Папки-передвижки

Досуговая деятельность детей с ОВЗ в обществе здоровых людей

Светлана Манакова
Досуговая деятельность детей с ОВЗ в обществе здоровых людей

Досуговая деятельность - это не только биолого-физиологическая потребность детского организма в отдыхе, т. е. досуг выполняет не только психофизиологическую функцию, но и социокультурную.

Эти функции в равной степени относятся и к здоровым детям,и к детям с ограниченными возможностями. Так как ребенок с ограниченными возможностями здоровья является полноправным членом общества, он может и должен участвовать в его многогранной жизни, а общество обязано создать для него специальные условия, предоставляющие ему равные с другими людьми возможности для удовлетворения всех его прав. Ребенок с особыми нуждами имеет такие же задатки и способности, как и его нормально развивающиеся сверстники. Задача общества, помочь ему обнаружить, проявить и развить свои дарования с максимальной пользой для семьи и общества.

Публикация «Досуговая деятельность детей с ОВЗ в обществе здоровых людей» размещена в разделах

Участие в различных видах досуговой деятельности является необходимой областью социализации и самоутверждения детей с ограниченными возможностями, но часто ограничено, в связи с недостаточным уровнем развитости и доступности. К счастью в нашем городе есть реабилитационный центр "Журавлик" ,где получить помощь и поддержку может любой ребёнок -инвалид.

Отдых, досуг и восстановление душевных сил, – важные составляющие в жизни каждого человека. Дети с ограниченными возможностями лишены возможности заниматься продуктивной деятельностью. Именно поэтому досуг играет для них огромное значение. От его формы, вида и качества напрямую зависит успех реабилитации и интеграции ребёнка с ОВЗ в общество.

К наиболее распространенным формам организации досуговой деятельности для детей и подростков с ОВЗ можно отнести:

1. Создание кружков и клубов.

2. Кружки прикладного творчества.

3. Кружки художественного самодеятельного творчества, в том числе литературного или творческого объединения со смешением жанров.

4. Клубы выходного дня для родителей детей-инвалидов.

5. Игровые программы (специально подготовленные, с учетом физических и умственных способностей детей с ограниченными возможностями).

6. Организация праздников, концертов.

7. Постановка спектаклей.

8. Организация информационно-просветительских программ.

9. Проведение различных реабилитационных программ, например, арт - терапия

Основные формы работы с детьми инвалидами:

Вечера общения (праздники, детские утренники, вечера отдыха).

Праздник – это радость, ощущение счастья. Он способен поднять настроение, улучшить самочувствие. И в последние годы все чаще приходится слышать о праздникотерапии – реабилитационной технологии, основанной на использовании возможностей праздников. Здесь элементом социокультурной реабилитации является волевой потенциал и оптимистическое настроение. Праздники помогают семьям с инвалидами выйти из изоляции, обрести уверенность в своих силах, завести новых друзей. Культурно-досуговые мероприятия должны проходить интересно. Все праздники обязательно отмечаются большими концертными программами, главные участники которых –как здоровые дети,так и дети с ОВЗ. Под руководством педагогов они готовятся к досуговым и развлекательным мероприятиям: конкурсам, концертам, вечерам.

Участие в организации и проведении праздников создаёт уникальные условия значительного позитивного воздействия на физический статус и психоэмоциональную сферу инвалида. При этом возможно как пассивное, так и активное участие в мероприятиях. Главный принцип – это принцип включения. И ещё главный момент. Чем больше на празднике будет здоровых детей,тем лучше-будь то волонтёры,или братья и сёстры участвующих ребятишек с ОВЗ.

Реабилитационный потенциал – чередование различных элементов праздника (игра, театрализация, музыка и др., общение с прекрасным – формирует позитивную эмоциональную среду, помогает человеку посмотреть на мир вокруг себя другим взглядом, в котором меньше тревоги, боли и одиночества, дарит ощущение победы над своей болезнью и своими страхами.

Праздник может проводиться в виде театрализованного представления. Очень важно, чтобы в нем принимали участие как можно больше детей с инвалидностью вместе со здоровыми детьми. Считается, что даже пассивное присутствие на мероприятии детей с ОВЗ способствует их социальной адаптации. Поэтому детям с тяжелыми формами инвалидности присутствовать на празднике необходимо. Например, в театральных постановках могут и должны принимать участие не только здоровые дети, умеющие ходить, говорить, но и ребята со множественными нарушениями или на коляске. В этом случае им поручаются роли без слов или с небольшим количеством слов или с восклицаниями. Например, сказка «Колобок». Можно ввести дополнительную роль для не говорящего мальчика – роль второго волка-молчуна. Ребенок одевает костюм, участвует в действе и выходит в конце спектакля на поклон. Только представьте, сколько положительных эмоций получит мальчик, участвуя в представлении!

Также, праздник – это замечательная возможность применить новые технологии, предложить гостям торжества необычные развлечения. Большинство из нас знакомо с понятием – «рисование на лице». Разрисовывание лиц – это веселое развлечение, которое нравится и детям и взрослым. Грим на лице великолепно дополнит карнавальный костюм и создаст единый образ. Можно пригласить молодых волонтёров, неравнодушных ребят-художников,предварительно объяснив им ситуацию. Их цель - быть открытыми для общения и творчества,уметь вызвать ребёнка на контакт.

Прекрасным вариантом проведения праздника может стать игра в сказку. Самое главное, не зацикливаться на «собаке, кошке и принцессе». Необходимо рисовать все, что окружает сказочных героев. Это и море, и дерево, и бабочка, и ветер. Важно, что ребенок, рисующий на лице, видит не нос-рот-глаз, а пространство для изображения: создаются условия для развития воображения и происходит момент самовыражения. Ведь когда наше лицо скрывает маска, нам легче выразить себя. В этот момент ребенок забывает, что «он не такой, как все». И он не просто передает художественный образ, он подключает свои театральные способности, учится свободно выражать свои чувства. По окончании процесса – фотосессия.

Праздником можно отмечать многие события: приход весны, прилет птиц, начало нового учебного года и т. п. Праздники дают возможность детям с ограниченными возможностями здоровья радоваться жизни, способствуют улучшению их психологического состояния, помогают обрести уверенность в своих силах.

Участвуя в таких мероприятиях, каждый ребёнок с ОВЗ имеет возможность показать свои способности или просто продемонстрировать стремление необходимости в социуме.

Нужно отметить,что на концертные благотворительные мероприятия и спектакли (даже на платные

мероприятия многие учреждения культуры оставляют бесплатные билеты для детей- инвалидов, что даёт возможность детям с ОВЗ больше проводить досугового времени в обществе здоровых детей. Дети все вместе сидят в зрительном зале, играют в общие игры в антрактах,вместе обсуждают увиденное.

Большой отклик у детей с ОВЗ вызывает народная музыка,поэтому с удовольствием они принимают участие в фольклорном фестивале.

Участие в фольклорном фестивале для детей инвалидов означает расширение коммуникативного пространства, осознание своего единения с другими членами общества. Используемые здесь игровые элементы,народная музыка,необычные музыкальные инструменты имеют и адаптивное, и лечебно-оздоровительное, и эмоциональное значение. Вместе с обычными ребятами из фольклорных коллективов дети с ОВЗ водят хороводы,играют в игры,танцуют. Дети с ограниченными возможностями здоровья не изолированы от других детей, а интегрированы в общеобразовательную среду. Цель такого взаимодействия создать психологический комфорт,учиться азам общения со сверстниками. Мы наблюдаем уникальный процесс, когда развитие обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья ребят, идет через контакт с детьми общеобразовательных классов.

Хорошие возможности для социальной реабилитации детей инвалидов дают методики игротерапии : используются игры, способствующие развитию внимания, памяти, наблюдательности. Игровые программы с песнями, танцами, викторинами способствуют активизации участников, межличностному общению, снижению усталости. В народных играх сконцентрирован положительный опыт поколений, динамические процессы жизни. Они развивают целеустремленность, лидерство, дают мышечную разрядку, способствуют приближению к ритмам природы. Большое преимущество в развитии детей-инвалидов имеют коллективные игры. Для участия в них создается группа. Обязательно в группу нужно включать несколько здоровых детей. Так между детьми начинают завязываться дружеские отношения,появляется понятие взаимовыручки. В группе ребенок развивается интеллектуально, обогащается социальным опытом, учится проявлять свою индивидуальность. Если проводить соревновательные игры, он ощущает себя частью коллектива, переживает за свою группу, в случае выигрыша команды, испытывает гордость, радость, ощущение своей причастности к этому. Отдельные виды соревнований могут быть рассчитаны на совместное участие детей и родителей. Полученные ребёнком инвалидом положительные эмоции через участие в массовых мероприятиях, дадут эффект, если будут проводиться системно, в рамках целевых программ.

Большую роль в досуговой деятельности занимает игровая деятельность с элементами театрализации.

При этом важно, чтобы были учтены психические и физические особенности участников: игра не должна ставить участников в затруднительное положение и вызывать у них неуверенность в своих силах. Игротерапия на открытых сценических площадках востребована и детьми, и взрослыми. Театрализованные действа на открытых сценических площадках несут раскрепощение и зрителю, и актеру. Нередко зрители становятся актерами. Вовлекаемые в действо люди с ограниченными возможностями здоровья как бы «отыгрывают» болезненные для себя жизненные или психологические ситуации, ищут и приобретают оптимальные жизненные роли. Для детей-инвалидов это естественное занятие и способ моделирования отношений с окружающим миром и развития личности, для взрослых – лояльный и безопасный метод исследовать свой прошлый опыт. Такая игра,которую проводят здоровые актёры на сцене вместе с актёрами с ограниченными возможностями позволяет сбросить напряжение, избавиться от депрессии, побуждает активизироваться физически и умственно в спонтанном выражении, погружает участников в атмосферу эмоционального комфорта.

Весьма популярен кукольный театр, особенно театр ростовых кукол (большие кукольные персонажи оптимальны для открытых сценических площадок в силу яркости и размера). Программы с участием различных кукол: перчаточных, тростевых, ростовых, марионеток – воспринимаются детьми-инвалидами (да и взрослыми) иначе, чем игра обычных актеров, даже если те искусно загримированы. Ведь кукла несет в себе закодированный образ, воспринимаемый даже самыми маленькими зрителями с инвалидностью. И это не образ игрушки, а гораздо более глубокий и древний персонаж, спонтанно погружающий нас в сказочную реальность.

Куклотерапия напрямую связана с технологиями сказкотерапии – ведь архетип сказки сам по себе является исцеляющим, в нем зритель как будто вписывается в философскую сказку со счастливым концом, история служит средством встречи с самим собой. Дети с ограниченными возможностями здоровья приобретают знания о законах жизни и способах проявления созидательной творческой силы, о моральных нормах и принципах социальных взаимоотношений. Они с удовольствием вместе с обычными детьми одевают кукол на руку и играют в кукольный театр. Сказка учит ребенка с инвалидностью продуктивно преодолевать страх, активизировать творческий потенциал

с оптимизмом смотреть в будущее.

Большое значение для детей с ограниченными возможностями имеют вечера знакомств, целью которых является помочь детям с ОВЗ обрести новых друзей. Нередко такие вечера проводятся совместно со здоровыми детьми. Ребята быстро находят общий язык,потому что и те и другие знают,что такое интернет,сотовый телефон и компьюторные игры. Дети с ОВЗ на равных участвуют со здоровыми ребятами в продуманных конкурсах (чаще всего интеллектуальной или познавательной тематики). Не надо разделять детей, имеющих ограниченные возможности здоровья и детей из обычных классов. И это дает свои положительные результаты: повышает уровень развития и социализации одних и формирует человеколюбие других.

Часто такие знакомства переходят в дружбу.

Таким образом, активная досуговая реабилитация в обществе здоровых людей позволяет детям с ограниченными возможностями реализовать себя и свою потребность в общении, возможность увидеть окружающий мир, встретиться с людьми, переживающими сходную ситуацию, и понять, что им доступно если не все, то почти все. Такие дети начинают лучше управлять своими эмоциями, становятся более успешными в коммуникативной деятельности, а родители отмечают стабилизацию самооценки детей и адекватную реакцию на различные ситуации общения.

Публикации по теме:

Досуговая деятельность с родителями «Происшествие в детском саду» Досуговая деятельность с родителями «Происшествие в детском саду» Участники: родители и дети разновозрастной группы (от 3 до 5). Дети младшего.

Досуговая деятельность в центре раннего развития Праздник «Осенины – именины осени» Цель: создавать условия для культурно-художественной социализации воспитанников ЦРР. Задачи: • способствовать.

Досуговая деятельность в старшем дошкольном возрасте. Чем занять детей в детском саду в вечернее время?Досуговая деятельность в старшем дошкольном возрасте. Чем занять детей в детском саду в вечернее время? В ходе проведения режимных моментов и всего воспитательно-образовательного процесса, особое место занимает время свободной деятельности.

Культурно-досуговая деятельность «День лета и детей»Культурно-досуговая деятельность «День лета и детей» Предварительная работа: Каждая группа разучивает кричалку о лете, с которой она ходит по станциям. По желанию выучить несколько стихотворений.

Культурно-досуговая деятельность детей младшего дошкольного возраста Проект «Культурно-досуговая деятельность детей младшего дошкольного возраста Тема: Организация игровых театрализованных досугов - как средство.

Культурно-досуговая деятельность детей младшего дошкольного возраста Проект «Культурно-досуговая деятельность детей младшего дошкольного возраста Тема: Организация игровых театрализованных досугов - как средство.

Культурно-досуговая деятельность в разновозрастной группе. Планирование на год Сентябрь 1 неделя Тема недели "Я и детский сад" Тематическое развлечение: «День знаний» 2 неделя Тема недели "Мои любимые игрушки" Театр.

Культурно-досуговая деятельность во второй группе раннего возраста М-ц неделя мероприятие сентябрь1 Экскурсии по детскому саду 2 Наблюдение за праздником по ПДД старших дошкольников 3 Путешествие по территории.

Совместная досуговая деятельность с родителями «В гостях у сказки» Первая младшая группа Цель: Приобщение родителей к организации досуговой деятельности детей младшего возраста. Программные.

Тематическая образовательная досуговая деятельность ко Дню народного единства «От дружбы Родина сильней»Тематическая образовательная досуговая деятельность ко Дню народного единства «От дружбы Родина сильней» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Досуговая деятельность детей с ОВЗ в обществе здоровых людей
Опубликовано: 6 апреля 2017 в 10:34
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД