Папки-передвижки

Дошкольное образовательное учреждение и начальная школа в едином образовательном пространстве

Галина Фролова
Дошкольное образовательное учреждение и начальная школа в едином образовательном пространстве

Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей.

Пусть, став учеником, ребёнок продолжает делать то,

что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни

постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений».

В. А. Сухомлинский.

Поступление в школу важнейшее событие в жизни дошкольников. С ним связаны надежда и опасения, радость и тревога.

Публикация «Дошкольное образовательное учреждение и начальная школа в едином образовательном пространстве» размещена в разделах

С введением ФГОС ДО произошло смещение акцента в понимании готовности ребёнка к обучению в школе с интеллектуального (формирование знаний, умений и навыков) на личностный, который определяется сформированной «внутренней позицией школьника» (способностью ребёнка принять на себя новую социальную роль ученика). Ведущими становятся сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребёнка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания.

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Если ребёнок оказывается неподготовленным к школьным занятиям, в классе он будет испытывать дискомфорт, так как здесь меняется его социальная позиция, ребёнок включается в особый режим.

Сегодня организация преемственности дошкольного и начального общего образования требует нового подхода. Преемственность рассматривается нами как объективная и необходимая связь между новым и старым, как переход от одного уровня образования к другому.

Преемственность с позиции школы – это опора на тот познавательный опыт, который имеется у ребёнка, поступившего в первый класс. Построение работы в школе должно идти с учётом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребёнка.

Преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация на требования школы, а значит - формирование у дошкольников фундаментальных личностных качеств, служащих основой успешного школьного образования.

Преемственность должна обеспечить постепенное развитие и углубление знаний, усложнение требований к умственной деятельности, формирование личного и общественного поведения.

Перед воспитателями ДОУ на сегодняшний день стоят три задачи: организационная (заинтересовать дошкольников школьной жизнью); методическая (постоянно повышать уровень собственной компетентности); психологическая (психолого-педагогическое сопровождение воспитанников старших, подготовительных групп и обучающихся в первом классе школы).

Установление преемственности между МБДОУ № 40 и начального звена Гимназии № 18 на протяжении многих лет способствует созданию единого образовательного пространства и осуществляется в тесном контакте педагогов через такие формы работы как:

- изучение содержания дошкольного и начального школьного образования;

- выявление факторов, влияющих на переход дошкольника в статус ученика;

- ежегодно педагоги составляют совместный годовой план работы ДОУ и начальной школы, целью которого является реализация единой линии развития ребёнка на этапах дошкольного и начального школьного детства, который утверждают руководителями ДОО и Гимназии).

План состоит из трё х разделов:

1. Организационная работа:

- закрепление за воспитателями учителей начальных классов;

- создание образовательной развивающей среды (организация предметно-развивающей среды и жизненного пространства для обеспечения разнообразной деятельности детей ДОУ и начальной школы с учётом их возрастных и индивидуальных способностей);

-применение единого подхода в приобщении детей к здоровому образу жизни (привитие гигиенических навыков, воспитание культуры поведения и т. п.);

- своевременный медицинский осмотр детей;

- воспитание в игре;

- оказание шефской помощи ДОО.

2. Методическая работа.

Проводим совместные:

- педсоветы, семинары-практикумы, круглые столы, методические объединения;

дискуссии, консультации, выставки, конкурсы, различные мероприятия.

Традиционными стали:

- экскурсии в Гимназию (на школьный двор, в библиотеку, музей, спортзал, медицинский кабинет);

- взаимопосещение уроков в первом классе и игровых занятий в подготовительной группе.

3. Работа с родителями:

-оформление стенда «У школьного порога», родительские собрания, консультации специалистов.

Реализуя план по преемственности, ежегодно в августе за воспитателями подготовительных групп были закреплены учителя первых классов Гимназии № 18. В сентябре каждого года на методическом объединении воспитателей подготовительных групп и учителей начальных классов Гимназии № 18 мы рассматриваем факторы, влияющие на переход дошкольника в статус школьника.

Изучаем и обсуждаем образовательные программы первого класса и подготовительной к школе группы, на основании чего составляем годовой план работы по преемственности. Рассматривая содержание ФГОС ДО и ФГОС начального общего образования, мы пришли к выводу, что стандарты определяют одинаковые требования к результатам освоения основных образовательных программ как дошкольного так и начального школьного образования.

На основании требований ФГОС ДО и ФГОС НОО мы составили портрет выпускника и пришли к заключению, что выпускник ДОО должен овладеть умением работать по правилу и образцу, а это и есть базовый компонент регулятивных универсальных учебных действий – умение планировать и принимать учебную задачу. Таким образом, преемственность заключается в работе над единой линией содержания (представлено в таблице).

Чтобы добиться положительных результатов в решении поставленных задач по преемственности проводим мероприятия, ставшие за многие годы традиционными. Это:

- совместный педсовет по адаптации первоклассников;

- экскурсии в Гимназию (поздравление школьников на торжественной линейке с началом учебного года, знакомство с Гимназией: экскурсии на школьный двор, в библиотеку, музей, спортзал, медицинский кабинет, столовую, компьютерный класс);

-методические объединение учителей и воспитателей с целью взаимообогащения опытом по внедрению современных технологий в образовательный процесс;

- посещение уроков в первом классе у учителей Гимназии № 18, где дошкольники знакомятся с классной комнатой, правилами поведения ученика на уроке;

- посещение учителями 4-х классов игровых занятий в подготовительной группе;

- совместные мероприятия (акции, конкурсы по ПДД, встречи в клубе «Маленький горожанин», и т. п.);

- приглашаем к участию родителей воспитанников, проводим дни открытых дверей, два раза в год проводим родительские собрания с участием учителей Гимназии № 18 («Предшкольная пора» - сентябрь, «Ваш ребёнок вступает в школьную жизнь» - май) На собраниях выступают и учитель-логопед, и педагог-психолог.

Сегодня ведущей в образовательном процессе ДОУ стала диалогическая форма общения с воспитанниками, которая способствует развитию у ребёнка активности, инициативности, чувства собственного достоинства и самовыражения, формирует уважение и доверие к взрослому. Используются такие современные технологии как игровая, экспериментирование, проблемное обучение, элементы ТРИЗ, моделирование.

В портрете будущего выпускника ДОУ мы видим: физически и психически здорового ребёнка, у которого развиты познавательные умения (их интеграция, логические операции, знаково-символическое моделирование, информационные умения. Развиты психологические процессы: речь, память, внимание, мышление, воображение. Развиты регулятивные умения: эмоционально-волевая сфера, произвольная деятельность, способность планировать и оценивать собственную деятельность. Развита моторика и пространственные представления. Сформирована мотивация к обучению в школе, понимают статус школьника.

Таким образом, мы можем предположить, что в результате преемственности в работе, выпускники ДОУ будут способны успешно обучаться в начальной школе.

Публикации по теме:

Система работы по применению педагогических технологий в образовательном пространстве детского сада «Система работы по применению педагогических технологий в образовательном пространстве детского сада». Автор: Толмачёва Ольга Анатольевна,.

Анализ программ и учебников русского языка по УМК «Школа России» и «Начальная школа 21 века» .

Доступность качественного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Сузунского района «Сузунская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников.

Классный час «Мы рождены не для войны». Начальная школа Великая Отечественная… В этой войне мы потеряли почти 27 миллионов… 27 миллионов человеческих жизней… «Никто не забыт, ничто не забыто…».

Конспект урока математики для 3 класса по теме «Решение составных задач» по УМК «Начальная школа 21 века» Урок математики в 3 классе по программе «Начальная школа 21 века» Тема: «Решение составных задач» Цели: Закрепление умений решать сложные.

Осенний праздник «Во деревне-то в Ольховке» (Начальная школа, 2 класс)Осенний праздник «Во деревне-то в Ольховке» (Начальная школа, 2 класс) РУсские традиции. Как интересно и увлекательно, не навязывая свое мнения, познакомить ребят с традициями родной страны? Как показать богатство.

Прощай, начальная школа! ВидеоПрощай, начальная школа! Видео Отзвенели последние звонки и наступили долгожданные каникулы. Мои ученики успешно перешли в пятый класс и только я оставлена на повторный.

Сценарий праздничного мероприятия «День победы — чтим, помним» старшие группы и начальная школаСценарий праздничного мероприятия «День победы — чтим, помним» старшие группы и начальная школа Праздник, посвященный Дню Победы. Подготовила: Мананкова А. Ю. Музыкальный руководитель Действующие лица: Ведущий – Садчикова Л. А. Ведущий.

Сценарий «Прощай начальная школа» «Прощай, начальная школа» ГОЛОС ЗА СЦЕНОЙ: В саду распустилась сирень, Прощаться настала пора. И в этот прекраснейший день Мы ждем вас.

Создание модели духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательном пространстве ДОУ Курочкина Екатерина Владимировна, старший воспитатель МБДОУ "Детский сад № 8" Из Концепции государственной политики в области духовно-нравственного.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Дошкольное образовательное учреждение и начальная школа в едином образовательном пространстве
Опубликовано: 18 сентября 2017 в 07:27
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД