МААМ-картинки

Дополнительная образовательная программа кружка «Знайка»

Виктория Борисюк
Дополнительная образовательная программа кружка «Знайка»

Содержание дополнительной образовательной программы :

1. Пояснительная записка

2. Учебно-тематический план

3. Содержание программы

4. Материальное обеспечение программы

5. Календарно-тематический план

6. Список литературы

Пояснительная записка.

В современных обучающих программах начальной школы большое значение придаётся логической составляющей. Развитие логического мышления ребёнка подразумевает формирование логических приёмов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умений выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.

Публикация «Дополнительная образовательная программа кружка „Знайка“» размещена в разделах

Дети уже в дошкольном возрасте сталкиваются с многообразием форм, цвета и других форм предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребёнок, даже без специальной тренировки своих способностей, так или иначе, воспринимают всё это. Однако если усвоение происходит стихийно, оно зачастую оказывается поверхностным, неполноценным. Средний возраст — начало сенситивного периода развития знаково-символической функции сознания, это важный этап для умственного развития в целом и для формирования готовности к школьному обучению. В средней группе активно используются знаковая символика, модели для обозначения предметов, действий, последовательностей. Придумывать такие знаки, модели лучше вместе с детьми, подводя их к пониманию, что обозначать можно не только словами, но и графически. Поэтому лучше, чтобы процесс развития познавательных способностей осуществлялся целенаправленно.

Актуальность работы кружка :

Развитие логики и мышления является неотъемлемой частью гармоничного развития ребёнка и успешной его подготовки к школе.

Основная цель программы :

Создание условий для формирования интеллектуальной активности.

Задачи программы :

способствовать расширению кругозора.

развитие математических способностей и склонностей.

развивать мотивацию к познанию и творчеству.

формировать логическое и творческое мышление, речь дошкольников.

обучать младших школьников работе с различными источниками информации.

развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу.

В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию интеллектуальных и творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.

Разделы программы :

Количество и счет.

Ознакомление с геометрическими фигурами.

Определение величины.

Ориентировка во времени и в пространстве.

Языковые логические задачи с использованием иллюстративного материала.

Прямой и переносный смысл речевых оборотов.

Математические логические задачи загадки.

Геометрические задачи и головоломки.

Кроссворды, ребусы, лабиринты, тренинги.

Логические задачи на применение общих знаний.

Отличительные особенности программы :

В содержании курса программы интегрированы задания из различных областей знаний. Особое внимание обращено на развитие логического мышления у дошкольников.

В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала дошкольники не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают, разгадывают, расшифровывают, составляют. При этом идё т развитие основных интеллектуальных качеств: умения считать, обобщать, конкретизировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.

Участники образовательной программы : 4-5 лет средней группы детского сада.

Сроки реализации образовательной программы : один учебный год.

Занятия проводятся 2 раза в неделю, по 20 минут каждое.

На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для интеллектуального развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников.

Этапы программы : ознакомительный – 1 год обучения для дошкольников (4-5лет)

Основные дидактические принципы программы : доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, вначале дети выполняют простые логические задания с красочными иллюстрациями, затем дошкольникам предлагаются карточки-схемы, после чего ребята решают словесно - логические задачи, на более сложном уровне - воспитанники исправляют ошибки сверстников. Обучаясь по данной программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном уровне.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по формированию элементарных логических представлений и понятий.

Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всем дошкольникам.

В индивидуальных заданиях в рабочих тетрадях предусматривается исполнительский и творческий компонент.

Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий: игры, физкультминутки, двигательная гимнастика для глаз, рук, способствуют снятию усталости и напряжения, развивают мелкую моторику.

Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса выполненных заданий, положительная оценка от имени приходящих героев дошкольникам имеют значимость для них самих и для общества.

Формы реализации программы :

Одно из главных условий успеха обучения – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, парных, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.

Методы и приёмы реализации программы :

Для качественного развития логического мышления предусмотрено:

Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

Практические занятия и развитие элементарных логических представлений представлены в программе в их содержательном единстве.

Среди методов такие, как беседа, объяснение, игра, выставки, праздники, а также групповые, комбинированные, парные, чисто практические занятия.

К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока и в конце года.

В начале каждого занятия в кружке несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, интеллектуальный марафон, мастер-классы, викторины, когда педагог вместе с обучающимися выполняет логические задания, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя детские ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в формировании в формировании наглядно – образного логического мышления.

Применяются такие методы:

Фонетическая зарядка

Настольно – печатные игры

Словестные игры

Анализ и синтез предметов.

Чтение микрорассказов.

Психогимнастика.

Пальчиковая гимнастика.

Загадки – складки.

Словарные упражнения.

Работа с раздаточным материалом.

Вопросы.

Работа с рабочими тетрадями.

В работе использовались следующие приемы:

В качестве исходных детям предлагались слова: хороший, плохой; приятный, неприятный, вкусный, невкусный, интересный, скучный и т. п. (частнооценочная лексика, с которой они должны были составить словосочетания: хороший день, плохой человек, вкусный обед, скучный фильм, добрая фея и т. п.

Составление словосочетаний.

а) составление словосочетаний со словами противоположного значения игра “Скажи наоборот”.

б) составление словосочетаний (образование от имен прилагательных сравнительной и превосходной степени) : суп вкусный, торт еще вкуснее, мороженое – самое вкусное.

3. Составление предложений:

а) Составить предложение с заданным словом: (хороший) – За окном хороший денек.

б) распространить предложение с помощью синонимов.

Вчера по телевизору смотрели интересную (увлекательную, занимательную) передачу.

г) дополнить предложение словом с противоположным значением: Буратино веселый, а Пьеро…

Использование этих заданий обеспечивало детям максимальное поле доступной языковой деятельности.

Составление рассказов:

а) составление небольших рассказов, используя слова-антонимы, слова-синонимы;

б) составление рассказов по серии сюжетных картин, предложенных из детских журналов периодической печати.

в) составление рассказов по картине и иллюстрации из журналов.

Реализация указанных упражнений происходит в игровой форме. Значительное место уделяется использованию внешних опор и наглядно-иллюстрированному материалу.

Выполнение описанных выше упражнений способствует:

уточнению семантического значения эмоциональной лексики, состоящей из слов-оценок;

правильному и точному употреблению слов в словосочетаниях и предложениях;

использованию лексики в самостоятельных связных высказываниях детей.

Игра и игровое общение в большей степени способствуют возникновению и проявлению активности, стимулирующей познавательную активность.

Познавательная игра – это активное познание мира, облечённое в яркую игровую форму. В организационном плане познавательная игра – коллективное творческое дело игрового, занимательного характера.

По содержанию и, методике и технологии можно выделить несколько групп познавательных игр: игры-конкурсы,

игры-путешествия,

игры- читателей,

игры- «почемучка»

Выигрыш или проигрыш в игре - состязании стимулирует познавательную деятельность детей, желание к рассматриванию предлагаемой литературы и материала, узнавать новое, расширять свой кругозор.

Игры-путешествия – это исследование какого-либо объекта, явления, области знаний. В них нет соревновательности. Хотя могут присутствовать задания конкурсного характера.

Организация деятельности.

Кружок первого года обучения формируется из учащихся 4-5 лет.

Это дети дошкольного возраста средней группе детского сада. Форма работы – групповая. Можно использовать групповые и звеньевые занятия, работа в парах, исходя из количества учащихся, поставленных задач, места проведения занятий и их продолжительности логического задания.

Прикреплённые файлы:

kruzhok-znaika_1hgus.pptx | 566,4 Кб
 
Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа «Основы православия» I. Пояснительная записка 1. Направленность образовательной программы Дополнительная образовательная программа «Основы православия» имеет.

Дополнительная образовательная программа по экологии Пояснительная записка. Дошкольное детство, по мнению педагогов и психологов, является таким возрастным периодом, когда активно формируются.

Дополнительная образовательная программа по работе с тканью «Волшебная мастерская» Дополнительная образовательная программа «Волшебная мастерская» Для детей 5-6 лет (срок реализации -1 год) Составила : Силина.

Дополнительная образовательная программа по певческой деятельности «Жаворонки» для детей 6–7 лет Видео В соответствии с ФГОС дошкольного образования на первый план выходит развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения.

Дополнительная общеобразовательная программа начального моделирования и конструирования «Умелые руки» Пояснительная записка. Интерес к обработке различных материалов у обучающихся велик. Они любят шить, моделировать, конструировать, клеить,.

Дополнительная общеразвивающая программа обучения детей элементам спортивных игр с мячом Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Анжеро-Судженского городского округа «Детски сад общеразвивающего вида №5.

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Читай-ка» В наш компьютерный век стремительно падает интерес детей к чтению художественной литературы. Дети вне нахождения детского сада практически.

Дополнительная образовательная программа «Школа мяча» для детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет. Физическое образование ребенка есть база для всего остального. Без правильного применения гигиены в развитии ребенка, без правильно поставленной.

План работы кружка по развитию логического мышления «Знайка» Кружок будет проходить 2 раза в неделю Сентябрь 1. «Цветные бега» Цель: познакомить с основными цветами, расширить представления об окружающем.

Рабочая учебная программа (Дополнительная образовательная деятельность) «Фантазия»Рабочая учебная программа (Дополнительная образовательная деятельность) «Фантазия» Пояснительная записка Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Уже в самой сути ребёнка заложено стремление узнавать и создавать.

Автор публикации:
Дополнительная образовательная программа кружка «Знайка»
Опубликовано: 25 сентября 2015 в 17:50
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД