татьяна ванюшкина
Дополнительная общеобразовательная программа «Эрудит» по общеинтеллектуальному развитию детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Центр внешкольной работы «Подросток»
Дошкольный образовательный центр «Буратино»
Дополнительная общеобразовательная программа
«Эрудит»
(по общеинтеллектуальному развитию детей дошкольного возраста)
Возраст детей 4-7 лет, срок обучения – 3 года
Автор - составитель:
Ванюшкина Татьяна Ивановна,
педагог дополнительного образования
Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа „Эрудит“ по общеинтеллектуальному развитию детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
Аннотация: дополнительная общеобразовательная программа «Эрудит» направлена на формирование логического мышления и обучение чтению детей дошкольного возраста.
Предназначена для педагогов дополнительного образования.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Направленность дополнительной общеобразовательной программы
Дополнительная общеобразовательная программа «Эрудит» имеет социально-педагогическую направленность. Она предполагает формирование обогащенных математических и языковых знаний и умений у детей дошкольного возраста на основе использования широкой интеграции с другими областями знаний и культуры. Программа направлена на создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, навыки чтения и умения достаточно свободно и правильно говорить.
Программа «Эрудит» является модифицированной, по педагогическим целям познавательная, по форме организации содержания однопрофильная, по содержанию модульная, по уровню освоения общеразвивающая.
1.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Новизна программы заключается:
в обновлении содержания программы, включающего новые модули: «Обучение чтению», «Занимательная логика»;
в использовании оригинальной методики «Технология педагогического сотрудничества»;
в образовательный процесс введена методика «Диагностическая ситуация аналитико-синтетической деятельности» (Белошистая А. В.).
Актуальность дополнительной общеобразовательной программы «Эрудит» обусловлена потребностями сегодняшнего уровня общественной жизни и ориентирована на эффективное решение задач обучения чтению, развитию речи, формированию математических знаний и умений у детей дошкольного возраста. Способствует расширению и дополнению базовых математических и языковых знаний детей, не посещающих и посещающих дошкольные образовательные учреждения.
Обучение чтению и логике носит общеразвивающий характер, оказывает влияние на развитие любознательности, познавательной активности и мыслительной деятельности детей дошкольного возраста. Формирует систему элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни.
Педагогическая целесообразность программы опирается на концепцию всестороннего развития ребенка дошкольного возраста, которая предполагает учет поисковой активности, его самостоятельность, «мыслительную самодеятельность». Всестороннее познавательное развитие достигается посредством получения знаний из разных областей познания: математики, языкознания, экономики, геометрии, географии, физики.
Принципы построения дополнительной общеобразовательной программы
Программа «Эрудит» составлена на основе дидактических принципов:
принцип природосообразности: образовательный процесс строится согласно логике (природе) развития личности ребёнка;
принцип индивидуализации: на занятиях создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности как ребёнка, так и педагога;
принцип гуманистичности: ребёнок рассматривается как активный субъект совместной с педагогом деятельности.
1.3. Цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы
Цель: Развитие интереса к чтению и расширенным математическим знаниям у детей дошкольного возраста.
Задачи
Воспитательные:
воспитывать любовь к родному языку;
формировать положительное отношение к математике, уверенность в собственных интеллектуальных возможностях;
формировать внутреннюю мотивацию детей к дальнейшему получению математических и языковых знаний;
формировать общую осведомленность детей о внешнем мире, их кругозор, элементы мировозрения.
Развивающие:
развивать способность рассуждать об объектах внешнего мира, - развивать готовность слушать и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения;
развивать логическое мышление и мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез, классификация по родовым признакам.
Обучающие:
способствовать расширению активного и пассивного словаря детей;
- научить звуковому анализу слов;
способствовать формированию логических мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии);
формировать элементарные математические представления, первичные представления об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени
учить понимать и прослеживать причинно – следственные связи явлений и выстраивать на их основе простейшие умозаключения;
- формировать элементарные навыки чтения.
1.4. Отличительные особенности дополнительной модульной программы
Программа «Эрудит» модифицирована на основе анализа дополнительных общеобразовательных программ «Логика с элементами математики» (Чергинская Л. Н.) , учебно – методического пособия «Раз – ступенька, два – ступенька» (Петерсон Л. Г., Хомена Н. П.) и образовательной программы: «Детство» - под редакцией Михайловой З. А.
В содержание программы «Эрудит» введены модули: «Занимательная логика» и «Обучение чтению». В модуле «Занимательная логика» уменьшены часы на изучение элементарных математических представлений и увеличены на изучение логики, включены новые разделы: «География для малышей», «Физика для малышей», «Экономика для малышей», добавлены новые темы в разделы: «Геометрия для малышей», «Ориентирование в пространстве», «Ориентирование во времени», «Логические задачи».
Программа знакомит детей с элементами таких наук как физика, экономика и география, что расширяет кругозор детей и отражает практическое применение математических знаний в этих областях познания.
Модуль «Обучение чтению» был полностью разработан автором на три года обучения дошкольников с использованием элементов методики Н. А. Зайцев. В процессе реализации программы ребёнок должен овладеть знаниями, умениями и навыками, которые в дальнейшем помогут ему адаптироваться к обучению в школе.
Технология педагогики сотрудничества, заложенная в программу, дает возможность интерактивно познавать мир, общаться и сотрудничать с ровесниками и взрослыми. Данная технология предполагает два вида взаимодействия детей друг с другом. Это прежде всего работа в парах (метод «Учимся вместе» Student Team Learning разработан в университете Миннесоты. Другая форма сотрудничества детей- деятельность в микрогруппах (метод «Обучаемся в команде» Learning Togeher).
1.5. Возрастные особенности детей
В возрасте 4 — 7лет у детей происходит завершение в основном процесса формирования активной речи и происходит выход сознания ребенка за пределы непосредственно воспринимаемой действительности. Взрослый теперь представляет интерес в первую очередь как источник интересной и достоверной информации. Общение ребенка с взрослым носит внеситуативно-деловой характер. Кризис 3 лет остался позади, воспитанники стали более эмоционально устойчивы, менее капризны. Они начинают проявлять интерес к своим сверстникам как партнерам по игре. Мнение сверстника становится очень значимо.
Мышление носит наглядно-образный характер. В этом возрасте ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов: измерение, сравнение путем наложения, прикладывания предметов друг к другу и т. п.
Развитие личности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие.
Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, педагог обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Он постоянно создает ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними все более сложные задачи, развивает их волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений.
Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий.
Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от педагога, обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Таким образом, к моменту поступления в школу знания ребенка уже в определенной мере упорядочены и систематизированы. В результате освоения математических представлений ребенок овладевает элементарными математическими отношениями, формированием мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии, учится понимать и прослеживать причинно – следственные связи явлений и выстраивать на их основе простейшие умозаключения.
В пользу обучения чтению в дошкольный период можно привести тот аргумент, что этот возраст считается периодом «языковой одарённости», так как в этом возрасте наблюдается повышенная чувствительность и интерес воспитанников к чтению, к буквам, который часто угасает, будучи нереализованным.
Оптимальное количество детей на занятиях 10-12 человек, что позволяет осуществлять индивидуальный подход к каждому.
Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы
Программа «Эрудит» рассчитана на три года обучения, в количестве 216 часов.
Первый год обучения – 72 часа, второй год обучения – 72 часа, третий год обучения – 72 часа.
1.6. Формы и режим занятий
Основной формой организации образовательного процесса является групповое занятие. Занятия включают разные виды деятельности: познавательную, продуктивную, двигательную, коммуникативную, конструктивную.
Формы проведения занятий самые разнообразные: игра, путешествие, спектакль, встреча со сказочным героем, соревнование, конкурс, викторина, КВН, математические праздники, заочная экскурсия и т. п.
Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю по одному часу,
продолжительность занятий в соответствии с нормами Сан Пина:
1 год - 20 минут;
2 год обучения –25 минут;
3 год обучения – 30 минут.
1.7. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
К концу обучения у детей должны быть сформированы
Личностные результаты:
заложена любовь к родному языку, сформировано осознание своей этнической принадлежности;
сформировано положительное отношение к математике, уверенность в собственных интеллектуальных возможностях;
сформирована внутренняя позиция на уровне положительного отношения к необходимости получения математических и языковых знаний;
сформировать общие представления детей о внешнем мире, его многообразии и единстве.
метапредметные результаты
регулятивные:
умение планировать свои действия в соответствии с поставленной учителем задачей;
проявление познавательной инициативы ребёнком в учебном сотрудничестве с педагогом и сверстниками;
умение вносить необходимые изменения в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
Коммуникативные
умение принимать различные точки зрения, умение формулировать собственное мнение;
умение продуктивно решать различные ситуации на основе учета интересов всех его участников;
умение учитывать разные мнения и интересы, представлять собственную позицию;
Познавательные
умение строить простые рассуждения об объектах внешнего мира, их строении и свойствах;
умение осуществлять анализ результатов деятельности на занятии;
умение пользоваться информацией полученной на занятиях при сравнении, классификации, анализе групп предметов
Предметные результаты:
К концу первого года обучения дети должны знать:
изученные буквы;
персонажей русских народных сказок
счет в прямом и обратном порядке в пределах 10;
цифры 1-5, отсчитывать необходимое количество предметов по цифре;
порядковые числительные в пределах 5, отвечать на вопрос «какой по счету?»;
геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг, овал, прямоугольник, находить в окружающей обстановке предметы похожие на основные геометрические формы;
время года, названия частей суток: утро, день, вечер, ночь.
Уметь:
находить изученные буквы в таблицах;
декламировать стихотворения о буквах;
слышать звуки в словах;
сравнивать предметы по размеру, пользуясь условной меркой, по количеству, определяя «больше», «меньше»;
располагать геометрические фигуры на плоскости листа: вверху, внизу, справа, слева, посередине;
определять время года, названия частей суток: утро, день, вечер, ночь;
определять название дней недели и их последовательность;
ориентироваться во временных отношениях: сегодня, вчера, завтра;
выполнять задачи и упражнения на сравнение предметов (сходство и различие 2 предметов);
классифицировать предметы по 1-2 признакам (цвет, форма, размер, по применению и т. д.);
находить соответствия по назначению, по причинности событий и т. д. ;
раскладывать предметы в убывающем и возрастающем порядке;
устанавливать последовательность: что зачем идет? Что будет дальше?
Сформированы навыки:
отвечать на вопросы педагога полными ответами;
отвечать на вопросы по содержанию произведений;
слушать литературные произведения.
представление об основных геометрических формах;
определять нахождение предметов по отношению к самому себе;
сравнивать предметы по размеру;
определяться во времени (времена года, части суток, дни недели).
К концу второго года обучения дети должны знать:
- звуки и буквы русского язык;
названия и последовательность чисел от 1 до 10;
названия и обозначения действий сложения и вычитания;
цифры от 1 до10, знаки сложения и вычитания, равенства;
названия геометрических фигур;
названия линий, углов;
времена года, их признаки, называть названия месяцев;
дни недели, их последовательность и порядковое расположение: понедельник – первый, вторник – второй и т. д.
Уметь:
слышать звуки;
читать открытые и закрытые слоги, 1-2-сложные слова;
определять местонахождение заданного звука в составе слова;
составлять 1-2-х сложные слова из кубиков;
пересказывать небольшой по объёму текст;
составлять предложения по картинке;
считать предметы в пределах 10; читать, записывать и сравнивать числа в пределах 5;
находить значение числового выражения в 1 действие в пределах 5;
решать задачи, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания;
сравнивать, группировать предметы по размеру, цвету, форме;
определять количественное соотношение двух групп предметов; понимать конкретный смысл слов: больше-меньше; столько же;
находить соответствия по применению, назначению, «часть-целое» и т. д. ;
устанавливать последовательность времен года, частей суток, событий по картинкам, иллюстрациям к сказкам;
обобщать отдельные события, проводить аналогии между предметами;
подбирать слова-антонимы, уметь видеть в каждом событии положительные и отрицательные моменты;
находить общий признак у предметов, «лишний» предмет, давать «определения» предметам.
Сформированы навыки:
составления предложения на основе рисунков, иллюстраций;
оформления своей мысли в устной речи;
отличать новое от уже известного с помощью педагога;
представления об арифметических действиях сложения и вычитания;
представления о знаках арифметических действий (+, (-(=);
решать арифметические примеры на +, - 1;
составлять арифметические задачи;
различать и называть геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник, ромб, трапеция);
классифицировать предметы по определённым признакам и устанавливать соответствия, закономерности, смысловые соотношения.
К концу третьего года обучения дети должны знать:
русский алфавит;
названия и последовательность чисел от 1 до 10;
знаки +, -, =, больше, меньше;
свойства предметов;
знать геометрические фигуры и их разновидности, общие свойства.
Учащиеся должны уметь:
читать по слогам небольшой по объёму текст;
определять ударный слог в слове;
составлять предложения из кубиков;
правильно определять интонационную окраску предложений;
описывать предмет;
озаглавливать текст;
составлять рассказ по серии картинок;
выполнять логические упражнения по грамматике;
считать предметы в пределах 20; читать записывать и сравнивать числа в пределах 10;
называть числа в прямом и обратном порядке;
находить значение числового выражения в 1 действие в пределах 10;
решать задачи в 1 действие, раскрывающие конкретный смысл сложения и вычитания, а также задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного;
правильно использовать термины при сравнении предметов по длине, величине, различных измерениях; объяснять процесс и результат своих действий;
измерять длину предметов с помощью линейки; - ориентировать в пространстве и во времени;
группировать предметы по 3-4 признакам: цвет, форма, размер, назначение, применение и т. д. ;
подбирать нужный предмет путем анализа, установления закономерности, сравнения;
подбирать недостающий фрагмент к предмету, из отдельных частей собирать нужный предмет и т. д. ;
видеть закономерности в расположении предметов, в последовательности событий и т. д. ;
сравнивать предметы, картины, находя сходство и различие, находить одинаковые предметы в ряду других предметов;
устанавливать последовательность событий, определять что сначала, что потом;
находить общий признак у предметов, «лишний» предмет, давать «определения» предметам;
находить соответствия по применению, назначению, «часть-целое» и т. д
обобщать отдельные события, проводить аналогии между предметами.
Сформированы навыки:
различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;
различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки, колыбельные, потешки);
счётные и числовые операции в пределах 20;
решать логические задачи;
решать арифметические задачи и примеры на сложение и вычитание;
сравнивать величины и множества предметов.
Основным способом проверки ожидаемых результатов является диагностика знаний, умений и навыков детей по методике В. П. Симонова (0,1,2 балла). Диагностика проводится три раза в год: начальная - определяет уровень, имеющихся у детей знаний, умений и навыков; промежуточная – коррекционная, выявляет пробелы в знаниях и умениях; итоговая диагностика - направлена на определение уровня усвоения детьми материала, изучаемого в течение учебного года, выявление УУД.
1.8. Формы подведения итогов реализации дополнительной программы
Формой подведения итогов реализации данной программы являются
участие детей в городских конкурсах и фестивалях «Солнечный Зайчик» и городской интеллектуальной олимпиаде «Почемучки», открытые занятия с присутствием родителей, конкурсы, викторины, математический КВН.
II Условия реализации программы.
Порядок приема учащихся:
1. В объединение принимаются воспитанники 4-5 лет.
2. Каждый поступающий в объединение предоставляет справку о состоянии здоровья.
3. С родителями воспитанников заключается договор.
Материально-техническое обеспечение
Для успешной реализации программы должно быть соответствующее материально-техническое обеспечение, необходимо соблюдение методических рекомендаций и эффективное использование на занятиях дидактического материала.
Для проведения занятий по данной программе рекомендуется оборудованное помещение (согласно требованиям санитарным нормам, мебель должна соответствовать росту воспитанников; должно быть хорошее освещение; для пособий и материалов нужны полочки и шкаф. Помещение обязательно должно регулярно проветриваться. В комнате, где проводятся занятия, воспитанник должен чувствовать себя спокойно, свободно. При оформлении кабинета необходимо учитывать санитарно-гигиенические и эстетические требования.
кабинет для занятий;
магнитная доска;
числовой фриз на стене;
счеты, палочки, наборы кассы цифр, счетный материал;
часы настенные;
календарь;
измерительные приборы и инструменты: весы, термометры, мерный стакан, линейка, сантиметр;
крупный и мелкий строительный материал;
набор посуды, мебели, одежды к куклам
III СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ДЛЯ ПЕДАГОГА:
1. Альтов, Г. И. И тут появился изобретатель/ Г. И. Альтов, - М. : Детская литература, 1989.
2. Батенькова, Н. М. Орфография, грамматика в рифмовках занимательных/Н. М Батенькова, - М. : Просвещение, 1995.
3. Бененсон, Е. П. Математика для малышей/ Е. П. Бененсон,- М. : «Знание», 2000.
3. Бачурина, В. Н. Развивающие игры для дошкольников/ В. Н Бачурина,- М. : «Лада» ,2006.
4. 5. Белошистая, А. В. Современные программы математического образования дошкольников/ А. В. Белошистая,- М. : «Феникс» ,2005.
5. Волина, В. В. Веселая грамматика/ В. В. Волина, - Екатеринбург: АРД ЛТД, 1997.
6. Волина, В. В. Занимательное азбуковедение/ В. В. Волина, - М. : Просвещение,1991.
7. Венгер, Л. А. Дидактические игры по сенсорному воспитанию дошкольников/ Л. А Венгер, - М. : «Знание», 2001.
8. Волина, С. И. Праздник числа/ С. И. Волина, - М. : «Знание», 2003.
9. Гаврина, С. Е. Развиваем мышление/С. Е. Гаврина, - М. : «Просвещение», 2000.
10. Глинка, Г. А. Буду говорить, читать, писать правильно/ Г. А. Глинка, - С. -П. : Питер-Пресс, 1997.
11. Давыдов, В. В. Проблемы развивающегося обучения/ В. В.
12. Давыдов, - М. : Просвещение, 1982.
13. Данилова, В. В. Обучение математике в детском саду/ В. В. Данилова,- М. : «Академия», 2000.
14. Данилова, Е. А. Времена года/Е. А. Данилова,- М. : «РОСМЭН», 2003.
15. Данилова, Е. А. Противоположности/ Е. А. Данилова,- М. : «РОСМЭН», 2003.
16. Дорофеева, А. А. Логическое мышление/ А. А. Дорофеева, - М. : «Мозаика-синтез», 2000.
17. Дьяченко, О. М. Образовательная работа в детском саду по программе «Развитие»/ О. М. Дьяченко,- М. : «Новая школа», 2003.
18. Дьяченко, О. М. Дети, в школу собирайтесь/ О. М. Дьяченко,- М. : «Просвещение», 2006.
19. Дьяченко, О. М. Чего на свете не бывает/ О. М. Дьяченко,- М. : «Просвещение», 2001.
20. Жигалкина, Т. К. Математика/ Т. К. Жигалкина,- М. : «Дрофа», 2006.