной объектов;

Формировать основные приемы логического мышления (сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, аналогия, систематизация, абстрагирование)

Развивающие :

Развивать умение выявлять свойства в объектах, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем, называть их, и обосновывать свои рассуждения;

Развивать у детей умения рассуждать, доказывать.

Воспитательные:

Воспитывать у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству;

Воспитывать коммуникативные навыки, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе, желание вовремя прийти на помощь сверстникам

Принципы и подходы:

- доступность (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям).

- наглядность (наличие дидактических материалов).

- демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ребенка, реализация творческих потребностей).

- научность (обоснованность, наличие методических рекомендаций и теоретической основы).

- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных игровых заданий).

Возраст детей и срок реализации программы :

Программа рассчитана на детей 3-4 лет. Группа комплектуется детьми на основании заявлений родителей и с учетом желания ребенка.

Курс программы рассчитан на 1 год. Занятия в кружке проводятся в течение учебного года 1 раз в неделю с октября по май включительно. Длительность занятия – 15 минут (общий объем – 32 занятия в год).

Форма работы: Используется групповой способ реализации (10 -15 детей).

Планируемый результат освоения Рабочей Программы :

1. Дети научатся обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

2. У детей будут сформированы основные мыслительные действия: анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование.

3. Появятся навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции, навыки взаимодействия друг с другом, дети научатся согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослого.

4. Расширится представление о математических понятиях: о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени, математической терминологии.

Формы организации детской деятельности на кружке.

1. Логико-математические игры.

2. Интегрированные игровые занятия.

3. Совместная деятельность педагога и детей.

4. Самостоятельная игровая деятельность.

1. Учебно-тематический план

Период

реализации №

п/п Название занятий Количество часов Количество занятий Форма подведения итогов

октябрь 1. Знакомство с блоками Дьенеша 15 мин 1

2. Разноцветные странички. 15 мин 1

3. Заселим домики

4. Мышки – норушки. 15 мин 1

ноябрь 5. Поможем Золушке 15 мин 1

6. Раздели фигуры 15 мин 1

7. Найди такой же. 15 мин 1

8. Дорожки 15 мин 1

декабрь 9. Соберём урожай 15 мин 1

10. Найди фигуру 15 мин 1

11. Раздели фигуры 15 мин 1

12. Кулинары 15 мин 1

Январь 13. Второй ряд 15 мин 1

14. Бусы в подарок кукле 15 мин 1

15. Игра-путешествие «Новый год в городе Волшебных фигур» 15 мин 1

16. Чудесный мешочек 15 мин 1

Февраль 17. Рыбалка 15 мин 1

18. Домино 15 мин 1

19. Поручения 15 мин 1

20. Парные картинки 15 мин 1

Март 21. Все в ряд 15 мин 1

22. Игра-путешествие «В гостях у сказки» 15 мин 1

23. Магазин 15 мин 1

24. Строители 15 мин 1

Апрель 25. Кондитерская фабрика 15 мин 1

26. Садовники 15 мин 1

27. Угощение для медвежат 15 мин 1

28. Кто быстрее соберёт 15 мин 1

Май 29. Что изменилось?

15 мин 1

30. Игра-путешествие «В гости к мишке» 15 мин 1

31. Волшебное дерево 15 мин 1

32. «Чудо – дерево» 15 мин 1 Открытое занятие с детьми для родителей

ИТОГО

8 ч.

32

Список литературы:

1. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников» Издание 2-е, исправленное и дополненное Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2002

2. Н. Михайлова, Е. А. Носова Логико-математическое развитие дошкольников : игры с логическими блоками Дьеныша и цветными палочками Кюизенера. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

3. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1996. Давайте вместе поиграем : Методические советы по использованию дидактических игр с блоками и логическими фигурами / Сост. : Н. О. Лелявина, Б. Б. Финкельштейн. СПб. : Корвет, 2001.

4. Под редакцией Б. Б, Финкельнштейн «Давайте вместе поиграем» Комплексные игры с блоками Дьенеша - С- Пб. ООО «Корнет», 2001г

5. Интернет – ресурсы

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно — научной направленности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 32» Принято Советом педагогов Утверждаю: МБДОУ «Детский сад.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Белошвейка» Автор - составитель: Хачатурова Наира Сергеевна педагог дополнительного образования Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Абвгдейка» Блок №1 «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» Дополнительная общеобразовательная.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-педагогической направленности «Дорога в Азбуку» Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-педагогической направленности «Дорога в Азбуку» Автор программы:.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «По дороге к азбуке» Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы» 1.1 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Развивайка» Муниципальное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая.

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Здоровый ребенок» .

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Песочные картинки» Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Песочные картинки" Возрастной диапазон: 4 - 5 лет.

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Веселая математика» Дорогие коллеги! Доброго времени суток всем. В каждом дошкольном учреждении есть бесплатные кружки, к которым мы воспитатели пишем программы.

Фотоотчет «Образовательная экскурсия естественнонаучной направленности»Фотоотчет «Образовательная экскурсия естественнонаучной направленности» 13 декабря 2018 года педагогами МАУ ДО «РДТ» Пурнак Любовью Владимировной и Косимовой Ларисой Владимировной была организована образовательная.

Автор публикации:
Дополнительная образовательная программа естественнонаучной направленности «Развивайка»
Опубликовано: 30 декабря 2018 в 20:05
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД