Получи документы

Дополнительная образовательная программа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. «Окно в мир добра»

Людмила Мудрак
Дополнительная образовательная программа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. «Окно в мир добра»

Пояснительная записка

«Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений - одна из серьёзных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста, так как это период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина».

(Кокуева Л. В.)

Публикация «Дополнительная образовательная программа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, „Окно в мир добра“» размещена в разделах

Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.

Все мы взрослые желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их от всего, что не чисто, от всего, что дурно. Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребёнка. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши с ним отношения. Но, тем не менее, необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы в формировании личности ребёнка преобладали духовно-нравственные качества: доброта, любовь, гуманность, милосердие, чуткость, толерантность.

Самое могучее и красивое дерево обязательно было когда-то тоненьким и хрупким. Но на его срезе ранний возраст навсегда отмечен первым тонким колечком - это стержень всего ствола. Детство - это сердцевинная часть каждой жизни. Поэтому всё, что впитывает ребёнок в себя в эти годы очень важно. Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от нас педагогов. Если духовное воспитание до этого велось родителями плохо, или вообще не велось, то теперь важную роль в формировании взглядов ребёнка играет воспитатель и от него зависит воспитание духовно - нравственной личности ребёнка.

. Человек – существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное – это естественная потребность человека, призванная в этот мир. Только все вместе – образовательное учреждение, семья, церковь, государство – путем целенаправленного воспитательного влияния могут заложить в человеке семена любви к людям, заложить основы понимания того, что надо действительно спешить делать добро, а не только «брать от жизни все» и «действовать ради целей обогащения любым способом».

Ректор Российского Православного университета святого апостола Иоанна Богослова Архимандрит Иоанн (Экономцев) особо подчеркивает: «Нельзя допустить духовной, культурной и физической гибели нашего народа. Дети и молодежь безотлагательно нуждаются в духовно-нравственном просвещении и воспитании».

В наше время особенно, очевидно, что без духовности, которую несет с собой Православие нам не выжить, не обрести согласия в обществе. Больно от того, что из душ наших исчезают сострадание,

Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно- нравственные компоненты в содержании образования.

Это доказывает особую актуальность разработки программы по духовно- нравственному образованию и воспитанию детей! Значимость этой программы в том, что она содействуют сохранению духовного здоровья детей, знакомит их с основами Православной культуры, формирует у ребенка чувства любви к Родине, воспитывает у него эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живет; развивает умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края. С этой целью была разработана программа «» с введением отдельных и интегрированных занятий с учетом национально-регионального компонента. Таким образом, данная программа позволит учитывать потребности многонационального населения нашей страны, построить педагогический процесс с учетом социально-экономических, климатических и иных условий.

Цель программы: Создание условий для приобщения детей старшего дошкольного возраста к духовно- нравственным ценностям, а также воспитание готовности следовать им.

Задачи:

1. Расширять представления детей о различных сторонах народной культуры: быте, православных традициях, декоративно – прикладном искусстве, устном народном творчестве (сказках).

2. Развивать речь как средство и форму мыслительной деятельности.

3. Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.

4. Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.

5. Воспитание гуманной, толерантной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

6. Воспитывать любовь к родному краю, городу, вызывать чувство гордости за него и желание узнать новое об их истории.

7. Ориентировать семью на духовно- нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.

Тип программы: образовательная.

Образовательная область: познавательная.

Программа по своей направленности является светской и имеет интегрированный характер, который обеспечивает её взаимосвязь с основными направлениями воспитания и обучения детей дошкольного возраста: формированием экологического мышления, краеведением, основами логического мышления, экологией межличностных отношений, художественно - эстетическим и патриотическим воспитанием, родной речью, здоровым образом жизни.

В программе также заложены возможности формирования у воспитанников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Программа составлена с учетом межпредметных связей по областям:

Познание. Проводятся занятия, наблюдения, экскурсии, целевые прогулки, беседы, игры.

Социализация, где используются дидактические, сюжетно-ролевые игры; проводятся экскурсии, посещение музеев

Художественное творчество, где используются произведения живописи икон, о природе по сезонам, изготавливаются различные изделия в соответствии с тематикой занятий. Проводятся выставки детского творчества, мастер - классы.

Художественная литература, где используются произведения познавательной направленности (сказки, притчи, стихи, сказания, легенды); рассматривание иллюстраций, картинок.

Музыка, где используются музыкальные произведения в соответствии с тематикой занятия; проводятся праздники (в том числе и фольклорные, фестивали, музыкальные игры.

Физическая культура, где проводятся подвижные игры, развлечения, спортивные праздники, досуги.

Отличительные особенности: содержание данной программы охватывает весьма широкий круг деятельности детей дошкольного возраста, с учетом учебного плана ДОУ.

Сроки реализации программы.

Данная программа рассчитана на две возрастные группы с 4 до 5лет, и с 5 до 6лет 6 до 7лет.

Занятия проводятся в течение девяти месяцев в период с октября по апрель, один раз в неделю. Продолжительность занятий:20-25 минут в старшей группе, 25-30 минут в подготовительной. Программа на год включает в себя по 28 занятий в каждой возрастной группе. (табл. 1,2)Кроме теоретической работы программа предполагает также практическое закрепление полученной информации. Рисунок, аппликация, создание игрушек, коллективное панно и другие виды практической работы позволяют лучше запомнить и осознать пройденный материал. Просмотр диафильмов и слайдов на занятиях поможет педагогам в создании ярких художественных образов.

Структура программы:

1. Блок «Мир твоей души» - основы православной культуры.

2. Блок «Мир доброты» - нравственные ценности.

3. Блок «У природы нет плохой погоды» - экология.

4. Блок «Югра - единая семья народов» - национально-региональный компонент.

5. Блок «Красна изба»- традиции народной культуры.

6. Блок «С чего начинается Родина» - патриотическое воспитание.

Для оценки эффективности данной программы использованы подобранные методики и тесты (приложение 1)

Предполагаемый результат:

С помощью систематической работы по духовно- нравственному воспитанию мы надеемся достичь следующих результатов:

•устойчивость навыков поведения;

•стабильность психического развития;

•целостность восприятия мира;

•воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;

•формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом;

•развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству;

Главный результат заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

В программе выделены несколько направлений работы:

1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).

