елена шевелева
Дошкольное образование — современный взгляд на проблему
▼ Скачать + Заказать документы
Ориентация не на обученность и воспитанность детей, а на образованность утвердила приоритетные направления работы дошкольных организаций, осуществляющих образовательную деятельность. К ним относится всё то, что связано с качественными приращениями к личности ребёнка и со становлением его как субъекта деятельности и собственной жизни, а именно: обогащение индивидуального мировосприятия детей, поддержка их субъектной позиции в различных видах деятельности, личностно-избирательная целенаправленность, ценное отношение к окружающему миру. Значимость любой дошкольной образовательной организации определяется тем, какое место в ней отводится личности дошкольника, насколько внимательно дошкольные работники относятся к самой природе детства, учитывают самоценность этого периода жизни ребёнка.
Публикация «Дошкольное образование — современный взгляд на проблему» размещена в разделах
Сегодня развитие дошкольника является не фактором образовательной работы, а главной задачей, основным направлением педагогической работы и интегративной характеристики результатов дошкольного образования. В процессе взаимодействия дети должны располагать необходимыми степенями свободы, как проявлении уже сложившихся духовно-нравственных потенций, так и в освоении новых возможностей и горизонтов развития.
К одной из реальной возможности разрешения проблемы развития детей в процессе образования можно отнести сосредоточение внимания на самих возрастных ценностях и на их основе раскрытие содержательной и процессуальной сторон образования, его результатов. Это позволит преодолеть разрыв между внутренним планом психики детей и тем, что даётся в качестве содержания методов и форм их образования, определить новые формы со-деятельности, со-творчества, что служит источником совместных переживаний, сохраняя индивидуальность каждого субъекта, выстроить образовательный процесс с учё том двух типов детского развития: собственной активности ребёнка, его потребностями, желаниями и педагогически обусловленной активности, стимулируемой взрослыми.
Ценность дошкольного детства - это личностные проявления, воплощённые в специфике самосознания, действий, поступков детей, оценок окружающей действительности. Содержательную основу понятия "ценности дошкольного возраста" составляют психофизиологические особенности детей, которые находят практическое отражение и свой жизненный смысл в организации и осуществлении образовательного процесса, в разнообразных проявлениях детской субкультуры.
Каждая возрастная ценность дошкольного детства имеет свою значимость в развитии личностных сфер ребёнка, свою специфику проявления. Важной возрастной ценностью дошкольников выступают природная эмоциональность, эмоции. Доминирование эмоций в восприятии мира, осмыслении всего, что окружает ребёнка, в его творческой самореализации выводит эмоциональную сферу в ранг базовых основ личности дошкольника, "ядра индивидуальности" (А. В. Запорожец). Эмоции окрашивают общение, процесс познания, отношение ребёнка к окружающему миру. Яркие эмоциональные проявления придают особую выразительность детской жизни.
Эмоциональная жизнь дошкольников во многих проявлениях остаётся вынесенной за рамки педагогического процесса. Это во многом связано с тем, что долгие годы в образовании дошкольников важное внимание отводилось формированию сознания, развитию познавательной сферы, способов действий, привычек поведения, в значительной степени обусловлено и слабой научной разработанностью самой теории педагогического управления эмоциями. И хотя психологическая наука даёт ответы на ряд кардинальных для педагогики вопросов (о сущности эмоций, возрастных закономерностях их развития, отсутствие концепций, раскрывающих механизмы педагогического управления эмоциональной сферой, осуществление образовательного процесса через влияние на эмоциональную сферу личности является причиной того, что в ДОО часто не находят практической реализации мысли Л. С. Выготского о том, что можно не только талантливо мыслить и чувствовать и что только единство "аффекта и интеллекта" способно обеспечить полноценное, разноплановое развитие детей. Поэтому нужно продолжать разрабатывать концептуальную основу эмоционально развивающегося образования, раскрывать проблему развития дошкольников с учётом эмоционального компонента. Эмоциональный компонент должен присутствовать в процессе организации всех видов деятельности.
Откровенные испуг, слёзы, радость, переходящая в восторг - естественные для ребёнка состояния при восприятии художественной литературы. вытеснение из жизни ребёнка книг, формальное отношение к художественному слову означает, что мимо податливой души пройдёт уникальная возможность образного мировосприятия, останется непознанным особое звучание художественного текста, искреннее волнение за любимого героя, постижение ценностей через переживания и сопереживания литературным персонажам.
Изобразительная деятельность обладает уникальной возможностью образного самовыражения, передачи своих впечатлений, отношения к различным сторонам миропознания. важно, чтобы решение задач усвоения художественно-образной сущности изобразительного искусства, способов изображения не загасило главного - потребности ребёнка воплощать в выразительных образах ценностные стороны бытия, свою сопричастность к миру, единство с ним.
Музыка может обобщить мысли, поднять их над обыденным, через переживание привести к изменению личности (её вкусов, потребностей, мотивов поведения.) Благодаря сочетанию выразительных средств с поэтическим словом (в песнях, движениями (в танцах) художественные образы становятся более яркими и разнообразными.
Эмоции цементируют игру, делают её увлекательной, повышают тонус, который необходим каждому ребёнку для его душевного контроля. В игре ребёнок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает мир человеческих отношений. Любые педагогические влияния на игру должны прежде всего строится в логике эмоционального взаимодействия педагога с детьми, влияния на эмоциональную сферу личности дошкольника.
Ориентация на возрастные особенности детей, в число которых входит природная эмоциональность, - условие и важный фактор эффективности дошкольного образования, оптимального развития каждого ребёнка в образовательном процессе дошкольных организаций.
Литература
Н. С. Ежова "Дошкольное образование и мир детских эмоций: теоретико-методические основы взаимовлияния". Тула, 2014
Н. С. Ежова "Педагогический процесс в дошкольном учреждениях : научный взгляд// Дошкольное воспитание. 2013, №3
В. В. Зеньковский "Психология детства". М. ,1996
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. Приказом минобрнауки России от 17.10.2013 №1155
Научно-практический журнал "Управление ДОУ", 2015, №9 (114)