2. Воспитательно-оздоровительное (занятия-утренники, игры: подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, походы).

3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии).

4. Нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, например: изготовление подарков, открыток к праздникам).

Для реализации программы мы предлагаем следующие методы: наглядно-действенный, словесно-образный, практический.

Наглядно-действенный метод используется во время:

• показа сказок (педагогами, детьми);

• рассматривания икон, книжных иллюстраций, репродукций;

• проведения дидактических и музыкально-дидактических игр;

• наблюдений;

• экскурсий;

• воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях

Словесно-образный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

• чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;

• чтение сказок и христианских притч

• бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;

• ответов на вопросы педагога, детей;

• проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации, игры с музыкальным сопровождением и др.);

• сообщения дополнительного материала воспитателем;

• загадывания и отгадывания загадок;

• рассматривания наглядного материала;

• рассказов детей о своих впечатлениях;

• разбора житейских ситуаций;

Практический метод используется, когда необходимо:

• организация продуктивной деятельности: ИЗО (впечатления после занятия, развлечения, ручной труд (Вифлеемская звезда, корабль Св. Николая и т. д.)

• проведение игр: со строительным материалом («Ступеньки к Храму», дидактические («Хорошие и плохие поступки», подвижные («Помоги дедушке», малоподвижные («Мирилка», и др.

Формы работы с детьми:

• Первичная диагностика (сентябрь);

• Итоговая диагностика (май);

• Факультативные занятия по духовному воспитанию;

• Занятия-утренники;

• Интегрированные занятия до или после занятия-праздника;

• Чтение художественных произведений духовно-нравственного содержания;

• Беседы, беседы-обсуждения;

• Тренинги по формированию коммуникативных навыков;

• Моделирование жизненных ситуаций, требующих нравственного выбора;

• Продуктивная деятельность (открытки к празднику);

• Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей);

• Игры и тренинги духовно-нравственного содержания («Делаем добрые дела «тайно», как Св. Николай»);

• Разучивание стихов, песен к празднику;

• Целевые прогулки;

• Занятия-экскурсии;

• Посещение храма с дальнейшей беседой (по согласованию с родителями);Приложение 2.

• Встречи с интересными людьми (например: преподаватели школы искусств, участники церковного хора.); Приложение-фото

• Детская благотворительность (подарки для сирот);

• Рассматривание икон, иллюстраций, картин к праздникам;

• Организация музыкальных занятий, концертов с использованием духовной музыки;

• Оформление фотоальбома «Наши праздники»;

• Создание видеофильма «Наши праздники»;

• Выставки рисунков, открыток, поделок, выполненными детьми и детьми вместе со взрослыми;

• Посиделки-чаепития.

Формы работы с родителями:

• родительские собрания на духовно-нравственные темы;

• лекторий для родителей с участием священника;

• анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении;

• совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;

• совместное посещение родителями, педагогами, детьми Храма во время экскурсии; крестного хода;

• организация с родителями субботников в детском саду (облагораживание территории);

• изготовление декораций к праздникам.

• организация угощения детей во время утренника;

• круглые столы с педагогами ДОУ, учителями, коррекционными педагогами, священниками;

• диспуты, беседы;

• консультации;

• выставки духовной, педагогической, коррекционной литературы и пособий для родителей;

• практикум, мастер-класс специалистов;

• обмен опытом по духовному воспитанию в семье;

• конкурсы «Хозяюшки», «Мы - семья»;

• выставки семейных работ к праздникам;

• индивидуальное собеседование.

• заседания клуба «Лапотушки»

Формы работы с педагогами и сотрудниками ДОУ:

• консультации;

• педсоветы, семинары-практикумы;

• научно-практические конференции;

• творческая лаборатория;

• круглые столы;

• встречи с интересными людьми;

• выставки методической, духовной, коррекционной литературы;

• паломнические поездки по святым местам;

• экскурсии в Храм;

• лекторий, беседы, беседы-диспуты;

• участие в крестных ходах, встрече святынь;

• подбор художественных произведений духовно-нравственной направленности для работы с детьми;

• музыкальная гостиная;

• анкетирование и тестирование;

• совместные беседы-диспуты с учителями начальных классов школы;

• разучивание песнопений к праздникам;

• подготовка и проведение занятий-утренников;

Формы работы с учителями начальных классов:

• консультации;

• совместные педсоветы, семинары-практикумы;

• беседы, диспуты, круглые столы;

• анкетирование и диагностика;

• совместные экскурсии к Храму, целевые прогулки;

• совместные проведения занятий-утренников;

• встречи с интересными людьми.

Содержание работы с детьми5-6лет.

Блок занятий «Мир твоей души»

Занятие 1: «Любовь к Божьему миру. Бог – Творец».

Цель: Систематизировать имеющиеся у детей представления о многообразии мира. Дать понятие о Боге как Творце мира. Рассказать о творении Богом мира. Способствовать возникновению памяти о Боге, о любви к Нему; воспитывать любовь к природе, как к творению Божиему.

Основные виды детской деятельности: Рассматривание иллюстраций; Слушание музыки; Беседа с воспитателем; Рисование по памяти самого красивого пейзажа, который доводилось ребенку видеть.

Используемый материал: Прот. Серафим Слободской «Закон Божий», с. 16-22 Фотографии красивых пейзажей, репродукций картин русских художников: Саврасов «Грачи прилетели», Левитан «Над вечным покоем».Музыкальный ряд: А. Вивальди «Времена года» Концерт «Осень», В. Г. Свиридов «Тройка», А. Вивальди «Времена года» концерт «Весна».

Занятие 2: «Сотворение Богом человека. Жизнь первых людей в раю.

Грехопадение. Изгнание из рая. Добро и зло. Обетование Спасителя».

Цель: Рассказать о сотворении Богом человека, о назначении человека и его жизни в раю. Познакомить с историей грехопадения и изменениями, происшедшими в результате грехопадения. Дать понятие об обетовании Божием послать Своего Сына для спасения людей.

Основные виды детской деятельности: Слушание рассказа воспитателя. Рисование «Жизнь первых людей в раю», «Сад добродетелей в человеческом сердце».

Используемый материал: «Закон Божий» для самых маленьких, с. 11-12. Прот. С. Слободской «Закон Божий». С. 129 Л. В. Сурова «Православная школа сегодня». С. 241-251. Альбом, цветные карандаши.

Занятие 3: «Рождество Пресвятой Богородицы.»

Цель: Дать детям представление о святости св. прав. Иоакима и Анны (рассказ об их благочестивой жизни); познакомить с событиями Рождества Пресвятой Богородицы; Поговорить с детьми об отношении ребенка к родителям и близким.

Основные виды детской деятельности: Слушание рассказа воспитателя. Рассматривание иконы Рождества Пресвятой Богородицы Слушание тропаря праздника. Рисование дерева, под которым молилась св. православная Анна прося у Бога даровать ей ребенка.

Используемый материал: «Жития святых» для детей. Прот. Г. Дьяченко «Искра Божия» Пословицы о семье, с. 7; стихотворение И. Косякова «Мама». с. 8 Е. Дьякова «Перед праздником». с. 255-257. Альбом. цв. карандаши.

Занятие 4: «Понятие доброго дела. Понятие о молитве как о разговоре с Богом. Значение молитвы и крестного знамения в жизни».

Цель: Сформулировать вместе с детьми понятие доброго дела; дела угодного Богу; благословляемого Им, дела, совершаемого на пользу другим. Дать понятие о молитве как о разговоре с Богом. Научить крестному знамению и молитве перед началом доброго дела.

Основные виды детской деятельности: Слушание рассказа, читаемого воспитателем. Обсуждение прочитанного (беседа). Молитва детей вместе с воспитателем. Лепка, плетение или рисование «Цветик-семицветик».

Используемый материал: В. П. Катаев «Цветик-семицветик» Прот. Г. Дьяченко «Искра Божия», пословицы о милостыне. О жизни, о труде, о терпении, с. 186.

Блок занятий «Мир доброты»

Занятие 1: «Давайте радоваться» Приложение 3.

Цель: накопление положительного субъектного опыта каждым ребенком через участие в специально запланированных и организованных педагогом воспитательных ситуациях.

Задачи: расширять представление детей об эмоции «радость»; способствовать открытому проявлению эмоций социально-приемлемыми способами (словесными, творческими, физическими); раскрыть значение слов-приветствий.

Материал: пиктограмма «радость»; одноцветные бумажные салфетки; клубок ниток.

2. Беседа «Хорошие и плохие поступки».

Цель: Уточнять, обобщать и расширять знания детей о хороших и плохих поступках. Прививать детям желание делать только хорошие поступки. Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, стремление поддерживать друзей, родных и близких, заботиться о них. Учить самостоятельно, оценивать поступки других людей.

3. Беседа «О хвастовстве».

Цель: дать детям представление о хвастовстве, о том, что хвастаться некрасиво; учить характеризовать главного героя сказки, давать оценку его поведе­нию; упражнять детей в образовании существительных с суффиксом -ищ-; развивать память и сообразительность, внимание и интерес к занятиям; учить пословицы, учить понимать их значение; закреплять знания о величине предметов.

Словарь: хвастун, трусишка, взаимопомощь, храбрец.

Оборудование: кукла Петрушка, кирпичи, планка, театр -варежка «Заяц-Хваста»

Занятие 4: «Будем дружно мы играть» Приложение 4.

Цель: уточнить знания детей о доброжелательном отношении к сверстникам, о том, что надо играть дружно, делиться игрушками, уступать друг другу; воспитывать культуру поведения и положительные взаимоотношения между детьми; учить составлять описательные рассказы об игрушке по схеме; развивать сообразительность, внимание, память, интерес к занятию; выучить пословицу о дружбе; уточнить признаки геометрических тел, угадывать форму на ощупь (круглый, квадратный, прямоугольный).

Словарь: дружба, делиться.

Оборудование: Книга добрых правил и волшебных слов, Буратино, кукла Маша, картина «Игра в поезд», «чудесный» мешочек с игрушками, которые напоминают геометрические формы.

Блок занятий «У природы нет плохой погоды»

Занятие 1: «На приеме у Айболита» Приложение 5.

Цель: Сформировать представления у детей о лекарственных растениях, их значимости в жизни человека, закрепить ранее полученные знания о растениях, диких животных. Воспитывать у детей любовь к родной природе, навыки разумного поведения и бережного отношения к ней, прививать этическую и эстетическую культуру. Пробудить интерес к окружающему миру. Учить отгадывать загадки по характерным описаниям животных, растений. Привлечь внимание детей к проблемам окружающей среды. Совершенствовать речь детей, расширять запас слов. Развивать разговорную речь, внимание, память.

Материалы: картинка с изображением Айболита, карточки с изображением различных животных, лекарственных растений (подорожника, крапивы, ромашки и др., картинки с изображением деревьев, комплекты картинок с изображением грибов и ягод.

Занятие 2: «Мы жители Земли» Приложение 6.

Цели: Дать представление о сезонном развитии растений, об их связях с окружающей средой. Учить детей различать условия жизни домашних и диких животных. Понимать, какое место занимает человек в жизни животных. Через творчество детей расширить знания о природном материале.

Материал: картинки – времена года, березы, зайцы; природный материал; фломастеры.

Занятие 3: «Жучок» Приложение 7

Цель: Учить детей оценивать свои поступки и поступки других детей. Продолжать учить детей логически мыслить, делать правильные экологические выводы. Воспитывать умение принимать правильное решение, умение слушать произведение и грамотно составлять ответ по тексту. Совершенствовать умение пользоваться при ответах различными типами предложения.

Методические приемы: Сюрпризный момент, стихотворение «Жучок» Юркова, «Волшебный лес», цветные камушки, экологическая игра «Лес».

Словарная работа: Болото, пластмассовая бутылка, фантик, мусор.

Предварительная работа: Чтение экологических рассказов и стихов, рассматривание экологических знаков.

Оборудование: Коробочка, жук, волшебные камешки, лес, мусор.

Занятие 4: «Любимые дети Земли»

Цели занятия: развивать познавательный интерес к природе сибирского края; формировать способность доказывать анализировать, устанавливать экоцепочку; закреплять умения различать породы хвойных деревьев, растущих в нашем регионе; подвести к понятию, что ель – это дом для многих птиц, животных, насекомых; дать новые знания о породах хвойных деревьев, познакомить с можжевельником; воспитывать осознанное отношение к природе.

Словарная работа: лиственные, хвойные, смола, кормилец, хлебное дерево, бальзам, можжевельник

Блок занятий «Югра – единая страна народов»

Занятие 1: «Природа Югры»

Цель: Формирование у детей целостных представлений об окружающей природе. Воспитание любви к родной природе. Формирование у детей личной ответственности за сохранность природных богатств югорского края. Уточнить значение растений в жизни человека.

Материал: Красная книга Югры.

Практические работы: выполнение рисунков растений нашего края в цвете; аппликационные работы; изготовление поделок из природного материала.

Занятие 2: «Коренные народы Югры, их занятия и традиции»

Цель: Формировать у детей образное представление о прошлом и настоящем югорского края, воспитывать любовь и уважение к своей малой родине.

Словарная работа: Строганина, соболь, черкан, ханты, манси, оленеводство.

Занятие 3: «Разнообразный мир животных Югры»

Цель: Уточнять и расширять знания детей о животных Севера: характерном внешнем виде, повадках, питании, детенышах. Активизировать в речи прилагательные и глаголы.

Материал: Фигурки или иллюстрации с изображениями животных Севера, глобус.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, чтение книг. Создание зоопарка из фигурок зверей.

Занятие 4: «Рассказ воспитателя о Севере и северном олене»

Цель: расширить представление детей о природе Севера, его животном мире, дать представление о северном олене. Это домашнее животное. На оленях люди ездят на нартах, их мех используется для одежды. А мясо для еды. На Севере люди занимаются оленеводством. Продолжать знакомить детей с национальными сказками народов Югры.

Словарная работа: чум, нарты, упряжка, ветвистые рога, сильные, выносливые.

Занятие 5. «Знакомство с символикой ХМАО»

Цель: Закрепить представления о России, главном городе – Москве. Уточнить представления о государственной символике. Познакомить с символикой округа.

Воспитывать чувство любви и уважения к своей Родине.

Словарная работа: символика, Ханты-Мансийский автономный округ.

Материал:

- карта;

- иллюстрации с изображением символов России и ХМАО;

- карточки с изображением символики России и ХМАО.

Занятие 6. «Ханты и манси - жители Севера»

Цель: Познакомить детей с коренными жителями Севера - ханты и манси. Дать представление о разновидностях жилища хантов и манси, понятие «поселение». Воспитывать уважение к людям этой национальности.

Словарная работа: ханты, глинобитная печь, поселение, земляной дом., нары, амбар, чувал.

Материал и оборудование:

- карта;

- шесты и покрытие для установки чума;

- иллюстрации с изображением хантыйских построек;

Блок занятий «Красна изба»

Занятие 1: «В гостях у Хозяюшки»

Цель: познакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями, гостеприимством; продолжать знакомить детей с устным народным творчеством – пословицами, поговорками, прибаутками, обогащать речь детей образными, меткими выражениями малых форм русского фольклора.

Занятие 2: «Посиделки»

Цель: воспитывать интерес к народному быту, формировать образную речь. Употреблять в разговорной речи пословицы, поговорки; обогащать словарь названиями предметов быта: самовар, ухват, кочерга, печь, чугунок, сарафан, лапти, прялка.

Материал: предметы быта: горшки, миски, скатерть, вязаные дорожки, лапти, веник, прялка, платки, (Павловский Посад, сарафаны, музыкальные инструменты.

3. Оздоровительный досуг «Сороки».

Цель: продолжать работу по оздоровлению дошкольников, возродить забытые календарные праздники, воспитание у детей интереса к прошлому нашего народа.

4. Оздоровительный досуг «Наша добрая матрешка».

Цель: воспитывать интерес к быту и изделиям народно- прикладного искусства, фольклору России; познакомить с устным народным творчеством- знакомство с русской матрешкой.

Занятие 5: «Эти мудрые русские сказки»

Цель: познакомить с величайшим богатством русской народной культуры – сказками: развивать интерес к русским сказкам; воспитывать желание читать их, понимать глубокий смысл; знать сказки наизусть, самостоятельно сочинять новые сказки с умными. Мудрыми мыслями.

Блок занятий «С чего начинается Родина»

Занятие 1: «Я и моя семья»

Цель: развивать самопознание и воспитывать у ребенка уважение к себе; помочь ребенку осознать себя, свои достоинства и недостатки; вызвать желание рассказать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье; вызвать желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье.

Предварительная работа: составление рассказов о себе и своей семье; рисование портретов членов семьи; совместная работа с родителями по составлению семейного древа; чтение художественной литературы.

2. Музыкально – спортивный праздник «Великая Победа»

Цель: воспитывать детей в нравственно-патриотическом духе; закреплять знания о том, как наш народ защищал свою Родину. Сформировать представления о празднике День Победы; раскрыть значение победы в Великой Отечественной войне, объяснить ценность мира на земле.

Занятие 3: «Путешествие по реке времени»

Цель: обобщить и систематизировать представления детей о том, как люди защищали свою Родину в разные времена.

Занятие 4: «Москва – столица нашего Отечества»

Цель: дать представление о том, что Москва – самый большой город в нашей стране; подвести к пониманию того, что такое главный город, столица; вызвать интерес к самому прекрасному городу нашей страны, чувство восхищения и гордости красотой столицы России – Москвой; познакомить с историческим прошлым Москвы.

Занятие 5 «Беседа о Волге».

Цель: воспитывать любовь к природе и животному миру России. Развивать любознательность. Стремление изучать и сохранять животный мир, природу России; расширять представления о животном мире страны.

Таблица 1.

Учебно-тематический план работы с детьми 5-6 лет

№ Тема Количество часов

всего занятия беседа развлечение

1. «Мир твоей души» - основы православной культуры. 4 4

2. «Мир доброты» - нравственные ценности.

4 2 2

3. «У природы нет плохой погоды»- экология.

4 4

4. «Югра - единая семья народов» - национально-региональный компонент. 6 6

5. «Красна изба»- традиции народной культуры.

5 3 2

6. «С чего начинается Родина» - патриотическое воспитание 5 4 1

Итого 28 22 2 3

Таблица 3

Перспективный план работы с детьми 5-6 лет

Месяц Блок № занятия Тема мероприятия

Октябрь «Мир твоей души» 1 «Любовь к Божьему миру. Бог – Творец».

2 «Сотворение Богом человека. Жизнь первых людей в раю. Грехопадение. Изгнание из рая. Добро и зло. Обетование Спасителя».

3 «Рождество Пресвятой Богородицы».

4 «Понятие доброго дела. Понятие о молитве как о разговоре с Богом. Значение молитвы и крестного знамения в жизни».

Ноябрь «Мир доброты» 1 «Давайте радоваться»

2 «Хорошие и плохие поступки».

3 «О хвастовстве»

4 «Будем дружно мы играть»

Декабрь «У природы нет плохой погоды»

1 «На приеме у Айболита»

2 «Мы жители Земли»

3 «Жучок»

Январь «Югра - единая семья народов»

1 «Природа Югры»

2 «Коренные народы Югры, их занятия и традиции»

3 «Разнообразный мир животных Югры»

Февраль «Югра - единая семья народов»

4 «Рассказ воспитателя о Севере и северном олене»

5 «Знакомство с символикой ХМАО»

6 «Ханты и манси - жители Севера»

«Красна изба» 1 «В гостях у Хозяюшки»

Март «Красна изба» 2 «Посиделки»

3 «Сороки»

4 «Наша добрая матрешка».

5 «Эти мудрые русские сказки»

Апрель «С чего начинается Родина»

1 «Я и моя семья»

5 «Беседа о Волге».

3 «Путешествие по реке времени»

4 «Москва – столица нашего Отечества»

2 «Великая Победа»

Содержание работы с детьми 6-7лет

Блок занятий «Мир твоей души»

Занятие 1: «Знакомство с храмом» (проводится в храме) с согласия родителей. Приложение 2

Цель: Дать понятие о храме, как о доме Божьем, о месте особого присутствия Бога. Объяснить особенности внешнего вида храма, внутреннего устройства. Познакомить с правилами поведения в храме: научить детей совершать поклоны, ставить свечи, прикладываться к иконам, подать с детьми общую записку о здравии. Способствовать воспитанию любви к Богу, чувства благоговения перед святыней. После экскурсии - рисование «Храма Божия».

Используемый материал: Марченко В. «Дом Божий» (о храме). Прот. С. Слободской «Закон Божий». С. 609

Занятие 2: «Празднование Казанской иконы Божией Матери (4 ноября) Почитание Богородицы. Богородичные иконы.

Цель: Дать сведения о том, что Пресвятая Богородица есть Покровительница, Заступница и Представительница перед Богом для всех людей. Воспитывать благоговейное почитание Пресвятой Богородицы. Познакомить с разными богородичными иконами, подробно рассказать о Казанской иконе Божьей Матери.

Основные виды детской деятельности: Беседа (о том, что дети знают, видели на прошлой экскурсии). Прослушивание тропаря. Рассматривание разных икон Пресвятой Богородицы. Рассматривание фотографий храмов в честь Казанской иконы Божией Матери. Вышивка полотенца на икону Божьей Матери

Используемый материал: Е. Дьякова «Перед праздником». С. 301 Иконы Пресвятой Богородицы: Смоленская, Владимирская, Казанская. Фотографии храмов в честь Казанской иконы. Полотенце, нитки мулине.

Занятие 3: «Ангелы Божии и их служение».

Цель: Рассказать детям о существовании и служении святых Ангелов

Основные виды детской деятельности: Слушание рассказа воспитателя. Рассматривание иконы Ангела-Хранителя. Изготовление поделки из бумаги «Трубящий Ангел»

Используемый материал: Еп. Евфимий «Прекрасный Божий мир». С. 47. Прот. С. Слободской «Закон Божий». С. 53 Газета «Воскресная школа» – Сборник педагогических материалов, опубликованных в 1998 году, С. 122. Икона Ангел-Хранитель Листы плотной бумаги, шаблоны, цв. карандаши, ножницы.

Занятие 4: «Знакомство с церковным искусством: церковная музыка, пение. Колокола и колокольный звон»

Цель: Приобщить детей к музыкальному духовному искусству на примере простых произведений духовной музыки. Рассказать о назначении и истории колоколов и колокольного звона.

Основные виды детской деятельности: Слушание рассказа воспитателя Прослушивание магнитофонных записей: пасхальные песнопения Свято-Троицкой Сергиевой Лавры «Воскресение Твое, Христе Боже.» (смешанный хор, песнопения Киево-Печерской Лавры «Под Твою милость.» (мужской хор). Рассматривание колокольчиков, иллюстраций колоколов Слушание записей колокольных звонов: праздничные пасхальные звоны колоколов Свято-Троицкой Сергиевой Лавры; Архангельские колокола - праздничный звон, свадебный звон, вечерний звон; Било, колокольный звон - монастыря свв. Киприана и Иустины в Греции. Изготовление дидактической игры «Собери колокол»

Используемый материал: Журнал «Купель» за 1997 г. О Царе-колоколе, бубенцах, валдайских колокольчиках, о биле и иерихонских трубах. - М., 1997. Колокольчики, иллюстрации «Царь Колокол». Магнитофон. Кассеты с записью. Картонные шаблоны, картон, карандаши, ножницы.

Занятие 5: «Преподобный Серафим Саровский».

Цель: Познакомить с житием преп. Серафима Саровского, как одного из наиболее почитаемых русских святых. Способствовать воспитанию любви к Богу, стремлении подражать святым.

Основные виды детской деятельности: Слушание рассказа воспитателя. Рассматривание иконы прп. Серафима Саровского. Рассмотрение иллюстраций в книгах, где переложено для детей житие Серафима Саровского. Составление композиции «В Саровском лесу».

Используемый материал: Преп. Серафим Саровский. Обитель Иова Почаевского. Мюнхен-Москва, 1993. Иллюстрации, репродукции портретов и икон. Пластилин, материал для конструирования.

Занятие 6: «Вознесение Господне».

Цель: Познакомить с Евангельским повествованием Вознесения Господня.

Основные виды детской деятельности: Ответы на вопросы воспитателя. Слушание рассказа воспитателя. Прослушивание тропаря праздника и объяснение тропаря воспитателем. Аппликация к празднику: ветка цветущего дерева.

Используемый материал: Евангелие от Луки ст. 14, 17, 24, 31, 32 Прот. С. Слободской «Закон Божий» с. 446 Е. Дьякова «Перед праздником» с. 139 Икона праздника. Бумага, ножницы

Блок занятий «Мир доброты»

Занятие 1: «Пусть добро навеки побеждает зло» Приложение 8

Цели занятия: раскрыть сущность полярных понятий – “добро” и “зло” и эмоций, которые им соответствуют; учить детей активно защищать свою нравственную позицию; учить достойно, признавать свою неправоту в суждениях и поступках; закреплять умение облекать своё внутреннее состояние в словесную форму; продолжать формирование представление о том, что доброта, вежливость, есть проявление красоты души. учить выбирать цветовую гамму для отражения понятий добро и зло. Учить детей конструктивным способам снятия напряжения, связанного с чувством злости. расширять словарный запас слов. подвести детей к пониманию доброты как основы взаимоотношений между людьми.

Предварительная работа: игра «Добро и зло», игра «Два волшебника», рисование на тему «Добрый и злой», игра «Наше настроение», упражнение «Расскажи о своём настроении», игра «Гневная гиена», упражнение-тренинг «Злюка».

Материалы к занятию: дорожки – зелёная, красная, синяя, Цветик-семицветик, золотые и серебряные фишки, куклы в костюмах нищенки-матери и мальчика-звезды; картонные сердечки, ярко оформленные; две тарелочки: в одной конфеты, а в другой серые квадраты, иллюстрации сказочных героев, незаконченные пиктограммы с гномами, фломастеры, запись песни В. Шаинского «В мире много сказок».

Занятие 2: «Я и моя семья»

Цель: дать детям представление о семье, о составе семьи (мама, папа, дети - самые близкие люди, взрослые в семье работают, все дружны и внимательны друг к другу); воспитывать чувство любви и уважения к родным; учить составлять длинные, короткие предложения; совершенствовать навыки связной речи;

Словарь: семья, родственные отношения, близкие люди.

Оборудование: альбом с фотографиями, кожух, карандаши для рисова­ния, куклы-макеты всех членов семьи.

Предварительная работа: Чтение стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине» Беседы о семье. Разучивание стихов о маме, семье.

Занятие 3: «Будут руки трудовые».

Цель: продолжить формировать у детей представление о человеке; пополнить знания детей об основных частях тела (руках) и их значении (значимости, особенностях движений - руки выполняют различные действия; раскрыть понятие «добрые руки»; упражнять в прямом и обратном счете в пределах 5; упражнять в выполнении бытовых поручений; познакомить с упражнениями пальчиковой гимнастики; закрепить негативное отношение к вредным привычкам: брать пальцы в рот, грызть ногти; формировать основы здорового образа жизни, желание быть физически здоровым, трудолюбивым; закреплять умение составлять длинные, короткие предложения.

Словарь: личная гигиена, доброе дело, добрые руки.

Оборудование: робот «Помогайчик», схема описательных рассказов, письмо с полезными советами.

Предварительная работа: Беседа с детьми о правилах личной гигиены. Чтение сказки К. Чуковского «Мойдодыр». Рассматривание иллюстраций о чистоте и здоровье. Составление описательных рассказов о средствах гигиены по схеме с использованием слов «мыло», «полотенце».

Занятие 4: «Давайте говорить друг другу комплименты»

Цель: учить детей быть внимательными друг к другу, замечать в друзьях положительные качества характера, стараться порадовать своим отношением окружающих людей в различных ситуациях; закрепить умение говорить друг другу комплименты; учить детей радоваться самим, когда они делают другим приятное.

Занятие 5: «Как поступить правильно»

Цель: формировать представление о положительных и отрицательных поступках, поведении; правильно оценивать себя и других; видеть хорошее и плохое в персонажах знакомых сказок.

Блок занятий «У природы нет плохой погоды»

Занятие 1:«Встреча Весны на Руси и приготовление печенья «тетерки» и «жаворонки».

Цель: Знакомство детей с русским народным творчеством (песнями, закличками, общий смысл которых заключается в прославлении русских обычаев, щедроты и доброты русского народа. Расширение представления детей о наших традициях, развитие эстетического вкуса, стремление к достижению желаемого результата; Закрепление с детьми характерных особенностей печенья «тетёрки» и «жаворонки».

Методические приемы: Беседы; Рассматривание образцов печенья «тетерки» и «жаворонки»; Выразительное чтение; Индивидуальная помощь.

Оборудование: Подносы с тестом, салфетки, пластмассовые ножи, ингредиенты для теста (мука, соль, сахар, молоко, масло, шапочки для птиц, магнитофон, мольберт с эскизом печенья «тетерки» и «жаворонки».

Занятие 2: «В гостях у дядюшки «Ау» Приложение 9

Цель: Дать детям экологические знания о лесе, о таких растениях как пихта, мать-и-мачеха, иван-да-марья, боярышник, шиповник. Активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих породы деревьев: хвойные, лиственные. Дать детям понятие, что лес - это многоэтажный дом. Способствовать обобщению представлений детей о растениях - это трава, кустарники, деревья. Упражнять в распознавании веток по цвету коры, по запаху, от какого дерева ветка. Учить сравнивать ветки кедра, ели и сосны, делать самостоятельно выводы. Создавать эмоциональное настроение, используя звуки леса и музыку. Развивать игровые, мимические и речевые умения. Воспитывать бережное отношение к растительному миру.

Предварительная работа: Чтение книги В. Зотова «Лесная мозаика». Рассматривание картин и иллюстраций о лесе, растениях. Наблюдения ан прогулке за деревьями, кустарником, травами. Загадывание загадок о растениях.

Необходимый материал к занятию. План маршрута по лесу. Аудиозапись со звуками леса. Картинки с изображением растений. Ветки от разных деревьев и кустарника. Сосновое или пихтовое масло для аромотерапии. Игрушка Дядюшки АУ.

Занятие 3: «Экологическое путешествие»

Цель: дать детям представление о разнообразии природы, перечислить причины вымирания некоторых животных, формировать экологическое сознание. Вызвать беспокойство за экологическое состояние планеты и желание созидательно взаимодействовать с природой. Развивать интерес бережное отношение и любовь к окружающему миру. Дать сведения о Красной книге.

Материалы и оборудование: атрибуты, иллюстрации, оформление (пещера, подводный и надводный мир, лес). Макет Красной книги, музыкальное сопровождение, костюмы героев.

Занятие 4: «Через добрые дела можно стать юным экологом».

Цель: Раскрыть перед детьми на конкретных литературных примерах, что бывают хорошие и плохие поступки. Показать, что юный эколог – это ребенок, который любит природу, заботится о живых существах (растениях и животных) в детском саду и дома, создает для них хорошие условия жизни.

Материал: Книги- сказки «Лиса, заяц и петух», «Золушка»; кукла в костюме доброй феи с сумочкой; стенд «Панорама добрых дел: ребята хотят стать юными экологами»; клей, пластилин; модель «Сухое (несчастное дерево)» с набором зеленых листьев из бумаги, которые лежат в сумочке феи. Зеленые бумажные листочки раздаются детям, воспитатель надписывает то, что придумал ребенок, и наклеивает на модель.

Блок занятий «Югра – единая страна народов»

Занятие 1: «Югорская земля в творчестве поэтов и писателей Севера»

Цель: Знакомить детей со сказками, легендами, мифами Югры; научить замечать в творчестве поэтов и писателей природы края, традиции и обычаи народа. Любви к своей малой Родине и её народу.

Материал: Методическое пособие для дополнительного чтения «Чудный олень»

Занятие 2: «Художники югорского края»

Цель: Познакомить детей с творчеством художников хантыйского народа: Г. Райшев, М. Тебетев и др. Югра в творчестве художника В. Игошева и др. Декоративно – прикладное искусство: резьба по дереву и кости. Орнаменты: бисерное плетение, шитье по ткани, шитье по меху.

Предварительная работа: экскурсия в историко-краеведческий музей «Отражение» г. п. Талинка.

Занятие 3: «Край таежных рек и озер»

Цель: Дать знания о природных богатствах края. Развивать наблюдательность, речь. Общий кругозор, экологическую культуру, обогащать нравственно – эстетический и познавательный опыт детей. Роль реки в жизни коренных народов Югры.

Практическая работа: нахождение на контуре карты Югры реки, озера своего города (поселка).

4. Спортивный праздник с региональной направленностью

«Тайга зовет!»

Цель: создать радостное, праздничное настроение, закреплять двигательные навыки в изменяющейся обстановке физкультурного праздника, развивать у детей морально-волевые черты характера: целеустремлённость, дружелюбие, взаимовыручку в командных действиях, любовь к своему краю.

Оборудование: барьеры (6 шт., мешки без дна (3 шт., фишки, кубики по числу игроков, 3 обруча, 3 ведра, 3 повязки для глаз, 3 линейки, баскетбольные мячи, обручи, маски животных, 9 мягких модулей (кубы).

Занятие 5. «Просторы Югры» (знакомство с историей родного края и изготовление картин по теме)

Цель: познакомить детей с историей и культурой родного края, развитие творческого воображение, освоение выразительных возможностей художественных материалов и техник, а также умение ими пользоваться. Расширить знания детей об истории и культуре родного края. Научить создавать будущую композицию картины. Научить последовательности выполнения работы. Продолжать учить детей логически и грамотно выражать свои мысли. Учить делать выводы и анализировать материал. Воспитывать у детей интерес к истории родного края и декоративно-прикладному творчеству родного края.

Оборудование:

Мультимедийное оборудование.

Материал: ДВП, простой карандаш, резинка, калька, копировальная бумага, кисти для клея, клей ПВА, соленое тесто, стеки, подложка, баночка с водой.

Блок занятий «Красна изба»

Занятие 1: «Там на неведомых дорожках…»

Цель и задачи: Воспитывать у детей уважение к культуре прошлого своего народа и отношение к памяти как основе нравственности. Через сказочные образы дать представления детям: о мифическом пространстве- границе «своего» и «чужого» мира, об избушке Бабы Яги; о нравственном подвиге героя, рисковавшего жизнью и способного дарить благо людям.

Материал: слайд картины В. Васнецова «Витязь на распутье», видеокассета мультфильма р. н. сказки «Гуси – лебеди», иллюстрация и фрагмент сказки «Василиса Прекрасная» с описанием избушки Бабы Яги.

Занятие 2: «Поиграй, посмеши, свою удаль покажи!»

(физкультурное занятие с элементами фольклора)

Цели и задачи: закрепить умение перестраиваться в ходе выполнения упражнений, быть внимательными, соблюдать правила игры, развивать ловкость, совершенствовать различные виды ходьбы и бега, свободно бегать по залу.

Материал: платочки, мячи, гимнастические палки.

Технические средства: магнитофон с записями русских народных мелодий (музыка быстрая, веселая).

3. Развлечение: «Русский пряник»

Цели: познакомить детей с историей возникновения пряника, элементами технологии его приготовления, ввести их в мир философии народной «пряничной» традиции; учить относиться к любому делу с любовью, радением, дарить людям тепло своей души, быть благородным.

Материал: народные костюмы(2) для педагогов, кукла в народном костюме, пряничная доска, тесто для формовки пряников (соленое, жестяные формочки, «печатки», мука пшеничная и ржаная, зерно, посуда хохломская, мед в прозрачной посуде, пряники для угощения детей.

4. Праздник «Ярмарочные гулянья»

Цель: приобщать детей к русской культуре, духовному богатству, красоте и мудрости родного народа; развивать интерес к историческим событиям, народной культуре, фольклору через народные игры, хороводы, частушки, песни, попевки, танцы; пополнять словарный запас детей архаизмами, знать их смысл и уметь использовать их в речи; развивать у детей восприимчивость к эстетике, формировать положительные эмоции.

Блок занятий «С чего начинается Родина»

Занятие 1: «Земля – наш общий дом»

Цель: формировать самосознание ребенка, связанное с овладением элементарными знаниями по истории и географии, культуре России; воспитывать детей на непрерывной связи истории прошлого, настоящего и будущего.

Занятие 2: «Наша Родина – Россия, наш язык – русский»

Цель: Воспитывать у детей любовь к своей Родине, родному городу, народному творчеству; закреплять знания детей о русском фольклоре, познакомить детей с понятием «устное народное творчество»; активизировать словарь детей русскими пословицами и поговорками; воспитывать любовь к творчеству великого русского поэта А. С. Пушкина.

Занятие 3: «Россия – Родина моя»

Цель: Формирование патриотических чувств; закрепление знаний государственных символов страны; формирование простейших географических представлений о стране; уточнение понятий «богатая», «большая», «родная» страна.

4. Беседа о Дне Победы.

Цель: расширить знания детей о Дне Победы, традициях его празднования, Великой Отечественной войне, жизни людей на войне и в тылу; воспитывать любовь к Родине, уважение к ветеранам.

Учебно-тематический план работы с детьми 6-7 лет

Таблица 2

№ Тема Количество часов

всего занятия беседа развлечение

1. «Мир твоей души» - основы православной культуры. 6 6

2. «Мир доброты» - нравственные ценности.

5 5

3. «У природы нет плохой погоды»- экология.

4 4

4. «Югра - единая семья народов» - национально-региональный компонент. 5 4 1

5. «Красна изба»- традиции народной культуры.

4 2 2

6. «С чего начинается Родина» - патриотическое воспитание 4 3 1

Итого 28 24 1 3

Перспективный план работы с детьми 6-7 лет

Месяц Блок № занятия Тема мероприятия

Октябрь «Мир твоей души» 1

2 «Знакомство с храмом»

3 «Ангелы Божии и их служение».

4 «Знакомство с церковным искусством: церковная музыка, пение. Колокола и колокольный звон»

5 «Преподобный Серафим Саровский».

Ноябрь «Мир твоей души»

2 «Празднование Казанской иконы Божией Матери (4 ноября) Почитание Богородицы. Богородичные иконы.

6 «Вознесение Господне».

«Мир доброты» 1 «Пусть добро навеки побеждает зло»

2 «Я и моя семья»

Декабрь «Мир доброты»

3 «Будут руки трудовые».

4 «Давайте говорить друг другу комплименты»

5. «Как поступить правильно»

«Югра - единая семья народов» 1. «Югорская земля в творчестве поэтов и писателей Севера»

Январь «Югра - единая семья народов» 2 «Художники югорского края»

3 «Край таежных рек и озер»

4 «Тайга зовет!»

5 «Просторы Югры»

Февраль «Красна изба» 1 «Там на неведомых дорожках…»

2 «Поиграй, посмеши, свою удаль покажи!»

3 «Русский пряник»

4 «Ярмарочные гулянья»

Март «У природы нет плохой погоды»

1 «Встреча Весны на Руси и приготовление печенья «тетерки» и «жаворонки».

2 «В гостях у дядюшки «Ау»

3 «Экологическое путешествие»

4 «Через добрые дела можно стать юным экологом».

Апрель

«С чего начинается Родина» 1 «Земля – наш общий дом»

2

«Наша Родина – Россия, наш язык – русский»

3 «Россия – Родина моя»

4 Беседа о Дне Победы.

Труд воспитателя, как посаженое плодовое деревце, не сразу даёт результаты. Приходится ждать годы. Но плоды обязательно принесут радость, наполнят сердце счастьем. Хорошо, если дети отождествят себя со святым Александром Невским или Ильёй Муромцем, а не с Гарри Потером. Большая радость будет, когда в сердцах детей засветится теплый огонёк любви, который, несомненно, скажет нам, что наши дети готовы стать в единый ряд русских людей, которые испокон веков созидали немеркнущую славу России.

Литература

Тарханов А. С., Мартовский С. Б. «Уроки души» Сборник стихов, сказок, праздников Югры. 2005

Таисия Чучелина «Сказки Югры» «наш современник», Москва 1995

«Ханты-манси, кто мы?» издательство «Стерх» 1993

Мещ В. А. «Здравствуй Югра!» Ханты – Мансийск 2000

«Мир животных и растений Югры» «Сократ» Екатеринбург 2009

Сирелиус У. Т. «Путешествие к хантам», Томск 2001

Научно – практический журнал «Управление» № 8 2006

Каминская Н. М. История костюма. - М. : Легпромбытиздат, 1986. – 167 с. 2003. - №4. - С.

Народные инструменты: Кладовая солнцеворота. - Омск,2000.

Лаврентьева Л. С. Культура русского народа: Обычаи, обряды, занятия, фольклор. - СПб. : Паритет,2004. – 448 с.

Муслакова М. Н. Забытая старина: Турнир знатоков народного творчества//ЧУИ.

http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-1753

http://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/36445.php

http://festival.1september.ru/articles/604001/

http://www.twirpx.com/about/search/?searchid

http://dohcolonoc.ru/

http://nsportal.ru/detskii-sad/

Maam.ru

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание личности в условиях новой модели образования. Социально-экономические инновации в период становления российской государственности вызвали определенное социальное расслоение общества,.

Духовно-нравственное воспитание в условиях с. р. ц. В нашей стране последние время особое внимание уделяется проблемам духовно-нравственному воспитанию детей. Дети – это будущее нашей страны.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная образовательная программа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. «Окно в мир добра»
Опубликовано: 11 октября 2012 в 16:36
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД